Дочитываю сейчас книгу Ю.Г. Алексеева «Государь всея Руси», посвященную личности государя Ивана Третьего. Все когда-то в школе изучали историю, у всех есть примерное представление об основных её героях, о происходящих событиях. Многое, конечно, и подзабыто изрядно. В наше информационное время иногда какое-то медийное событие способно всколыхнуть интерес к той или иной исторической личности. Все мы полтора года назад смотрели сериал «София». Можно сказать, что главным героем этого фильма является даже не Софья Палеолог, а именно Иван Третий. Фильмы такого рода очень часто далеки от исторической правды, особенно когда эту правду и историкам-то отыскать трудно, а порой даже сомнительны и в художественном плане, но у них есть одно неоспоримое достоинство: они возжигают в наших людях интерес к истории. Вот и у меня так же случилось. После фильма «София» фигура государя Ивана Третьего стала для меня особенно интересной. С тех пор всегда стараюсь что-то разыскать, узнать, прочесть про государя и его эпоху.
Книга Ю.Г. Алексеева вышла в 1991 году, и, несмотря на то, что написана в советской парадигме, все же она лишена марксистских классовых заклинаний и прочих недостатков тех лет. Видна большая симпатия автора к герою своего повествования. Можно даже сказать, что он является его апологетом, и это отрадно. Действительно, личность Ивана Третьего мало знакома широкой публике. Надо бы всячески пропагандировать в широких слоях людей этого устроителя нашего государства. В книге Алексеева (как, кстати, и в фильме «София») четко прослеживается основная сверхзадача: показать Великого Князя Ивана Васильевича как создателя единого русского государства. На этом пути было бесчисленное множество препятствий. Все тянули его назад, в прошлое, к феодально-удельной системе — Новгород, бояре, родные братья, мать. Кругом была масса врагов — Орда с талантливым и харизматичным ханом Ахматом, король Казимир, Ливонский орден. Но Иван Третий, как исполин, разрывая эти путы и оковы, выполняет Волю Божию и Историческую: из феодально-раздробленной гусеницы он создает прекрасную бабочку — новое, единое, мощное русское государство, которое по сути до 1991 года будет прирастать территориями и вберёт в себя шестую часть земли. Очевидно именно с того времени складывается мессианская, имперская идея у русского народа, вылившаяся в учение «Москва — третий Рим».
В наше расслабленное время порой так хочется быть похожим хоть в малой мере на этого великого человека, а порой так хочется ему помочь в его тяжелейшей жизни. Но он справился. Почти полвека находился на русском престоле этот гениальный человек, и за это время создал сильное единое русское государство. Читая книгу Алексеева, чувствуешь свою связь с русской историей, и понимаешь, что мы и есть продолжение этой истории. Как бы посмотрел на нас государь, как бы оценил наши поступки? Такое сравнение ко многому обязывает. После такой книги, соприкоснувшись в очередной раз с государем Иваном Васильевичем, уже по-другому смотришь на Москву, хочешь побывать у его гробницы в Кремле, приехать на реку Угру, посмотреть Коломну, или мужественный Алексин, который предпочел быть сожженным, но не сдаться врагу. Одним словом, всем бы рекомендовал эту книгу к прочтению!
Вадим Грачев
ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ:
О фильме «София» и интересе к русской истории
Мой читательский дневник: между адом и раем
Мой читательский дневник. Владимир Солоухин «Двадцать пять на двадцать пять»
Читайте также:
Просмотров - 1 723 Помочь сайту