В этом месяце иконописец и журналист Светлана Фатьянова (постоянный автор нашего издания) заняла первое место на Международной выставке-конкурсе «Российская неделя искусств». Её работа – Смоленская икона Божией Матери, набрала наибольшее количество баллов.
Мы поздравили Светлану с победой и попросили поделиться подробностями.
— XXVIII Международная выставка-конкурс «Российская неделя искусств» проходила в Москве в Даниловском выставочном центре.
Организатором выступила Национальная Ассоциация кураторов Всемирного Фонда Искусств (российское отделение), под патронажем Продюсерского центра «Искусство будущего», Москва.
В конкурсе участвовало 12500 художников (живописцев, графиков, скульпторов) из 10 стран. Жюри — более 400 ведущих мастеров, представителей союзов и галерей. Это Председатели Евразийского, Белорусского, Саксонского (Германия) Союзов художников, биеннале Аргентины и др.
Организаторы сами меня пригласили. Мне пришло от них письмо. Я зарегистрировалась в разделе профессионал. Послала фото своей работы — Смоленской иконы Божией Матери. Её одобрили. А по окончании мероприятия зашла на сайт, посмотрела списки победителей. Оказалось, что я набрала много баллов и заняла 1-е место по живописи.
Помимо этого конкурса, участвую до конца мая в выставке исторической живописи в Болгарии под г. Варна в комплексе «Исторический парк». И в выставке «Арт-май» г. Кисловодска в музее «Крепость». Жду дипломы.
— А почему на конкурс ты решила отправить именно Смоленскую икону Божией Матери? Может быть, с ней связаны какие-то события в твоей жизни?
— Я её писала позапрошлым постом. И, можно сказать, выстрадала. Она была для меня, как живая, как член семьи. Так что, когда я её отдала заказчику, у меня было такое ощущение, что кого-то мне не хватает. И я посчитала, что она получилась очень хорошо, согласно пожеланиям клиента. Так что диплом — это благодарность Божией Матери, по большому счету, и подарок клиенту к моей работе.
— Давно ли ты занимаешься иконописью? Расскажи о своих любимых иконах и стилях иконописи.
— Я 14 лет пишу иконы. Пишу после окончания Ставропольской Иконописной школы. Часто копирую хорошие образа. Иногда сама составляю изводы по лицевым святцам. Уже и Епископ умер, который меня благословлял. Царствие ему Небесное.
Ещё занимаюсь реставрациями храмовых икон. На Кавказе чаще всего встречаются иконы 19-го века, реже 18-го века. И очень редко 17-го. Буквально за годы моей деятельности мне попались 2-3. Это всё привезенные из России образа. Тут и Сергиев-Посад, Урал, Холуй, Мстеры, Тверь, Москва, и Палех. Каноничные православные иконы, старообрядческие, академические, иконописное подражание западной живописи эпохи Возрождения, эпоха барокко. Даже искусная подделка один раз встретилась. Я её не распознала сразу.
А были такие загадочные иконы, о которых статьи хотелось написать. Например, надпись на иконе Знамение гласила: «Сим образом благословляю племянницу мою, Евдокию Ивановну Потёмкину. Иеромонах Амвросий Потёмкин». И дата, соответствующая жизни Григория Потёмкина. Кто такая эта Евдокия была? Кто этот иеромонах Амвросий? Были ли они родственниками Екатерининскому фавориту? И на что эту Евдокию благословляли? На замужество или на монашество? Я даже ролик смонтировала, где свои размышления попыталась передать. Рылась в истории Карамзина. Но до истины так и не докопалась. Хотя, когда я летала в Санкт-Петербург, в Эрмитаже проходила экспозиция, посвященная Потёмкину… Я на неё не смогла попасть.
Что касается любимых икон, то любимые они у меня все!
— Профессия иконописца востребована?
— Мои коллеги по иконописи жалуются, что на Кавказе иконописец — самая невостребованная профессия. Что все сидят без дела, а потом разбредаются на другие работы. Ну, если работу не искать, то она и не найдётся.
Реклама тут, правда, не работает. Ну, вообще никак. Все мои заказы я себе намаливаю. Мне их Бог посылает. Батюшек и матушек. Открываешь контакты в телефоне на «о», а там одни отцы.
А бывает, что я могу заявиться в храм и сказать малознакомому батюшке: «А давайте я Вам бесплатно что-нибудь отреставрирую». И всё срастается. И мне ещё даже приплачивают. Бесплатного не хотят почему-то. Говорят с уважением так: «Каждый труждающийся достоин пропитания». Смотрят на работу. Про диплом никто не спрашивает даже.
— Помимо иконописи ты ещё занимаешься журналистикой, пишешь о известных людях. Тебе доводилось дарить им свои иконы?
— Я только двум артистам подарила иконы: Олегу Погудину и Пьеру Ришару. И это было веление души. И точно не без Божией воли. Господь в те дни стоял у порога и стучался в двери сердец этих артистов.
— А как они отреагировали?
— Я думаю, такой подарок был неожиданным. Но надо у них спросить — было ли им приятно, радостно или как-то ещё? И в каких жизненных ситуациях мои иконы им помогли? А может вообще эти иконы они кому-то передарили. Но, по-моему, подарки им понравились.
— Над какими заказами ты сейчас работаешь?
— Сейчас мне надо написать 4 иконы и сделать одну реставрацию. Работы много, времени мало.
— Наверное, к тебе часто обращаются начинающие иконописцы. Что ты им обычно советуешь?
— Начинающим иконописцам я советую много чего. Вопросы от них очень разные.
Они пишут мне на WhatsApp, консультируются. Как понять — их это путь или не их? Надо ли идти в Иконописную школу? Нужно ли благословение? А будут ли искушения? Я им отвечаю: «Ребята, путей может быть много, но вы слушайте своё сердце. Читайте литературу об этом. Думайте».
Беседовал Денис Бессонов
Читайте также:
Просмотров - 2 298 Помочь сайту