Перейти к содержимому

Поездка в Сочи, Армению, Абхазию, 2014. Часть 1. Действующие лица и преамбула

В конце лета – начале осени 2014 года состоялась эта замечательная поездка по югу. Побудительным мотивом стало то, что мы с друзьями были приглашены на свадьбу к нашему другу Ване. Он сам родом из Сочи, учился в Санкт-Петербурге, закончил вуз, и в начале этой прекрасной осени собирался в Сочи (Адлере) жениться на Ксюше из Питера. Пока учился, обзавелся здесь многими друзьями, поэтому немалая их компания, куда входили и мы трое, собиралась приехать к Ване с Ксюшей на свадьбу. Тем более, побывать в это время, в бархатный сезон, в тех местах – истинное наслаждение, поэтому многие из нас, приглашенных на эту сочинскую свадьбу, планировали не просто погулять один-два дня на свадьбе и вернуться в прохладный Питер, а остаться там на подольше, чтобы, так сказать, продлить удовольствие.

Сириус, Сочи

Но, пожалуй, самая крутая программа была у нас троих – это Гриша, Костя и я. Мы планировали Ванину свадьбу как финальный красивый аккорд в нашей поездке на юг. А юг – это понятие относительное. Мы собирались побывать в разных частях этого «юга». Свадьба планировалась на 9 сентября, а мы выдвинулись «к югу» (как небезызвестный герой Шукшина) еще 23 августа 2014 года. Из нашей компании мы с Костей – питерские, а Гриша – сочинский, но учился тоже с Ваней и Костей в одной группе. У Гриши родители тоже в Адлере. А еще мы все русские, кроме Гриши. Он амшенский армянин. Его предки жили тысячелетиями на территории Византии, а в начале 20 века бежали от турецкого геноцида на территорию Российской Империи и проживают уже более 100 лет в Сочи и Абхазии.

На этом «Санта Барбара» еще не заканчивается. Гришина сестра, тоже, соответственно, амшенская армянка, вышла замуж в Абхазию тоже за армянина, Агопа, а у него родственники живут в настоящей Армении, ни много ни мало, в самом Ереване. Эти родственники мужа Гришиной сестры очень гостеприимные, у них свой дом в Ереване, и они всех друзей, родных и друзей родных приглашают в гости в Ереван. Как раз незадолго до Ваниной свадьбы у нас и начал вызревать этот «южный» план, мы имели виды на Сочи, Абхазию и Армению. Надо сказать, что в Сочи и Абхазии я до этого много раз бывал (Гриша, соответственно, тоже, а Костя вроде бы тоже). А вот в Армении никто из нас до этого не бывал, даже Гриша, для которого она «вотчина и дедина». Таким образом, решено было закрыть пробел с Арменией, а потом уж Абхазия и свадьба Вани и Ксюши.

Мы взяли, соответственно по 4 билета: СПб – Адлер, Адлер – Ереван, Ереван – Адлер и Адлер – СПб. Как дешевы тогда были перелеты, это, конечно, удивительно: каждому из нас эти четыре перелета обошлись в 16 тысяч рублей, то есть по 4000 р. за каждый перелет.

Море, Сочи, Адлер

Итак, вылетели мы 23 августа 2014 года в 8.55. И уже прилетели в Сочи в 12.25. Везде, где бы мы ни были в этой поездке, нас принимали друзья и родные, поэтому, во-первых, нам почти нигде не позволяли тратить своих денег, а во-вторых, прием был самый дружественный, на высоком уровне, с истинно кавказским размахом. Когда смотришь фильмы типа «Кавказской пленницы», вспоминаешь, как там с почетом и уважением относятся к гостям, какие закатывают пиры, экскурсии и прочее – вот это все мы испытали и на себе, от Сочи и до самого Еревана.

Встретил нас на машине Гришин папа, отвез домой (они живут в своем доме, на окраине Адлера). Дорога к ним от моря идет все вверх, вверх, вверх, поэтому, когда у меня спрашивают, где живут родители Гриши, я отвечаю «высоко-высоко в горах». У них еще гостила двоюродная сестра Гриши, Гаяна, племянница его отца, с дочкой, которую звали, кажется, Катя. Конечно, не было предела дружескому общению, шуткам, смеху, веселию. Примерно часа в два нас посадили обедать. И дальше у меня записано на бумажке, где я кратко фиксировал факты: «сидели за столом до самой ночи». Приходили родственники, друзья, соседи, одни сменялись другими. На столе что-то съедалось, выпивалось, появлялось новое, и конца этим дружески-родственным посиделкам не было!

Кавказское застолье

Ключевой темой в наших застольных разговорах было то, что завтра мы улетаем в Ереван. В Сочи живет огромное число армян, есть даже армянские школы, целые армянские улицы, кругом звучит армянская речь, и нет никакого даже намека на какую-либо неприязнь русских и армян, все дружат и общаются как родные. Я глубоко убежден, что за всеми межнациональными конфликтами стоят конкретные люди, которые преследуют свои конкретные задачи и разжигают войны. Убежден, что нет неразрешимых конфликтов, а за дружеским столом эти конфликты вообще никак невозможны. Мы с Костей были единственные русские за этим большим армянским столом, и внимание и уважение к нам было самое братское. Каждый гость из тех, кто бывал в той, «настоящей» Армении, старался рассказать что-то о ней, передать свои впечатления, посоветовать места, которые надо посетить, дать нам напутствия. Гришин папа рассказывал смешной анекдот о том, как амшенский армянин впервые прилетел в Ереван, вышел из самолета, и почти со слезами на глазах, целуя армянскую землю, произносит: «Армения, я твою землю люблю, Армения, я твою историю люблю, Армения, я твой воздух люблю…!» Пока он так причитал и восхищался, не заметил, как у него кто-то «свистнул» чемодан, тогда он вытер слезы, и резко сменил настроение: «Армения!…» — дальше идет непереводимая игра слов с использованием местных идиоматических выражений!

Горы, Адлер

Вот так весело и дружески пролетел для нас этот прекрасный первый день путешествия. Поздно вечером мы отошли ко сну, а уже утром проснулись, позавтракали, попили прекрасный ароматный армянский кофе, созвонились с Ваней, чья свадьба нас ждала впереди. Попрощались с родственниками Гриши. Ваня приехал к нам наверх, забрал нас на машине вместе с вещами, и мы «спустились с гор», заехали на квартиру к Ване, побыли немного у него в гостях, а потом он отвез нас в аэропорт. Самолет наш должен был вылетать в Ереван в 16.30, но почему-то его задержали на полчаса, мы попрощались и с Ваней до сентября, прошли таможню, границу, и вот уже сидим в уютных креслах самолета Адлер-Ереван. Через короткое время наш самолет взмывает в небо над адлерскими пляжами, разворачивается над синей гладью Черного моря, слегка подернутого рябью, и мы втроем, как Шукшин, вновь направляемся «к югу» — в Ереван.

Продолжение следует…

Вадим Грачев

ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ:

Поездка в Сочи, Армению, Абхазию, 2014. Часть 2. Знакомство с Арменией и армянами

Поездка в Сочи, Армению, Абхазию, 2014. Часть 3. Севан и Севанаванк

Поездка в Сочи, Армению, Абхазию, 2014. Часть 4. Гарни и Гегард

Поездка в Сочи, Армению, Абхазию, 2014. Часть 5. Поездка в горы. Монастырь Кечарис. Вечерний Ереван

Поездка в Сочи, Армению, Абхазию, 2014. Часть 6. Армавир. Сардарапат. Эчмиадзин

Поездка в Сочи, Армению, Абхазию, 2014. Часть 7. Хор Вирап. Арарат

Поездка в Сочи, Армению, Абхазию, 2014. Часть 8. Дни отдыха. Второй раз на Севане

Поездка в Сочи, Армению, Абхазию, 2014. Часть 9. Матенадаран. Прощание с Арменией

Поездка в Сочи, Армению, Абхазию, 2014. Часть 10. В Сочи и Абхазии

Поездка в Сочи, Армению, Абхазию, 2014. Часть 11. Последние дни в Сочи. Свадьба друзей. Дорога домой