Утро следующего дня традиционно началось для нас не очень рано. Обычно после долгих поездок и вечерней прогулки пешком по Еревану мы спали часов до 10 утра. Правда, в последнее время мы вставали уже не сами, а нам помогали. Наш Костя «приручил Маугли» — это я имею в виду на первых порах дичившегося нас маленького Арама и его брата Геворга, внуков наших хозяев. Они поняли, что три дяденьки из далекой России, в общем-то, не злобные, а скорее даже наоборот – разрешают попользоваться компьютером, фотоаппаратом и другими интересными штуками. Они быстро привязались к нам, вставали довольно рано, заходили в наш домик, пока мы еще спим, и особое удовольствие для них было фотографировать наши спящие лица. Так что Костя теперь не знает, куда от них деться.
После позднего завтрака мы с Ованесом поехали в старинный город Армавир. Пардон, не в старинный, а древний, или даже древнейший. Ведь первые следы обжитости на этом месте относятся к 6-5 тысячелетиям до н. э.! Здесь, конечно, много археологических находок времен Урарту, а также самой древней армянской истории рубежа эр.
Название Армавир по преданию образовано от имен двух армянских братьев Армаса и Вирона, которые враждовали друг с другом из-за наследства, а потом, во время страшной эпидемии стали совместными усилиями с ней бороться и оба умерли одновременно.
Те, кто бывал на юге России, хорошо знают и другой Армавир – в Краснодарском крае. Его название, хотя и опосредованно, связано с тем, древним Армавиром. Поскольку название этому селению дали беженцы армяне во время турецкого геноцида.
Тот, древний Армавир был первой столицей Армении, причем уже перестал быть ею в начале 2 в. до н.э. Вот такую древнюю историю имеет Армения. Неподалеку от современного Армавира находятся археологические остатки древнего города, а также этнографический музей и памятное место Сардарапат. Здесь сооружен мемориальный комплекс памяти Сардарапатского сражения – одного из ключевых событий в армянской истории. Произошло оно в 1918 г, это была битва с турками, причем победа была одержана над превосходящими силами противника. Многие историки говорят, что тогда стоял вопрос не только о существовании армянской государственности, но и о выживании самой нации. И вот после этого сражения армяне выжили, воспряли и начали новый виток своего развития, уже в годы Советского Союза. Посетили мы и интересный этнографический музей, и памятник на месте битвы, сооруженный в советские годы, в середине 20-го в., поэтому представляющий собой странноватую композицию – двух крылатых быков, повернутых друг к другу, а между ними стоит звонница с колоколами.
Оттуда мы поехали дальше, и наш путь лежал к сердцу армянской духовности – монастырскому комплексу Эчмиадзин. Это для армян все равно, что для нас Троице-Сергиева лавра. Сам город, рядом с которым находится монастырь, называется Вагаршапат. Духовная жизнь здесь прослеживается с 4 века.
Само это место существует, по крайней мере, с 6 в. до н. э., здесь, очевидно, были и языческие культовые постройки. По преданию, в 4 в. на этом месте святому Григорию Просветителю явился Сам Господь Иисус Христос, в память об этом был основан древнейший собор, сохранившийся и поныне. Его назвали «Сошел Единородный», что по-армянски и звучит как Эчмиадзин. Так что в узком смысле это лишь название собора, а потом оно уже распространилось и на сам монастырь.
Посетили мы этот храм. Было, конечно, трепетно заходить в собор, построенный в 4 веке, да еще в таком удивительном месте! Он построен в виде базилики, и в нем чувствуется некое «обаяние древности», которое не передается никакими словами, но его всегда ощущаешь в таких местах.
Монастырь является духовным центром Армянской Апостольской церкви и резиденцией католикоса всех армян. Рядом расположена церковь святой Рипсиме, которая чуть младше Эчмиадзина – основана в 6-7 вв., туда мы тоже заходили. Видели в монастыре армянскую свадьбу, которая, видимо, венчалась здесь, или просто посещала древнее место.
Мне, как старому книжнику, было интересно купить здесь некоторые книги, в том числе и историю Армянской Апостольской церкви на русском языке, написанную армянским епископом. Было интересно ее почитать. Брали там и некоторые сувениры. Интересно, что в одном из храмов увидели современный образ Богородицы «Аз есмь с вами и никтоже на вы», который нам известен под названием «Леушинская» икона. Даже в армянские приделы он как-то попал, хотя считается, что это современная относительно икона.
Впечатлившись древностями Армавира и Эчмиадзина, мы отправились в обратный путь. Наш Ово, как всегда, лихачил на дороге, но в этот раз это ему «вышло боком» — за превышение скорости он был остановлен местными «гаишниками» и оштрафован на 5000 армянских драм, что в переводе означает примерно 500 русских рублей. Так уязвили нашего неуязвимого автогонщика. Правда, боюсь, что впрок ему это не пошло. Прибыли домой, поужинали, и я погрузился в чтение новых книг. Кажется, это был первый раз, когда мы не ходили гулять по вечернему Еревану.
Вадим Грачев
ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ:
Поездка в Сочи, Армению, Абхазию, 2014. Часть 1. Действующие лица и преамбула
Поездка в Сочи, Армению, Абхазию, 2014. Часть 2. Знакомство с Арменией и армянами
Поездка в Сочи, Армению, Абхазию, 2014. Часть 3. Севан и Севанаванк
Поездка в Сочи, Армению, Абхазию, 2014. Часть 4. Гарни и Гегард
Поездка в Сочи, Армению, Абхазию, 2014. Часть 5. Поездка в горы. Монастырь Кечарис. Вечерний Ереван
Поездка в Сочи, Армению, Абхазию, 2014. Часть 7. Хор Вирап. Арарат
Поездка в Сочи, Армению, Абхазию, 2014. Часть 8. Дни отдыха. Второй раз на Севане
Поездка в Сочи, Армению, Абхазию, 2014. Часть 9. Матенадаран. Прощание с Арменией
Поездка в Сочи, Армению, Абхазию, 2014. Часть 10. В Сочи и Абхазии
Поездка в Сочи, Армению, Абхазию, 2014. Часть 11. Последние дни в Сочи. Свадьба друзей. Дорога домой
Читайте также:
Просмотров - 300