Утром в понедельник, 28 ноября, наше паломничество продолжилось. Мы ехали в район Иерусалима под названием Катамон, что в переводе с греческого обозначает «Возле монастыря». Предание связывает эту местность с домом Симеона Богоприимца. Здесь же было и его родовое захоронение. Проводимые позже археологические раскопки подтвердили эту информацию. На некоторых артефактах даже были обнаружены древние надписи Шимон – «Симеон». На этом месте еще в 12-м веке грузинскими монахами был основан монастырь Симеона Богоприимца. Позже он пришел в запустение, и только в середине 19-го века греческим монахом Авраамием был возрожден уже как греческий монастырь. На протяжении 20 лет он тяжело трудился, чтобы полностью восстановить монастырь.
Сейчас там настоятельствует старенький грек – архимандрит Феодорит. Ему помогает келейница – румынская монахиня, и больше насельников в монастыре нет. Поэтому он почти всегда закрыт, и чтобы попасть туда, надо заранее договариваться, получить благословение старца, все это не так просто. Монастырь небольшой, на вершине холма, среди зелени, за ограждением. Внутри небольшой однопрестольный храм и жилой дом.
Гробница Симеона находится внутри храма, где также множество его икон – и одиночных, и с младенцем-Христом, и полностью каноничные иконы Сретения. Есть среди них и русские. Как и многие греческие монахи, настоятель, видимо, оказался не совсем готовым принимать русских паломников, а может куда-то спешил, но келейница передала нам его слова, что минут через 10-15 монастырь закрывается. У нас в планах было прочитать акафист Симеону Богоприимцу, составленный игуменьей Таисией Леушинской. Отец Геннадий начал быстро читать акафист, все подхватили, однако на середине келейница, извинившись, напомнила, что время истекло.
Пришлось выйти за ворота монастыря и заканчивать акафист перед иконой, приобретенной в храме, среди старых деревьев, в уютном примонастырском дворике.
После посещения Катамона мы отправились в Гефсиманию. В этом знаменитом месте сохранилась оливковая роща времен Христа и устроен католический Храм Всех Наций на месте Моления о Чаше. В храме в это время шла католическая месса, а мы направились в сам Гефсиманский сад.
Сегодня это не такая густая роща, как нам представляется по евангельским событиям, иконам и картинам. В саду широкие дорожки, между которыми растут те самые деревья, более чем с двухтысячелетней историей, которые помнят Христа. Трудно описать эти огромные деревья. В высоту они не очень большие, не более метров пяти, как мне помнится, но стволы у них гигантской толщины, чтобы их обхватить полностью, нужны, пожалуй, 3-4 человека.
В других местах я видел в основном молодые оливковые деревья, а эти, мемориальные, специально охраняются. Они надежно ограждены невысоким забором так, чтобы до них невозможно было дотянуться. Иначе, дай только волю паломникам, они весь Иерусалим по камушку, по веточке готовы увезти домой. К счастью, с этих древних деревьев иногда отламываются и падают на дорожки небольшие веточки, поэтому пару таких «сувениров» из Гефсиманского сада мне удалось привести, и сегодня где-то в книгах они засушенные хранятся. В одном из уголков сада о. Геннадий читал из Евангелия «Моление о Чаше», хотя тут, как и везде сновали группы туристов.
После этого мы прошли к месту, где находилась гробница Богородицы – оно так и называется – Гефсимания. Расположено оно недалеко от сада, у подножия Елеонской горы.
Оно находится в довольно глубокой пещере. Там же, в этой пещере находятся места погребения Иоакима, Анны, Иосифа Обручника.
В самой гробнице, в одном из приделов, шли ремонтные работы, было шумно и пыльно, но, тем не менее, удалось приложиться к основным святыням.
Гробница Божией Матери – это одно из наиболее почитаемых мест в Иерусалиме. Здесь же мы (уже в который раз) увидели икону, которая по иконографии практически такая же, как «Аз есмь с вами и никтоже на вы» — Леушинская.
Видели мы и чудотворную Иерусалимскую икону Богородицы, которая находится за кувуклией. Даже ее бумажная копия у меня есть. А еще Патриарх Феофил нам в благословение раздал брелки с изображением этой иконы. О приеме у Патриарха я рассказывал ранее.
После этого наш путь лежал в русский монастырь Марии Магдалины, расположенный тут же, у подножия горы Елеон. Оказывается, что территория монастыря – это продолжение все того же Гефсиманского сада. Насколько я понял, он открыт для посещения не каждый день, и в этот день он был открыт специально для нас. Кроме нас и немногочисленных насельниц здесь никого не было. Вход в монастырь находится в том самом месте, где почивали апостолы в ту страшную ночь, когда их так тяготил сон. Сам монастырский храм находится на возвышении, и от него открывается один из самых красивых видов на Иерусалим, как и сам он издалека тоже прекрасно смотрится при подъезде с дороги – в обрамлении зеленых деревьев и цветущих кустов.
Монастырь и храм Марии Магдалины – это великая жемчужина русской архитектуры и один из главных центров русского духа на Святой Земле. Супруга Императора Александра Второго, Мария Александровна, была человеком очень набожным, религиозным. Ее заветной мечтой было посетить древние святыни православного Востока, однако мечте этой не суждено было осуществиться, в 1880 г. Государыня скончалась. После ее смерти, а также трагической гибели Императора Александра Второго, в 1882 г. по указу их сына, нового Императора, Александра Третьего, в Иерусалиме, на склоне Елеонской горы, в пределах Гефсиманского сада был заложен этот удивительный храм именно в русском стиле, словно перенесенный из Московского Кремля. Хотя сам архимандрит Антонин Капустин настаивал, чтобы храм был в греческом стиле, но воля Государя была непреклонна, и благодаря этому мы имеем сегодня в Иерусалиме словно живой кусочек Святой Руси. Наш гид сказал, что среди русских паломников монастырь Марии Магдалины – наиболее посещаемое место в Иерусалиме после основных святынь – храма Гроба Господня и Гробницы Божией Матери.
Храм был заложен при участии Великих Князей Сергея Александровича и Павла Александровича в 1882 г., а освящен в 1888 г., также при их участии. На освящении присутствовала также и Великая Княгиня Елизавета Федоровна, супруга Великого Князя Сергея Александровича, родная сестра будущей Государыни Александры Федоровны.
Красота храма настолько поразила ее, что она сказала: «Как бы я хотела быть здесь погребенной». И надо же было такому случиться, что ровно через 30 лет, в 1918 г., она приняла мученическую кончину от рук большевиков в алапаевской шахте вместе с другими членами Дома Романовых, а спустя еще некоторое время была погребена именно в этом самом храме, позже канонизирована как святая мученица.
В монастырском храме батюшка совершил молебен у мощей Алапаевских преподобномучениц Великой Княгини Елисаветы и инокини Варвары.
Здесь была такая благодатная атмосфера, что совсем не хотелось уходить. Солнечный теплый денек, вся территория утопает в зелени, хотя на дворе конец ноября, народу никого нет кроме нашей группы, такой родной храм в русском стиле, благодатное место у мощей святых мучениц. Мы ходили по монастырскому дворику, смотрели сверху на прекрасные виды Иерусалима.
Удалось также увидеть часть древней лестницы, по которой Господь входил в Иерусалим – это событие вспоминается у нас в Вербное Воскресенье.
Под конец этого посещения состоялась еще одна чудесная встреча, каковых на Святой Земле бывает много. В монастырском дворе нам встретилась одна инокиня, которая услышала нашу русскую речь и завела с нами разговор. Оказалось, что она по женской линии правнучка Петербургского градоначальника Владимира Федоровича фон дер Лауница, убитого революционерами в 1906 г., внучка его дочери, Эмилии Федоровны. Родилась и выросла она уже в эмиграции, кажется, во Франции. Насколько я помню, в ее руках была толстая книга «Воинство святого Георгия», изданная в Петербурге в издательстве «Царское Дело», состоящая из биографий русских монархистов начала 20 века, где одним из героев был ее прадед, В. Ф. фон дер Лауниц, которого она нам с гордостью показывала. Удивительно, что инокиню звали Таисия, и пострижена она в память Таисии Леушинской, а когда о. Геннадий сказал, кто он, то она, оказалось, и его знает заочно. Вот такие сплошные чудеса, которые здесь никогда не кончаются!
Вадим Грачев
ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ:
По Святой Земле в 2011. Часть первая. Пролог
По Святой Земле в 2011 году. Часть вторая. Как мы оказались в раю
По Святой Земле в 2011 году. Часть третья. Кана Галилейская
По Святой Земле в 2011 году. Часть четвёртая. Назарет. Гора Свержения. Фавор. Гробница Мелхиседека
По Святой Земле в 2011 году. Часть девятая. Литургия и Причастие у Гроба Господня
По Святой Земле в 2011 году. Часть шестнадцатая. Фаранская лавра. Анафоф. Вифезда
По Святой Земле в 2011 году. Часть семнадцатая. Эпилог, или как я был в гостях у тети
Читайте также:
Просмотров - 780