Путешествие через всю страну. Монастыри. Двенадцатый день в зимней Черногории

Этот день начался рано, мы даже специально завели будильники. Позавтракали, собрались и выехали в дальнее по черногорским меркам путешествие — через всю страну. Рано утром был страшный туман, такой, что я не видел даже ближайшую скалу, до которой несколько десятков метров. Сперва отправились в сторону Подгорицы, и исполнили мою давнюю мечту: побывали в монастыре Дайбабе, у мощей старца Симеона Дайбабского.

Это преподобный старец, канонизированный в 2010 году. Он родился в 1854 г., учился в Киевской духовной семинарии и академии, потом изучал философию в Сорбонне. После этого вернулся в Киев, и в лавре принял иночество. С тех пор до конца жизни жил в Черногории, в окрестностях Подгорицы, в местечке Дайбабе основал пещерный монастырь, настоятелем которого был почти полвека, до конца жизни (1941).

Давно я мечтал там побывать, и вот, наконец, мечта исполнилось. Монастырь представляет из себя пещеры с оборудованным входом, церковной лавкой снаружи. Пещерки, конечно, маленькие, не сравнишь с киевскими, а тем более со псковскими, но впечатляют. В них оборудовано несколько маленьких церквушек площадью буквально по несколько метров. И мощи самого старца Симеона находятся в специальной деревянной раке в пещерной церкви.



Это был второй день Рождества, ещё всюду ощущаются отголоски праздника. У мощей небольшая группа мирян читала акафист.

На территории монастыря мы увидели памятник святым Царственным Страстотерпцам. Их здесь очень чтят. Сербская церковь их канонизировала ещё в 1980-е годы. Икона Царской семьи есть почти в каждом храме.

Побывав в Дайбабе мы выдвинулись в дальнейший путь, и, объезжая с краю Подгорицу, заехали в книжный супермаркет. Это тоже была моя давняя мечта. Пробыли там минут 40. И я, и Милош купили интересные книги для пополнения своих библиотек.

Потом отправились дальше, к моему излюбленному Острогу. Про этот монастырь я в своё время много писал, я его называю «Сердцем Черногории». Милош говорит, что Острог и Цетинский монастырь — две главные их святыни.

Пока мы ехали от Подгорицы до Даниловграда, погода стала очень хорошей, туман рассеялся, и светило солнце. При подъезде же к Острогу, путь к которому идёт по очень крутому горному серпантину, снова появился туман — местами сплошной, а отчасти разорванный, клочками.



Я в какой-то мере пожалел, что мы не сможем в полной красе рассмотреть всё великолепие каньона реки Зеты, но виды сквозь обрывки тумана и облаков, что вверх, что вниз, были тоже по-своему великолепны. Кстати, ещё ни один мой приезд в Черногорию не обошёлся без посещения Острога. Кум Милош сказал, что пусть это станет доброй традицией.

Побывали мы, конечно, у мощей святителя Василия Острожского, сделали некоторые покупки и отправились дальше, уже другой дорогой и в другое место.


Колашин

Другим местом для нас стал черногорский городок Колашин, который находится на севере страны и является административным центром района. По широте он находится примерно на уровне Никшича, но ближе к сербской границе.

Интернет сообщает, что в Колашине 3000 жителей, местный же народ говорит, что их там 6000 человек. От Цетинье до Колашина около 100 км.

Сначала мы ехали от Острога до Подгорицы обычной дорогой, потом выехали на автобан, платную дорогу. Протяженность его всего километров 40, но впечатлений много. Дело в том, что и природа и деятельность человека поражают здесь воображение. Мы проехали три реки: сперва это была Зета, потом Морача, и в конце концов знаменитая северная река Черногории Тара. Вдоль автобана постоянно менялся пейзаж, горы становились всё выше, менялась растительность, появился снег, и его становилось всё больше. Дополнялась картина то сгущающимся, то рассеивающимся туманом.

Мы проехали много мостов, некоторые из них были по несколько сот метров, какие-то имели словно античную — арочную конструкцию. Но самое главное — это огромное число туннелей по дороге. Милош сказал, что ровно треть этой дороги, то есть больше 10 км — это туннели. Самый длинный из них, кажется, около 3 км, самые маленькие — не более 100 м. Дух захватывает от мысли, что ты мчишься внутри туннеля со скоростью 160 км/ч, а над тобой на протяжении трёх километров высится колоссальная масса горы, возможно километр, или больше в высоту. Черногорцы каких-нибудь сто лет назад не могли даже помыслить о таком. Людям, конечно, стоило огромных усилий сделать такую дорогу. Милош говорит, что есть идея продлить ее и дальше, до Белграда, и тогда путь от Подгорицы до сербской столицы займёт не более 4 часов. По дороге мы слушали очень хорошие черногорские и русские песни.

Так довольно быстро мы домчались до Колашина. Свернули с автобана на обычную дорогу, заплатили 3,5 евро, зато сэкономили, как сказал Милош, час-полтора времени.

Сразу стало видно, что здесь север. Снега больше, чем в Цетинье, природа немного другая. А ещё я это определил по дровам.

Вся Черногория в эти два зимних месяца согревается дровами. Не нужно это, разве что в приморских городах типа Будвы и Котора — там обходятся электрообогревателями, печи и камины мало у кого есть. Во всех же остальных городах и селениях я постоянно вижу дым из труб. Вообще у черногорцев отношение к отоплению как бы не очень рациональное. У нас в России, где отопительный сезон длится с сентября по май, в деревнях большие запасы дров, устроены дровяники, а печи очень рационально устроены, со сложными дымоходами, в которых кирпич запасает много тепла. Достаточно даже в самые лютые морозы стопить дважды в день печку, и будет тепло. Здесь же в основном используют камины, которые работают по принципу «буржуйки» — пока топишь, тепло выделяется, когда перестал топить, быстро выстывает. Поэтому у Милоша в Цетинье, например, камин топится практически весь день с утра до вечера.

В более тёплых частях страны отношение к дровам тоже «бросовое»: они могут лежать в пластиковых ёмкостях на улице, или просто валяться кучкой во дворе, едва прикрытые плёнкой. В Колашине же, где отопительный сезон дольше, отношение к дровам другое: их больше, для них часто оборудованы дровяники, и порой они даже сложены в невысокие поленницы прямо у стен многоэтажных домов, с дворовой стороны — видимо и там есть камины.

Итак, мы в Колашине. Навигатор быстро вывел нас к нашему небольшому, уютному четырехзвездочному отелю. Стоимость, кстати, обошлась всего в 60 евро в сутки за двоих. В Будве зимой самые дешёвые места 70-100 евро на человека, летом же 200-300 евро, не говоря уж о каких-то супер дорогих.

Номер был на втором этаже, окно выходило на дорогу и небольшую речку, которая бурно несла свои воды в Тару. Когда мы открывали окно, то слышали этот дивный шум реки. Внизу очень уютный и недорогой ресторанчик с богатым выбором вкусных блюд. Кстати, завтрак включён в стоимость проживания. В подвальном помещении очень качественно оборудовано место для СПА-процедур, которые полагаются каждому человеку на один час в сутки бесплатно. Этим мы и воспользовались вечером. Там была сауна, турецкая баня, небольшой бассейн и душ. После заселения мы ещё съездили в центр Колашина, погуляли по пешеходной зоне, зашли в кафе и полюбовались новогодне-рождественской атмосферой. Всё это в совокупности с чистым горным воздухом вокруг дало нам великолепнейший отдых после трудового дня.

Продолжение следует…

Вадим Грачев


ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ:

Все люди братья. Первый день в зимней Черногории

Догоняю лето. Второй день в зимней Черногории

Кумэ. Третий день в зимней Черногории

Сречна Нова Година! Четвёртый день в зимней Черногории

Чушь — это не чушь. Массовое убийство в Цетинье и Достоевский. Пятый день в зимней Черногории

В быту и на природе. Шестой день в зимней Черногории

Атмосфера Диккенса. Седьмой день в зимней Черногории

Где не бывает туристов. Восьмой день в зимней Черногории

Наслаждаемся солнцем. Девятый день в зимней Черногории

Сречан Бадни дан. Десятый день в зимней Черногории

Сречан Божич. Рождество Христово. Одиннадцатый день в зимней Черногории

В Колашине. Тринадцатый день в зимней Черногории

Итоги. Четырнадцатый день в зимней Черногории

До свидания, Черногория! Здравствуй, Сербия! Пятнадцатый день в зимней Черногории

«Места для вас нет, но на всякий случай подождите». Неожиданный эпилог. Часть первая

«Топлива немного осталось, надеюсь, до Москвы дотянем». Неожиданный эпилог. Часть вторая

Преображениепутешествия