По Святой Земле В 2011 году. Часть шестая. Табга. Место покаяния апостола Петра. Капернаум. Самария. Сихем. Вифлеем

Наступил наш последний день в Галилее (24 ноября). Мы выехали из Тверии, попрощавшись с ней мысленно. А путь наш лежал далеко, увидеть в этот день мы должны были много, и ночлег нас ждал в Вифлееме. Но с самой Галилеей мы пока не прощались, тут у нас были еще важные и интересные места для посещения.

Галилея

Галилея

Первое место, куда мы отправились, — это Табга, где, очевидно, произошло чудо умножения хлебов. Конкретно в Евангелии о том, где произошло это чудо, не сообщается, но это единственное место во всей Святой Земле, где археологи выкопали остатки древнего храма, первых веков христианства, в котором показался пол с мозаикой, на которой изображены те самые хлеба, а рядом, по краям, две рыбки. Этот мотив настолько популярен, что данная картинка стала массово тиражироваться на сувенирных досках, блюдах и прочих предметах. Многие из нас взяли на память такой сувенир в местной лавочке, и вот у меня рядом с рабочим столом тоже стоит красивая копия этой мозаики.

Табга. Пол с мозаикой.

Табга. Пол с мозаикой.

В Табге из-под земли бьют семь источников, потому и называлась она по-гречески Гептапегон. Однако арабам такое слово выговаривать оказалось трудно, и они назвали это место Табга. В конце 20-го в. Немецкое Палестинское общество восстановило древнюю базилику на месте этого раскопанного храма, принадлежит она католикам. Все же можно было зайти внутрь, лицезреть древний мозаичный пол, а батюшка еще и послужил краткий молебен с чтением Евангелия – конечно об умножении хлебов.

Итак, прикупив копии знаменитой мозаики с хлебами и рыбками, мы отправились из этого храма к берегу Галилейского озера. Здесь, как говорил наш гид, находится место покаяния апостола Петра. Именно здесь, на берегу, в этом месте, Господь после Воскресения задавал несколько раз этот знаменитый вопрос: «Симоне Ионин, любиши ли Мя паче сих?», причем, насколько я знаю, в древнегреческом оригинале слово «любиши» произносится каждый раз по-разному: в одном случае речь идет о любви к Богу, в другом – к человеку, что еще раз доказывает суть природы Христа. Это можно прочитать в 21-й главе Евангелия от Иоанна. Сейчас посмотрел в древнегреческом Евангелии: первый и второй раз Христос произносит термин «агапе», то есть, говоря о божественной любви, а в третий раз – «филео», то есть любовь к человеку. А Петр, отвечая, все три раза использует термин «филео». Не знаю точно, есть ли богословский смысл в этой разнице, но она существует.

Причем, любопытно, что у католиков это событие называется «восстановление первенства апостола Петра», а у православных – место его покаяния. Мы заметили, что все те места, которые связаны с апостолом Петром, в основном принадлежат католикам. Иногда они выкупали их у местного населения даже за баснословные суммы. Видимо, им это очень нужно, поскольку их папство идет от этого апостола. Это место находится на берегу, стоит храм, из которого выходят древние, вытесанные в скале, ступени. Когда-то по этим ступеням и спускались к Галилейскому озеру рыбаки-апостолы. Мы перешли через небольшое ограждение, и прямо на этих ступеньках батюшкой был зачитан данный евангельский отрывок.

Далее наш путь лежал к одному из самых известных евангельских мест – в Капернаум. Название этого города иногда переводят как «деревня Наума», а поскольку «Наум» переводится как «утешение», то иногда используют и второе название – «Город утешения». Каждый, кто хоть немного знаком с Евангелием, знает, что это был очень значимый город для Христа, здесь Он жил и проповедовал довольно долго. Капернаум так иногда и называли «Его город», или «Свой город» по отношению ко Христу.

Судьба Капернаума печальна. Господь осудил его, который «вознесся до неба», и предсказал, что от него не останется камня на камне – потому, что он не внял Евангельской проповеди. И что удивительно: это пророчество сохраняется и по сию пору, уже две тысячи лет. Сегодня Капернаум – это развалины древнего города, тщательно раскопанные археологами. Все они представляют собой руины из черного базальта – производят удручающее впечатление. И только Капернаумская синагога, где проповедовал Господь, была выстроена из белого камня. Ее так и называют «Белая синагога».

Капернаум

Капернаум

Даже сегодня, при большом притоке населения в Израиль, дефиците площадей, Капернаум полностью заброшен, и там никто не живет. Эта территория, кажется, объявлена национальным археологическим парком, или заповедником. В бывшем городе есть только два храма – католический – Петра и Павла, и православный – Двенадцати апостолов. Побродили мы по этим печальным руинам, с особым трепетом посетили Белую синагогу. Хотя она и перестраивалась со времен Христа раза два, но стоит точно на том же месте, что и древний оригинал, а значит, мы были ровно там, где ступал Иисус Христос.

Белая синагога

Белая синагога

Православный храм Двенадцати апостолов и монастырский дворик при нем производят очень благоприятное впечатление. Все ухожено, растения политы, сад процветает, гуляют павлины. Хотя, как мы выяснили, в данное время здесь живет всего лишь один насельник. По преданию храм построен на месте того дома, в который через крышу спустили расслабленного, и Господь его исцелил. Во дворике храма мы немного отдохнули, посидели за длинным красивым столом, где все сфотографировались.

Православный храм Двенадцати апостолов

Православный храм Двенадцати апостолов

После этого было полуавантюрное предложение нашего гида «вкусить рыбки апостола Петра». Причем, было оно довольно настойчивым, дескать «все группы делают это». Я как опытный турист, знаю, что у многих гидов есть «свои люди» в ресторанах, торговых точках, кафе, куда они привозят свои группы, скажем, на обед, или купить какие-то сувениры, продукты, и с этого имеют соответствующую мзду. Уж не знаю, как оно было здесь, но после некоторого препирательства нам все же пришлось согласиться. Правда, потом мы смягчились и были довольны. Для этого «вкушения» нас привезли в специальный очень уютный ресторан на берегу Галилейского озера. Зал ресторана был большой, светлый, с красиво расставленными столами.

Когда мы приехали, рыбу еще готовили, и нам предложили сходить на озеро, которое было рядом, в двух шагах. Погода была чудесная: солнечная, теплая, пляж песчаный, мягкий, многие из нас окунались, или походили босиком по озеру, был даже пропет тропарь апостолу Петру. За эти несколько дней мы очень привыкли к Галилейскому озеру, подходили-подъезжали к нему много раз, даже переплывали его в одну из ночей, и вот это было наше последнее прощание с ним, ибо сегодня мы уезжали на юг, в центр Израиля. И, надо сказать, что прощание это было красивым и приятным.

Наконец, была нам подана и заветная рыба, которая оказалась тиляпией. Рыбины довольно большие, поэтому некоторые даже заказывали одну рыбу на двоих. Приготовлена она была, действительно, на славу, вкусно. Был какой-то гарнир, другие блюда – все как положено. Цену сейчас точно не помню, но, кажется, что-то порядка 15 евро. В общем, дорого, но зато много удовольствия здесь нас ждало.

Вот теперь уже, попрощавшись с Галилеей, мы едем в Самарию. Многие из нас обратили внимание, что названия Тверия, Самария похожи на наши города. Некоторые даже шутили, что мы едем из Твери в Самару. По дороге проезжали гору Гильбоа, возле которой погиб царь Саул. Она же является границей между Галилеей и Самарией. Самария простирается в средней части Израиля, включает в себя долину Иордана от Галилейского до Мертвого моря, Самарийские горы. Вообще, после красивой бело-сине-зелено-голубой Галилеи Самария встречала нас какими-то коричнево-черными красками. Здесь было много пустынной земли, растительности, воды и уюта – мало. Мы въезжали на территорию Палестинской автономии. На выезде из израильской части у нас проверяли документы, но только формально – спросили, нет ли посторонних среди паломников, и все. Проверяющий оказался выходцем из Украины, хорошо говорил по-русски.

Самария

Самария

Проезжали город Сихем, который полностью принадлежит мусульманам. По-арабски он называется Наблус, по-еврейски Шхем. Город очень колоритный, это мягко сказано. Везде на улицах много мусора, кучи какой-то грязи, много худеньких оборванных арабских детей, небольшие 2-4-этажные дома, с балконами, на которых сушится белье и все в таком же духе. В этом городе находится гробница праотца Иосифа, а край этот в былые времена назывался Земля Иакова. И, конечно, тут был расположен знаменитый колодец, у которого Спаситель беседовал с самарянкой. Правда, у самого колодца нам побывать не удалось. Там находится греческий монастырь Иерусалимской патриархии, день клонился к закату, и это место было закрыто.

Но зато побывали мы в другом месте, еще более знаменитом – это Севастия. Она находится примерно в 10 км от Сихема. Это в древности был главный город Самарии. Здесь была столица разделенного Израильского царства. При Александре Македонском город стал центром эллинистической культуры, и само название – греческое. Севастос – это один из титулов императора, значит «почтенный, священный», отсюда, кстати, и наш Севастополь. Севастия находится на вершине горы, здесь видны развалины большого и славного в прошлом города – дома, площади, улицы, но все это в руинах. Там расположен и дворец Ирода, где по одному из преданий произошло усекновение главы Иоанна Предтечи. Сохранились развалины просторного дворца, где плясала Саломея, и коварная Иродиада выпросила дорогую жертву. Есть даже темница, где произошло это трагическое событие, там был когда-то храм, который отчасти сохранился и доныне. Неподалеку расположена гробница, где было погребено тело Иоанна, и мы туда спускались. Там был прочитан соответствующий фрагмент из Евангелия.

Севастия

Севастия

Когда мы вышли из гробницы Иоанна Предтечи, то солнце село, и было уже темно. Сели в автобус и уже в полной темноте покидали Самарию. По дороге из нашего каноника мы читали Канон Иоанну Предтече.

Спуск в гробницу

Спуск в гробницу

Проехав еще длительный промежуток времени, мы увидели вдалеке много огней, город, улицы. Роман нам сказал, что это мы проезжаем краешком Иерусалима, но с ним наши взаимоотношения еще впереди, а сегодня мы, утомленные дорогой, насыщенные впечатлениями, прибыли в Вифлеем, разместились в гостинице «Рождественские колокола». Кто-то, как потом выяснилось, даже ходил гулять по ночному Вифлеему, но большая часть разошлась по своим номерам на отдых.

Продолжение следует…

Вадим Грачев


ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ:

По Святой Земле в 2011. Часть первая. Пролог

По Святой Земле в 2011 году. Часть вторая. Как мы оказались в раю

По Святой Земле в 2011 году. Часть третья. Кана Галилейская

По Святой Земле в 2011 году. Часть четвёртая. Назарет. Гора Свержения. Фавор. Гробница Мелхиседека

По Святой Земле в 2011 году. Часть пятая. У Марии Магдалины. Гора Ермон. Врата ада. Кесария Филиппова. Начало Иордана. Генисарет. Страна Гадаринская (Гергесинская)

По Святой Земле в 2011 году. Часть седьмая. Ранняя литургия в Вифлееме. На приеме у Патриарха Иерусалимского. Хеврон. Мамврийский дуб

По Святой Земле в 2011 году. Часть восьмая. Литургия и Причастие в храме Рождества в Вифлееме. Лавра Саввы Освященного. Лавра Феодосия Великого. Бейт-Джала. Эйн-Керем (Горняя). Монастырь Креста. Троицкий собор

По Святой Земле в 2011 году. Часть девятая. Литургия и Причастие у Гроба Господня

По Святой Земле в 2011 году. Часть десятая. На горе Сион. Храм Успения Пресвятой Богородицы. Гробница Царя Давида. Сионская горница

По Святой Земле в 2011 году. Часть одиннадцатая. Идем «В Горняя со тщанием». В гостях у матушки Георгии. Вечерний Иерусалим







Просмотров - 176 Поддержать проект

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.