Это, как утверждают, портреты одного и того же человека — гениального Моцарта. Трагизм в том, что мы даже не знаем, как выглядел Моцарт на самом деле.
Его изображали в детстве и юности, а потом почти вовсе перестали писать с него портреты. Единственный достоверный прижизненный портрет Йозефа Ланге — это неоконченный, на темном фоне. Это подлинный Моцарт, его жена утверждала, что он здесь наиболее похож на себя. Кстати, в Австрии мне удалось купить коробочку знаменитых конфет «Моцарт», на ней воспроизводится именно этот портрет.
Знаменитый парадный портрет в красном камзоле (последний в нашей галерее), написан Барбарой Краффт спустя почти 30 лет после смерти композитора. Как утверждают исследователи, художница изучала ранние портреты композитора, как бы совместила их в одно изображение и слегка облагородила. Но здесь хотя бы что-то есть от настоящего Моцарта. Все остальные портреты практически выдумки, фантазии, не имеющие к Моцарту никакого отношения.
Поразительная история: мы не знаем, где конкретно похоронен величайший композитор человечества, и не знаем как он выглядел. Единственным памятником ему осталась его гениальная музыка. Она будет жить пока живет человечество!
Вадим Грачев
С Моцартом вообще связано столько тайн… Творец гениальных произведений сам не смог бы (он просто сам не помнил) вспомнить сколько и каких производений он написал. После его смерти много рукописей произведений так и не найдено до сих пор. С другой стороны, всегда находились люди (и в 19-ом веке, и в 20-ои), которые свои произведения выдавали за произведения Моцарта, или чьи произведения выдавались за произведения Моцарта, за примерами далеко ходить не надо: знаменитый скрипач и дирижёр Давид Ойстрах записал 10 (десять) концертов для скрипки с оркестром Вольфганга Амадея Моцарта, когда известно, что Моцарт написал всего лишь пять концертов для скрипки с оркестром. Остальные же пять концертов, даже если это очень хорошая музыка, произведениями Моцарта СЕЙЧАС полноправно не считаются, поскольку два из этих концертов – точно не Моцарт, эти два концерта написали Казадезюс и Энеску соответственно, и написали в 20-ом веке. Знаменитый румынский скрипач и дирижёр Джордже Энеску, говорят, написал свой «концерт Моцарта» на спор. Похожая история с «концертом Моцарта» фрарцуза Казадезюса. С остальными тремя условно Моцартовскими скрипичными концертами ничего не понятно. Конечно, есть какая-то вероятность, что что-то из этих трёх концертов написал именно Моцарт… Но выяснить это сейчас крайне сложно… Разве что компьютерная экспертиза, анализ может что-то сказать, и то, не на 100%…
С портретами Моцарта тоже много непоняток. Фотографии тогда, разумеется, не было и можно довериться только кисти художника. В иллюстрированной книге Жиля Кантагреля («МОЦАРТ. Рождение шедевров») приведены, кажется, все возможные портреты. Они настолько не похожие друг на друга, что как будто изображены разные люди.
Спасибо! Насчет изображений, как я понимаю, вот это скромное, неоконченное — наиболее подлинное. Я помню у нас в школе в кабинете музыки висел пышный портрет в белом парике (третий в представленной здесь галерее), и только потом я узнал, что это вовсе не Моцарт, а просто фантазия художника.
Что касается сочинений, то, конечно, музыковеды должны предпринять самые тщательные меры, чтобы выявить подлинность. Если же по некоторым произведениям её никак не удастся выявить, то можно поступить так, как поступают с литературой: в собраниях сочинений в конце включают раздел DUBIA, то есть, сомнительные произведения, авторство которых можно считать принадлежащим данному лицу только условно.