Богдановы. Богом данные из Ситомли

Часть I – Предыстория мест и жителей

В этой статье речь пойдет о роде Богдановых, яркая жизнь которых прошла в деревне Ситомля и припущенной к ней пустоши Федково. Также будут упоминается такие селения, как Марково, Липная Горка, Ругуй и Струнино. Все эти деревни существуют по сей день и расположены вдоль трассы Тихвин — Кириши. Ранее тут проходил древний тракт, не затрагивал только Струнино, деревня была немного в стороне.

Деревня Ситомля с видом на речку Ситомля
Деревня Ситомля с видом на речку Ситомля

Основным местом событий будет деревня Ситомля. В современности она расположена в Цвылевском сельском поселении Тихвинского района Ленинградской области, где раньше была территория Воскресенского Липенского погоста Тихвинского уезда Новгородской губернии. От областного центра города Тихвин находится на расстоянии 25 км. В самой деревне протекает речка Ситомля от которой и появилось название селения. Речка Ситомля относится к рекам Балтийского бассейна, отмечена на старинных картах. Далее по своему течению она впадает в речку Луненка, которая в свою очередь впадает в Сясь, а последняя в Ладожское озеро.

Первое документальное упоминание деревни Ситомля можно найти в откупной грамоте 1434 года: «У великого князя наместника у Григориа у Васильевичя се купи Якимъ Гуръевъ и Матфъи Петровъ обонискыи судъ князя великого: внизъ по Волхову, и на Паши на реке, и на Кожеле, и на Кукоевскомъ погосте, и на Кукоев горъ, и в Лепни, и на Сетомле, и на Ояти на реке, и на Свери на реке, и на Олонце на реке, а Кукоевского погоста, где ни буди, или в городе или в селе, ино платити имъ судъ князя великого по старине» (1).

Первое упоминание деревни Ситомля в составе Воскресенского Липенского погоста, в который вошли все упомянутые деревни (за временным исключением Марково), описано в Дозорной книге письма Андрея Васильевича Плещеева и подьячего Семейки Кузмина в 7091 (1583/84) году: «За Иваном за Ивановым сыном Парсыкова, что было Тяшнинского поместья Михайлова сына Коротнева Харламова … Пустошь Сетомля на реке на Сетомле, пашни перелогом дватцать чети в поле, а в дву потому же, сена ставилось пятьдесят копен, в пусте две обжи» (2).

РГАДА ф.1209 оп.1 д.8545. Писцовая книга Новгородского уезда письма и дозору Андрея Васильевича Плещеева и подьячего Семейки Кузмина на Обонежской пятине Нагорной половине 7091 (1583/84) год. Л. 27 об.
РГАДА ф.1209 оп.1 д.8545. Писцовая книга Новгородского уезда письма и дозору Андрея Васильевича Плещеева и подьячего Семейки Кузмина на Обонежской пятине Нагорной половине 7091 (1583/84) год. Л. 27 об.

Также в состав поместья помещика вошли пустоши: Струнино на речке Ситомля, другое Струнино, Хвошня, Федково на речке Ситомля, Власева, Новинка на речке Тихвинка, Меньшое Дродово, Заболотье, Мосеево, Наитихове, Курицыно, Колутино меньшое, Заполье на реке Ситомле, Заболотье на Ситомле Из всех этих названий можно узнать: Ситомля, Кулатино, Новинка, Заполье, Заболотье, Федково.

На момент этой переписи Ситомля находилось в составе Русского государства Новгородского уезда Обонежской пятины Нагорной половины в устоявшемся к этому моменту Воскресенском Липенском погосте в поместье Ивана Ивановича Парского. К этому времени страна претерпела ряд испытаний, из которых самым тяжёлым была 25-летняя война с Ливонией. Территория нашего края стояла опустевшей. Поместье Парского не стало исключением.

В составе Липенского погоста, на расстоянии 18 км от центрального храма, указан Ругуйский монастырь. Расстояние от Ситомли до монастыря намного меньше, нежели до центрального храма погоста в Липной Горке, за счёт этого со временем жители Ситомли будут приписаны к Ругуйскому приходу. А в 1582/83 году о монастыре сделана запись: «Монастырь Ругуй на речке Ругуйке, а в нём церковь Живоначальной Троицы, да другая церковь теплая Николы Чудотворца, а в монастыре в нее игумен Зосим, да 4 кельи, а в них живут 5 братьев, да 5 келий пустых»(3). В дальнейшем при этом монастыре возникнет слободка, которая с временем станет деревней Ругуй.

План церковной земли Троицкой Ругуйской пустыни.
План церковной земли Троицкой Ругуйской пустыни

На целый век деревня Ситомля пропадает из жизни. В описаниях она встречается, но только как поросшая (заброшенная) земля. Пока отойдём от Липенского погоста и посмотрим на жизнь в соседнем Мелегежском погосте. Нас интересует деревня Марково, прародина рода Богдановых.

В этом временном промежутке в 1647 году в соседнем Петровском Мелегежском погосте у помещика Ивана Гордеевича Судакова в деревне Марково стоит крестьянский «двор Васки Дементьева под прозвищем Жданов» (4). Для меня он 10-кратный прадед по роду Богдановых. От Васки (Василия) Дементьева к 1678 году двор достался его детям, старшему Костке (Константину) и младшим Нефедке (Фёдору), Родке (Родиону) и Ивашке (Ивану). В дальнейшем речь пойдёт о младшем сыне Иване Васильевиче. В этом же 1678 году в деревне Марково стоит усадьба, в которой проживает сам помещик Семён Иванович Судаков.

В 1689 году в Столбцах Софийского дома в делах о полюбовной мене землями указан обмен Зеленского монастыря с Семёном Судаковым. Монастырю досталось: сельцо Марково 30 четвертей, пустошь Нижнее Марково 20 четвертей, пустошь Савино 50 четвертей (5). Уже в переписных книгах 1710 года владельцем деревни Марково является Зеленский монастырь. Про жителей Марково записано: «ис того ныне в жиле во дворе крестьянин Иван Васильев шестидесяти лет жена у него Огрофена пятидесят лет детей у него два сына Дмитрий семи лет Степан пяти лет…» (6). С переходом деревни во владения монастыря и заменой статуса помещичий крестьянин на монастырский крестьянин жизнь Ивана Васильевича не стала легче. В 1715 году указано, что Иван «увечен ногою и с женою ушел в мир кормитца Христовым именем» (7), а хозяйство стоит заброшенным.

Вернёмся в Липецкий погост. В начале XVIII века одним из зажиточных родов помещиков стал род Северицыных. За ними записано несколько селений, а свои усадьбы они поставили в Большом Дворе и Ситомле. В усадище Ситомля на 1715 год проживал Иван Семёнович Сиверицын со своей семьёй и вдова, жена его брата, Ирина Ивановна с дочкой. Сиверицыны являлись владельцами усадьбы Ситомля почти век.

Последним владельцем усадьбы Ситомля из рода Сиверицыных был Иван Иванович. После него на недолгое время владельцами были Яковлевы, позднее Ушаковы. Вот с Ушаковых-то и пойдет история «Богом данных» детей.

Богом данные из Ситомли. Часть II.

Начало XVIII века, вернёмся ненадолго в деревню Марково, в семью бедного крестьянина Ивана Васильевича. У Ивана родилось три сына: Дмитрий, Стефан и Ефрем. У его старшего сына Дмитрия Ивановича в 1725 году родился первенец Семен, позже появились на свет ещё два мальчика — Моисей и Родион. Родион Дмитриев является моим 7-кратным прадедом.

Трёхверстная карта Шуберта за 1879 г., д. Марково.
Трёхверстная карта Шуберта за 1879 г., д. Марково.

Много информации в XVIII веке найти сложно, известно, что к 1775 году после перераспределения территорий погостов деревню Марково отписали в Липенский погост, в деревне жили две интересующие нас семьи: Стефана Иванова и его племянника Родиона Дмитриева. Родион к этому времени уже овдовел. Его умершая жена Мавра Семеновна была взята из близлежащей деревне Савино от помещика Кушелева. А во дворе у Родиона на тот момент жили сын Влас и четыре дочки: Агафья, Авдотья, Васса и Евгения. Также во дворе у него жила свояченица, вдова Анна Михайловна с детьми Иваном, Натальей и Акилиной Ефремовыми (8). Самому Родиону уже было 55 лет, а тут такой большой двор, да в основном девок. Сложно было всех прокормить да махом всех выдать замуж.

Обо всех родственниках писать не буду, больше всего нас интересует младшая дочь Родиона Дмитриева. Известно, что Евгения 1755 года рождения, после 20 лет направилась на службу к помещику Липенского погоста — отставному прапорщику Ивану Сидоровичу Ушакову в усадище Ситомля.

В 1764 году по секуляризационной реформе Екатерины Великой были упразднены многие монастыри, в том числе ранее описанный Ругуйский. На его месте образовался небольшой погост, к которому были отнесены: усадище Ситомля, слободка Ругуйской пустыни (будущая деревня Ругуй) и деревни Струнино и Ситомля.

В 1792 году в Ситомле в своей усадьбе проживал Иван Ушаков 46-и лет с женой Параскевой Ивановой, дочерьми Настасьей и Матрёной и своей сестрой Матрёной Сидоровой. В служении при дворе у помещика было два дворовых человека и две девки. У одной девки нагулянный ребенок, а у второй, Евгении Родионовны, 4 ребенка: Алексей, Василий, Фёдор и Елизавета. Все дети незаконнорожденные. В исповедной росписи выставочной Ругуйской Троицкой церкви за 1792 год впервые вписаны все дети Евгении Родионовой с пометкой — «Богдановы» (9), что в те времена имело значение «Богом данные» т.е. незаконно рожденные.

Фрагмент Исповедной росписи Троицкой Ругойской упраздненной пустыни за 1792 год.
Фрагмент Исповедной росписи Троицкой Ругойской упраздненной пустыни за 1792 год.

Были ли это дети помещика, сказать сложно. Но время покажет, что у помещика было особенное отношение к этим детям.

Известно, что в начале XIX века в стране стали всё чаще звучать призывы против крепостного права. Одним из первых законодательных шагов в этом направлении сделал Александр Первый, выпустив в 1804 году указ о вольных хлебопашцах. Указ позволил разрешение помещикам отпускать своих крепостных крестьян на волю, но только по своему желанию и без каких-либо поблажек от государства. Терять доходы в виде своих крепостных, конечно, было невыгодно помещикам, поэтому отпущенных крестьян по этому указу было совсем мало. Но в их число вошли дети Евгении Родионовой.

В ревизской сказке 1811 года в деревне Федково (приписанной к усадищу Ситомля) указан единственный двор вольного хлебопашца, глава двора Фёдор Богданов. Свободным хлебопашцем Фёдор стал по доброй воли своего помещика. Одновременно с ним во дворе проживали его мама Евгения Родионова, жена Настасья Филипова с сыном Алексеем, и брат Фёдора Алексей и сестра Дарья (10).

Возможности для развития у вольного крестьянина были совсем иные, нежели у крепостного. Бывали случаи, когда получивший волю крестьянин через время выкупал усадьбы у своего помещика, иногда даже вгоняя его в долги. Так, получивший волю Фёдор, выходец из бедного рода и росший без отца, ухватился за выдавшийся ему шанс.

Из сохранившихся документов стало известно, что у Фёдора родилась дочь Наталья. Видимо, так было начертано на судьбе их рода — быть «Богом данными», и у Натальи вне брака родился ребенок. В 1876 году в Ругуйской церкви обвенчались незаконнорожденный сын Натальи Фёдоровны Тимофей Богданов, 18 лет, и дочь крестьянина деревни Струнина Якова Матвеева (Матвеев) Анна Яковлевна Матвеева, 16 лет. Поручителями на их свадьбе выступили по жениху из деревни Ситомля Андрей Ефимов и по жене из деревни Струнино её двоюродные брат и сестра Михаил и Ирина Емельяновы Матвеевы. Таинство провели священник Троицко Ругуйской церкви Андрей Яковцевский и псаломщик Павел Левицкий (11).

Анна Яковлевна (Матвеева) Богданова с сыном Константином Тимофеевичем Богдановым.
Анна Яковлевна (Матвеева) Богданова с сыном Константином Тимофеевичем Богдановым.

Часть 3. Расцвет рода Богдановых

Именно Тимофей Богданович Богданов стал достойным продолжателем своего рода. Он развивал своё хозяйство и свой край. Точно неизвестно, что досталось Тимофею от матери и деда, но в его владение входило 2 усадебных дома, 2 лошади, 4 коровы, 2 овцы, 1 поросёнок, земли пахотной 4 Га, для покоса 6 Га и леса 100 Га, также была мелочная лавка. Двухэтажная усадьба являлась основным его домом, подстать усадьбе Шавкуновых в начале Ситомли. Дом Тимофея стоял за речкой Ситомля по правую сторону от дороги (в современности — в районе дома Дорофеевых). В семье у Тимофея Богдановича всегда были строгие правила. Для обработки своих земель он использовал наёмный труд, но и члены семьи при этом были всегда заняты работой.

Родословное древо рода Богдановых.
Родословное древо рода Богдановых.

1 октября 1877 года в деревне Ситомля у крестьянина Тимофея Богданова и его законной жены Анны Яковлевны родился первый сын Алексей. Крестили его 2 октября 1878 года, восприемником стал Судебный пристав уездного окружного суда Платон Васильев Ростовщин и двоюродная тётя деревни Струнино Ирина Емельянова. Таинство провели священник Пётр Богоявленский и псаломщик Сергей Лебедев (12).

Второй сын Константин родился 16 мая 1886 года. 17 мая его покрестили, крестными родителями стали рядовой Егор Яковлев и дочь крестьянина из д. Струнина Якова Матфеева Ольга Яковлевна (13).

Помимо мальчиков в семье родилось ещё 4 девочки: Татьяна 1879 г. р., Ксенья 1883 г. р., Екатерина 1888 г. р. Екатерина 1891 г. р. и Таисья 1896 г. р.

22 января 1901 года в Троицко Ругуйской церкви прошло венчание старшего сына Алексея на крестьянской дочке деревни Ругуй Александре Павловне Моисеевой. Жениху на этот момент было 23 года, а невесте 18 лет. Поручителями жениха выступили крестьянин деревни Струнино Егор Яковлев, деревни Ягра крестьянин Василий Александров Завьялов. А по невесте крестьяне села Ругуй брат Алексей Павлович Моисеев и деревни Ситомля Андрей Алексеевич. Таинство совершили священник Андрей Яковцевский и псаломщик Павел Левитский (14). Для священника это стало одним из последних таинств, на его должность заступил Василий Богословский.

Богданов Алексей Тимофеевич с женой Александрой Павловной, примерно 1901 г.
Богданов Алексей Тимофеевич с женой Александрой Павловной, примерно 1901 г.

Семья Александры Алексеевны (Моисеевой) Богдановой была из деревни Ругуй. Родоначальником её рода стал Моисей Кузьмич, дедушка Александры, он был вторым приёмным сыном в семье местного государственного (ранее монастырского) крестьянина Николая Ильина 1772 г. р. и его жены Марии 1774 г. р. Первый приёмный ребенок у них умер, а своих детей в семье не было. Сын Моисея Павел стал зажиточным крестьянином, сам построил и управлял двумя водяными мельницами, первую построил в 1879 году (15).

Его достижения стали результатом кропотливой работы и твердости, суровости характера. У Павла с женою Степанидой Ивановной было пять детей: Татьяна 1874 г. р., Алексей 1875 г. р., Александра 1882 г. р., Мария 1886 г. р. и Николай 1889 г. р. Судьба детей была непростой. Старшая дочка Татьяна по велению сердца выбрала себе жениха, отец поставил запрет. Причиной, возможно, была какая-то личная неприязнь, либо выбор, сделанный раньше родительского согласия. Именно это послужило причиной, сподвигнувшей Татьяну уйти в монастырь (16).

12 марта 1925 года Татьяна приняла монашеский постриг с именем Трифона. Постриг был совершен архимандритом Иосифом в Зеленецком мужском монастыре. Брат Алексей Павлович был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности и 17 апреля 1938 года был расстрелян.

Алексей Павлович
Алексей Павлович Моисеев

Сестра Мария прожила всю жизнь в девках, была учительницей. Последние годы сестры Мария и Татьяна жили у брата Николая в деревне Струнино.

Мария Павловна Моисеева
Мария Павловна Моисеева

Сам Николай умер рано в 1943 году от полученных ран во время войны.

Николай Павлович в военной форме.
Николай Павлович Моисеев в военной форме.

У него остались жена и дети Павел, Александр и Анна. В Струнено они оказались из-за того, что во время войны их родовая деревня Ругуй была полностью сожжена.

Родословное древо Рода Моисеевых.
Родословное древо Рода Моисеевых.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Станислав Смирнов


Ссылки на источники:

(1) Откупная грамота Якима Гуреева и Матвея Петрова у наместника Григория Васильевича на суд в Обонежье. 1434 г. позднее июня 29. — Список XV—XVI вв. ГПБ, сборник О. IV. 14., Л. 37—37 об.

(2) РГАДА ф.1209 оп.1 д.8545. Писцовая книга Новгородского уезда письма и дозору Андрея Васильевича Плещеева и подьячего Семейки Кузмина на Обонежской пятине Нагорной половине 7091 (1583/84) год. Л. 27 об.

(3) Тоже самое. Л. 28.

(4) РГАДА ф.1209 оп.1 д.8559. Подлинная переписная книга Государственных и монастырских вотчин, сёл, деревень, дворов и в них людей (Обонежской пятины), переписчик Ларион Григорьевич Сумин. 1647 год. Л. 350 об.

(5) Археологическая комиссия – Летопись занятий Археологической комиссии. Раздел «Описание столбцов Новгородского Софийского дома 16-17 веков». Т.14. 1902г. Л. 84.

(6) РГАДА ф.1209 оп.1 д.8601. Перепись 1710 года: Новгородского уезд: Обонежская пятина: Нагорная половина: Переписная книга переписи Ивана Харламова. Л.136 об. — 137.

(7) РГАДА ф.350 оп.1 д.285. Книга переписных Новгородского уезда Ладожского лантратства Обонежской половины Нагорной половины всяких чинов жителем переписи камисара и переписчика Семена Аврамовича Глебова 1717 году. Л. 223.

(8) ГАНО ф.480 оп.1 д.1512. Исповедные росписи Тихвинского уезда, 1775 год. Л. 3.

(9) ГАНО ф.480 оп.1 д.1776. Исповедные росписи Тихвинского уезда, 1792 год. Л. 640 об.

(10) ЦГИА ф.1028 оп.1 д.50. Ревизские сказки крестьян помещиков с дворовым за 03.1816. Л. 22.

(11) ТМ КП-10681/93. Метрическая. Книга метрическая Ругуйской церкви за 1863-1880 годы. Л. 181 об. — 182.

(12) ТМ КП-10681/93 Метрическая. Книга метрическая Ругуйской церкви за 1863-1880 годы. Л. 195.

(13) ТМ КП-10681/94 Метрическая. Книга метрическая Ругуйской церкви за 1881-1895 годы. Л. 70.

(14) ЦГИА фонд 19 опись 127 дело 2029. Метрическая книга Ругуйской церкви 1896-1907 гг. Л. 91 об. — 92.

(15) ЦГИА ф.1034 оп.2 д.33. О взыскании недоимок земских сборов с владельцев мельниц в Тихвинском уезде, за 1880-1881 гг. Л. 1 — 2.

(16) Иванова М.А. От рождения до возрождения. История Тихвинского Введенского женского монастыря в лицах и ликах. С. 221.

Богдановы. Богом данные из Ситомли (Часть вторая)




Просмотров - 594

Оставьте комментарий