Нет ничего, что не взаимосвязано.
Нет ничего, что незначительно.
Нет ничего, что не явилось бы знаком.
Нет ничего, что не могло бы научить.
Каждый звук может стать музыкой.
Каждое слово может стать истиной.
Каждый дом может стать раем.
Каждый может стать творцом.
Т. Санкина
Если человек талантлив, он талантлив во всем. Афоризм, приписываемый Леону Фейхтвангеру, когда-то звучал, наверное, свежо и броско, а нынче — скорее банально. Но за любой банальностью, на мой взгляд, есть определенный человеческий опыт, уже прожитый кем-то. Кому-то банальность, кому-то — открытие. А жить так, чтобы каждый день, каждое событие, человек или эмоция — это озарение, значит, оставаться всегда молодым, всегда быть готовым к познанию нового.
— Мне по-прежнему все интересно, — говорит о себе Татьяна — любой итог не более чем констатация, мне более важен процесс и то, что я в нем испытываю. Например, когда пишу стихи или картины, общаюсь, а не сплетничаю или просто с наслаждением плыву в море, а не пересекаю финишную ленточку в спортивном заплыве.
И все же, пытаясь рассказать о ком-то, волей-неволей журналист должен представить читателю некие вешки-зацепки, достижения, что его заинтересует и, если повезет, восхитит. Любя свою работу, я очень люблю своих героев. Иначе – нельзя!
Поэтому в начале о Татьяне Санкиной «сухим» языком: пятигорчанка, кандидат экономических наук, доцент, действительный член РМА, почетный работник высшего профессионального образования РФ, ветеран труда, член Международного союза журналистов, член союза писателей Москвы, автор более 200 научных работ, трех книг стихов и прозы, большого количества собственных песен (2 диска), член жюри бардовских фестивалей на юге России, более десяти лет возглавляла пятигорский клуб авторской песни и поэзии «Пятый угол».
Но мне гораздо интереснее говорить о Татьяне как о человеке, о личности, о ее творчестве; как это возможно – сочетать четкую и едва ли не инженерную логику с непредсказуемыми взлетами в строках, звуке и цвете?
— Да, мое первое образование – инженерно-экономическое, не забывайте – это еще и советская школа, где будилась мысль и смыслы, где между сутью и формой в приоритете – суть, а не натаскивание по тестам. Кстати, как преподаватель высшей школы, я с негодованием присутствовала в то время, когда эти тесты навязывались нам Болонской системой, писала их для студентов сама. Толк от тестов – лишь тем, кто их составляет, не более. Я рада, что наше образование ушло, наконец, от этой разрушительной системы. Надо теперь отказаться от образования как услуги. Позитивный фаталист, я надеюсь все это увидеть в своем адекватном возрасте.
Татьяна Санкина много лет работала в высшей школы, прошла путь от лаборанта до профессора, сеяла «разумное, доброе, вечное». А почему вдруг стихи, музыка? Вроде нелогично?
— Вовсе нет, — отвечает Татьяна. – Уже доказано, что у технического и художественного творчества – одни истоки. Научный факт. Видов творчества – множество, и все они связаны либо с практической деятельностью, либо с духовной. Осмелюсь предположить, что уникальность любого творчества – в создании объективно нового, чего до вас еще не было. Этим как раз и подтверждается, что человек – по образу и подобию Божьему. И он может быть творцом какого-нибудь кулинарного шедевра или музыкальной произведения: была бы душа неравнодушной.
И как здесь не сказать, что Таня увлекается еще и живописью. За радостными яркими красками импрессионистских полотен угадывается собственный стиль, когда не кисть касается полотна, а душа поет, раскрываясь чудесным цветком.
— Да, мне очень хотелось почувствовать кисть, краски, выразить себя как-то в этом. Даже сны такие снились, где я вольно и широко машу кистью, мазки мои уверенны, и я испытываю восторг от собственной свободы. Увы, в реальности все значительно скромнее, мне кажется, я так и не смогла эту свободу воплотить на полотне, я перед ним по-прежнему робею. Но вот с графикой … она оказалась мне значительно ближе: в ней больше мысли (как бы «от головы), чем от цвета (от эмоций).
И Таня рассказала историю, как в 2010 г. их бардовский клуб готовил издание «Кавказских рукописей» со стихами и песнями 124 авторов юга России. И накануне сдачи в типографию редактор позвонил: «Ну, что ты сделала рисунки к книге? Завтра идем».
И далее дословно:
— Я же не умею.
— Ну, тебе же нравится рисовать?
— Да.
— Вот и рисуй.
И новоиспеченный иллюстратор в 23 вечера сел за рукопись, пытаясь найти те стихи, которые вызывали бы наибольший отклик в душе. К трем ночи.12 графических иллюстраций в карандаше были готовы. При присущей Татьяне авантюрности она все же решила показать эти рисунки профессиональному художнику, все же ответственность. Иллюстрации были одобрены без колебаний. что до сих пор ее искренне удивляет. Так что можно сделать из этой истории как минимум два вывода: о пользе волшебного пенделя и «ничего не бойтесь».
Но больше всего ее обожгла стихия поэзии. Невозможно остаться равнодушной, читая ее строки о любви к русскому языку:
Ты — чистое начало,
мой русский золотой язык.
Через тебя познала
и собственной души азы.
Через тебя я в воле
коснуться хоть чуть-чуть основ
сакральных кодов боли
за Русь, чья бьется в сердце кровь.
Сильная, стильная, творческая, деятельная, кипучая натура, она пишет стихи и музыку, уже не мыслит себя без гитары. У Татьяны много авторских песен, глубоких по содержанию и неординарных по гармонии. Более того, Татьяна сейчас пишет книгу-пособие по музыкальной грамоте «для новичков», это такой специализированный и упрощенный вариант обучения инструменту для музыкантов-любителей, не стремящихся на сцену, но желающих в кругу друзей или семьи спеть, сыграть, саккомпанировать себе. Причем, по фортепиано. Почему нет? «Титаник» строили профессионалы…
В ней уживается ученый философ, глубоко и тонко осмысливающий жизнь, неисправимый романтик, витающий в облаках над морем бытовых проблем. И всегда рядом была мама Ольга Даниловна Степанова — удивительная женщина, одухотворенная, элегантная, в свои неполных девяносто лет любящая и любимая.
Первые робкие стихи появились более тридцати лет назад в ставропольском коллективном сборнике «Будем знакомы», где Татьяна была представлена среди участников краевых семинаров творческой молодежи, будучи студенткой политеха и начинающей журналисткой.
— В школе, наверное, пишут стихи многие. – Татьяна улыбается своей очаровательной улыбкой. Редкому собеседнику открывает она дверцу в свой внутренний мир. — Первые стихи были, конечно же, о любви и явным подражанием Пушкину. Они, конечно, затерялись, помню только, что они были наивными и, как сейчас понимаю, очень слабыми, полными всякими «красивостями» — одна строчка в памяти сохранилась: «…в предчувствии божественного чуда свидания с тобой».
Позже, в студенческие годы Тане повезло общаться с людьми, знающими и любящими поэзию, и она со всего размаху влюбилась в творчество поэтов Серебряного века, познакомилась с современными авторами. В Ставрополе регулярно проводились поэтические семинары, которые организовывали Ставропольское бюро писательской организации и краевой комитет комсомола, и это тоже был нужный опыт. Думаю, что личная сопричастность к процессу авторского обсуждения и помогли приблизиться к такому огромному миру, как Русская Поэзия. Параллельно Татьяна осваивала практическую журналистику в «Молодежной волне» краевого радио.
А потом был долгий двадцатилетний период молчания и, скорее всего, накопления. И книги по ночам. В августе 2000 года она попала на бардовский фестиваль в Домбае. И для нее это было таким открытием! Оказалось, что есть люди, которые пишут, пишут классно! Еще и гитара. И она сидела трое суток подряд, практически не спав, слушала, каждой клеточкой впитывая всё, о чем и как говорилось… «Душа моя как будто ожила» — сказала позже Таня.
Именно тогда, при возвращении из Домбая, в дребезжащем стареньком автобусе и появилось ее стихотворение, посвященное Марине Цветаевой — очень зрелое, относящееся уже не к стихам, а к поэзии.
— Может быть, потому, что по энергетике творчества её поэзия мне была наиболее близка. Может быть, потому, что я горячо переживала её личную судьбу. Может быть, в тот момент я была также космически одинока, как и она. Может быть, потому, что ее слог мне наиболее гармоничен по складу, строю. Может быть, именно тогда и именно на её творчество откликнулось моё вновь проснувшееся сущее. Может быть, потому, что тогда я много, по большей части горестно, размышляла о смысле жизни.
Но нет ничего, что бывает зря. Именно это стихотворение заняло первое место в международном конкурсе «Золотая строфа». И, похоже, придало какой-то уверенности. А ведь неуверенности тоже хватало. Потому что на тот момент времени не было вокруг нее соответствующей творческой среды, окружения, но было много неполетного быта, много работы. Как же Татьяна рада тому стечению обстоятельств, которое привело ее в Домбай к поющим поэтам и первой своей книжке стихов «Цикоревое лето».
И вот мы сидим в гостеприимной квартире моей героини, я с интересом изучаю необычный авторский дизайн, который превратил жилище в загадочный, неповторимый уголок счастья и красоты, но это совсем отдельная тема. Таня признается, что, пожалуй, была бы успешным дизайнером интерьера — дается легко! — если б судьба сложилась чуть иначе. С ней удивительно легко общаться: и понимание с полуслова, и внешнее обаяние, и глубина рассуждений при простоте и ясности изложения.
Мы говорили о том, что настоящая поэзия, однажды поселившись в сердце, никогда уже не покидает его. О том, что порой только белый лист бумаги — единственный друг и утешитель, что планета – прекрасна для жизни и радости, но найти ее можно только внутри себя, философски рассуждали о справедливости и несправедливости, о многом, что связано с творчеством.
Конечно, мы обсудили и вторую танину книгу стихов и прозы с интригующим названием «Роскошная стерва». Наше литературное сообщество взволновала эта книга. Оказалось, что и в названии, и в заголовке скрыта тоска, съедающая остро чувствующую женщину, боль одиночества, отчаяние горьких потерь. В ее стихах и пронзительная лирика, и стон сердца, и дерзкий вызов судьбе. Она обнажающе откровенна в своей поэзии. Невольно думается: «А каждый ли так сможет?»
Но через это чувство безысходности и пессимизма сквозит безмерная жажда жизни, свойственная Татьяне Санкиной, и ее умение все преодолеть, подняться над сонмом проблем. Она — созидатель собственной жизни, она творец, и этим многое сказано.
Наверное, еще и важно время, в котором появляется и формируется человек, его личность. Для Татьяны – это пик 70-80-х. Вот почитайте, вслушайтесь:
Конечно, не стали апостолами,
хоть жили полетами вымыслов.
В желании славы упорствуя,
желали духовно мы вырасти.
До спазма мышц — верными подданными.
Хребтами — по тюрьмам — смысл азбучный.
Не жали в кулак деньги потные.
Пусть в морду удар — после навзничь мы.
Седьмую нарушив из заповедей,
не прятались лживо и выспренне.
Сгорали в любовях мы заживо:
не нищими — тронно и искренне.
Конечно, мы все были грешниками,
в работе и спорах неистовы.
И бредили волей нездешнею.
Какими же были мы чистыми…
Сегодня Татьяна Санкина эти стихи исполняет как песню на своих концертах. Как говорил Блаженный Августин: “Кто поет о Боге, тот молится ему дважды”.
Проза Татьяны Санкиной так же оригинальна, как ее стихи. То залихватски ироничная, озорная, то позитивная, пронизанная желанием жить. Это исповедь души, согретой любовью, раненной разлуками и расставаньями. Через сумрак ночи брезжит рассвет, пусть еще не раскрашенный радугой радостной жизни, но уже несущий энергетику счастья и любви. Санкина как тонкий психолог умеет оценить каждое мгновение искреннего чувства, страсть и близость, обиду и всепрощение. Чистота сопереживания, полет души, доброта, нежность и мягкость — это бесценное богатство автора не спрячешь за вычурной мыслью и язвительной шуткой.
Поэтому в следующей книге «Лень, счастье и я», предисловие к которой написано А. Городницким,- перед нами уже другая лирическая героиня, которая, наверное, меняется с автором строк? Более уверенная в себе, более счастливая, лучезарная? Да, безусловно, говорит Таня, собственная жизнь и ее осмысление не могут не сказаться на творчестве, но все же не стоит смешивать автора с лирическим героем: есть и художественный вымысел, и эмоциональные гиперболы, и переживание описываемого образа.
Стемнело, а мы еще не устали общаться, расспрашивать, узнавать мнение, радоваться совпадениям. Несправедливо быстро промчалось время.
Но мы обязательно встретимся вновь, как бы банально это не звучало. Встретимся на ее собственном празднике — дне рождения, который выпадает на 14 февраля.
Таня любит дарить радость людям, поэтому середина февраля становится событием для друзей, которые традиционно спешат в дом Алябьева, на одну из лучших концертных площадок Пятигорска, чтобы поучаствовать в концерте, вновь испытать радость от встречи, напитаться доброй творческой атмосферой. Они непременно получают подарки, выигрывают призы в конкурсах. участвуют в мини-спектаклях.
Непредсказуемая, яркая Татьяна Санкина. В творчестве и в обыденной жизни. Есть силы быть, творить И для любви — отвага. Ведь еще ведь не написана строка, из-за которой загадочная планета под именем «Татьяна Санкина» появилась в нашем прекрасном и яростном мире.
Лариса Прозорова, член Союза журналистов России, Пятигорск.
Очередная музыкально-поэтическая встреча «ПОЕМ ВМЕСТЕ ЛЮБИМОЕ» состоится 15 февраля в 15.00 часов в доме Алябьева по адресу: Пятигорск, ул. Буачидзе, 1
Ведущая: Татьяна Санкина. Вход свободный.
Просмотров - 85 Помочь сайту