37. Шиллер Ф. «Пьесы»
По-видимому, не так много я читал зарубежной классики, многое еще впереди. Другие авторы, как, например, Гейне, или даже Шекспир (за исключением сонетов) сильно не зацепили меня. Правда, Шекспира не любил, например, Лев Толстой, так что я в этом не одинок. А в этом небольшом блоке упомяну самых любимых, лучших из лучших.
Шиллер – один из самых чтимых мною западных классиков. Герои его пьес – это как будто повзрослевшие герои детско-юношеской приключенческой литературы: они возмужали, усложнились проблемы, стала другой жизнь, но приоритеты жизненные остались те же самые: долг и честь дороже жизни, высшие ценности – любовь, дружба, преданность, благородство. Представители его драматургии четко разделяются на героев и подлецов, в этих произведениях всегда натянутый нерв, обостренный конфликт и право выбора: каким быть. Это вечные темы, и пока живо человечество, Шиллер всегда будет нашим воспитателем и вдохновителем!
38. Диккенс Чарльз «Дэвид Копперфильд»
Один из самых-самых любимых зарубежных классиков – Диккенс. Интерес к нему подогревается еще и тем, что в 2000 г. я полгода прожил в Великобритании, и как раз в графстве Кент, где живал и Диккенс. Чатам, Кентербери, Лондон – это те места, где жил и работал мой любимый писатель, и посещать их для меня было необыкновенным удовольствием! Люблю многие его произведения, начиная с самого начала – с очерков Боза, но приведу в моем заветном списке два, наверное, самых любимых. Дэвид Копперфильд. Когда произносишь имя этого героя современной молодежи, то обычно с этим именем у них совсем другие ассоциации, и это печальное следствие современного информационного общества. Настоящего Копперфилда мало кто и знает, и это очень печально. А между тем, это великое произведение, настоящий учебник жизни, и все та же извечная борьба добра и зла, необходимость выбора между ними, да еще и в такой великолепной остросюжетной форме. Первый раз, помню, читал в Финляндии ровно 20 лет назад, вечерами после сбора клубники на грядках, с тех пор это произведение стало одним из самых любимых для меня вообще. А сколько фильмов снято по этому роману, спектакли поставлены, и все они невероятно талантливы! Всем настоятельно бы советовал с ним познакомиться и подружиться!
39. Диккенс Чарльз «Посмертные записки Пиквикского клуба»
Второе произведение Диккенса не менее любимое. Мистер Пиквик и его спутники – наивные маленькие человечки – это как Дон Кихоты, только в юмористической, пародийной форме. Пиквик борется за правду и справедливость, а поскольку, как известно, мир во зле лежит, то ему постоянно приходится набивать шишки в этом суровом мире, но все это приправлено невероятным диккенсовским юмором, и все заканчивается хорошо, поэтому чтение этого романа, а также, например, прослушивание МХАТовского спектакля – настоящее пиршество для души!
40. Теккерей У. М. «Ярмарка тщеславия»
Об этом произведении я впервые прочитал в воспоминаниях А.А. Яблочкиной, которая в Малом театре играла мисс Кроули. Видел классические фотографии актрисы в этой роли. А вскоре раздобыл и саму книгу – великолепно изданный двухтомник в суперобложках. Читал в деревне на летних каникулах, в середине 1990-х, забравшись на крышу нашего крыльца, загорая на жгучем июльском солнце. Так и ассоциируются у меня эти герои во главе с Бекки Шарп с моей деревней и июльской жарой на крыше. Роман интересен тем, что у него есть подзаголовок: роман без героя. То есть, все насельники этого произведения, начиная от Бекки, и заканчивая Бригс – компаньонкой мисс Кроули, — все они отрицательные. Но поскольку произведение приправлено изрядной долей юмора, то читать его легко и непринужденно. Позже у меня появилось и собрание сочинений Теккерея в 12 томах, красивое, ярко-зеленое, там есть чего почитать и кроме этого произведения, но «Ярмарка» — вершина его творчества.
41. Голсуорси Д. «Сага о Форсайтах»
Если предыдущее произведение ассоциируется с июльской жарой, то это – с январскими морозами. Тоже середина 1990-х, я в деревне на зимних каникулах. Отдыхаю, катаюсь на лыжах, ем щи со свининой, пью горячий чай. А по Петербургскому радио идет передача: актриса Елизавета Ивановна Тиме читает страницы многотомного произведения Джона Голсуорси «Сага о Форсайтах», в частности, небольшую повесть-интерлюдию «Последнее лето Форсайта» — о том, как умирал старый Джолион. Тут я впервые познакомился и с замечательным голосом Тиме и с произведением Голсуорси. И, недолго думая, пошел в нашу сельскую библиотеку, взял все четыре тома Саги и довольно быстро их прочитал. Это было погружение в мир английской аристократии конца 19-го века. Все произведения Саги охватывают лет 40-50. Те герои, которые в начале были юными, к концу произведения уже старики. В конце погибает и главный герой – Сомс Форсайт, спасая свою картинную галерею от пожара. Главная идея произведения, как говорит автор, борьба собственности и красоты. Богатые аристократы Форсайты, целый клан, привыкли все, что можно купить за деньги, считать своей собственностью. А красота, оказывается, за деньги не покупается. Доказательство тому – неудачный брак Сомса. Ну, в общем, все рассказывать не буду – кому интересно, тот сам прочтет.
42. Гюго В. «Отверженные»
Я не очень люблю Гюго, но из всех его произведений запало в душу вот это. Помню, опять же, в 2000 г. в Англии мы много общались с моим словацким другом Марьяном, и он как-то мне рассказывал, что есть такое замечательное произведение про Жана Вальжана, и название его произносил по-словацки, слово это сейчас не помню, а тогда, тем более, оно было мне не знакомо. На русском языке тогда про этот роман я тоже ничего не знал. В общем, ситуация была такая: содержание этого романа я узнал в пересказе Марьяна, названия его не знал, но знал, что написал его Гюго, а главного героя звали Жан Вальжан. Такая детективная история заставила, приехав домой в Россию, узнать, что же это за произведение. В добавок ко всему, посмотрел и старый голливудский фильм 1935 года, где в роли Жавера мой любимый Чарльз Лоутон. История Вальжана, конечно, почти невероятная, сюжет захватывающий, события многообразные, так что хотя бы ради этого можно включить Отверженных в сотню интересных книг.
43. Орци Эмма «Алый первоцвет»
Если предыдущие произведения зарубежной классики читающей аудитории, по-видимому, хорошо знакомы, то данное произведение, наверное, знают не все. А между тем, я не задумываясь, сходу включил его в список любимых книг. Эмма Орци – английская писательница венгерского происхождения. Думаю, что «Алый первоцвет» — вершина ее творчества. Знакомство с этим произведением для меня началось с фильма 1934 г. с Лэсли Ховардом в главной роли. А затем я разыскал и саму книгу, причем ее оригинал, изданный в Англии в 1905 г. Так что, как и в случае с Хэрриотом, это произведение я читал по-английски. Для человека традиционного мышления, для монархиста здесь прекрасно все: английский аристократ, маскирующийся под глупого светского денди, на самом деле отчаянная голова – он с риском для жизни спасает от гильотины французских аристократов. Для всех, и даже для собственной жены, он глупенький сэр Перси Блэйкни, а в другой жизни – «неуловимый мститель», скрывающийся под псевдонимом «Алый первоцвет». Больше не буду раскрывать интригу – вдруг кто захочет прочитать. Несмотря на некоторую наивность, произведение это просто великолепное, чудо как хороша книга во всех отношениях! Кстати, именно эта книга послужила толчком для появления в литературе особого героя – «мстителя в маске» типа Джесси Джеймса, Зорро и т. д. Есть перевод и на русский язык. Так что всем настоятельно рекомендуется как книга, так и тот старый великолепный фильм.
Вадим Грачев
ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ:
Мои сто книг. Детско-юношеская литература
Мои сто книг. Подростковая литература
Мои сто книг. Русская классика
Мои сто книг. Историческая, философская литература, мемуары
Мои сто книг. Театр, искусство
Мои сто книг. Литературоведение. Лингвистика
Мои сто книг. Советская литература