Наступил наш последний день в Галилее (24 ноября). Мы выехали из Тверии, попрощавшись с ней мысленно. А путь наш лежал далеко, увидеть в этот день мы должны были много, и ночлег нас ждал в Вифлееме. Но с самой Галилеей мы пока не прощались, тут у нас были еще важные и интересные места для посещения.
![Галилея Галилея](https://ekskluziv-smi.ru/wp-content/uploads/2022/08/gal-300x218.jpg)
Первое место, куда мы отправились, — это Табга, где, очевидно, произошло чудо умножения хлебов. Конкретно в Евангелии о том, где произошло это чудо, не сообщается, но это единственное место во всей Святой Земле, где археологи выкопали остатки древнего храма, первых веков христианства, в котором показался пол с мозаикой, на которой изображены те самые хлеба, а рядом, по краям, две рыбки. Этот мотив настолько популярен, что данная картинка стала массово тиражироваться на сувенирных досках, блюдах и прочих предметах. Многие из нас взяли на память такой сувенир в местной лавочке, и вот у меня рядом с рабочим столом тоже стоит красивая копия этой мозаики.
![Табга. Пол с мозаикой. Табга. Пол с мозаикой.](https://ekskluziv-smi.ru/wp-content/uploads/2022/08/rybki-300x188.jpg)
В Табге из-под земли бьют семь источников, потому и называлась она по-гречески Гептапегон. Однако арабам такое слово выговаривать оказалось трудно, и они назвали это место Табга. В конце 20-го в. Немецкое Палестинское общество восстановило древнюю базилику на месте этого раскопанного храма, принадлежит она католикам. Все же можно было зайти внутрь, лицезреть древний мозаичный пол, а батюшка еще и послужил краткий молебен с чтением Евангелия – конечно об умножении хлебов.
Итак, прикупив копии знаменитой мозаики с хлебами и рыбками, мы отправились из этого храма к берегу Галилейского озера. Здесь, как говорил наш гид, находится место покаяния апостола Петра. Именно здесь, на берегу, в этом месте, Господь после Воскресения задавал несколько раз этот знаменитый вопрос: «Симоне Ионин, любиши ли Мя паче сих?», причем, насколько я знаю, в древнегреческом оригинале слово «любиши» произносится каждый раз по-разному: в одном случае речь идет о любви к Богу, в другом – к человеку, что еще раз доказывает суть природы Христа. Это можно прочитать в 21-й главе Евангелия от Иоанна. Сейчас посмотрел в древнегреческом Евангелии: первый и второй раз Христос произносит термин «агапе», то есть, говоря о божественной любви, а в третий раз – «филео», то есть любовь к человеку. А Петр, отвечая, все три раза использует термин «филео». Не знаю точно, есть ли богословский смысл в этой разнице, но она существует.
Причем, любопытно, что у католиков это событие называется «восстановление первенства апостола Петра», а у православных – место его покаяния. Мы заметили, что все те места, которые связаны с апостолом Петром, в основном принадлежат католикам. Иногда они выкупали их у местного населения даже за баснословные суммы. Видимо, им это очень нужно, поскольку их папство идет от этого апостола. Это место находится на берегу, стоит храм, из которого выходят древние, вытесанные в скале, ступени. Когда-то по этим ступеням и спускались к Галилейскому озеру рыбаки-апостолы. Мы перешли через небольшое ограждение, и прямо на этих ступеньках батюшкой был зачитан данный евангельский отрывок.
Далее наш путь лежал к одному из самых известных евангельских мест – в Капернаум. Название этого города иногда переводят как «деревня Наума», а поскольку «Наум» переводится как «утешение», то иногда используют и второе название – «Город утешения». Каждый, кто хоть немного знаком с Евангелием, знает, что это был очень значимый город для Христа, здесь Он жил и проповедовал довольно долго. Капернаум так иногда и называли «Его город», или «Свой город» по отношению ко Христу.
Судьба Капернаума печальна. Господь осудил его, который «вознесся до неба», и предсказал, что от него не останется камня на камне – потому, что он не внял Евангельской проповеди. И что удивительно: это пророчество сохраняется и по сию пору, уже две тысячи лет. Сегодня Капернаум – это развалины древнего города, тщательно раскопанные археологами. Все они представляют собой руины из черного базальта – производят удручающее впечатление. И только Капернаумская синагога, где проповедовал Господь, была выстроена из белого камня. Ее так и называют «Белая синагога».
![Капернаум Капернаум](https://ekskluziv-smi.ru/wp-content/uploads/2022/08/kap-300x199.jpg)
Даже сегодня, при большом притоке населения в Израиль, дефиците площадей, Капернаум полностью заброшен, и там никто не живет. Эта территория, кажется, объявлена национальным археологическим парком, или заповедником. В бывшем городе есть только два храма – католический – Петра и Павла, и православный – Двенадцати апостолов. Побродили мы по этим печальным руинам, с особым трепетом посетили Белую синагогу. Хотя она и перестраивалась со времен Христа раза два, но стоит точно на том же месте, что и древний оригинал, а значит, мы были ровно там, где ступал Иисус Христос.
![Белая синагога Белая синагога](https://ekskluziv-smi.ru/wp-content/uploads/2022/08/bel-300x200.jpg)
Православный храм Двенадцати апостолов и монастырский дворик при нем производят очень благоприятное впечатление. Все ухожено, растения политы, сад процветает, гуляют павлины. Хотя, как мы выяснили, в данное время здесь живет всего лишь один насельник. По преданию храм построен на месте того дома, в который через крышу спустили расслабленного, и Господь его исцелил. Во дворике храма мы немного отдохнули, посидели за длинным красивым столом, где все сфотографировались.
![Православный храм Двенадцати апостолов Православный храм Двенадцати апостолов](https://ekskluziv-smi.ru/wp-content/uploads/2022/08/dven2-300x300.jpg)
После этого было полуавантюрное предложение нашего гида «вкусить рыбки апостола Петра». Причем, было оно довольно настойчивым, дескать «все группы делают это». Я как опытный турист, знаю, что у многих гидов есть «свои люди» в ресторанах, торговых точках, кафе, куда они привозят свои группы, скажем, на обед, или купить какие-то сувениры, продукты, и с этого имеют соответствующую мзду. Уж не знаю, как оно было здесь, но после некоторого препирательства нам все же пришлось согласиться. Правда, потом мы смягчились и были довольны. Для этого «вкушения» нас привезли в специальный очень уютный ресторан на берегу Галилейского озера. Зал ресторана был большой, светлый, с красиво расставленными столами.
Когда мы приехали, рыбу еще готовили, и нам предложили сходить на озеро, которое было рядом, в двух шагах. Погода была чудесная: солнечная, теплая, пляж песчаный, мягкий, многие из нас окунались, или походили босиком по озеру, был даже пропет тропарь апостолу Петру. За эти несколько дней мы очень привыкли к Галилейскому озеру, подходили-подъезжали к нему много раз, даже переплывали его в одну из ночей, и вот это было наше последнее прощание с ним, ибо сегодня мы уезжали на юг, в центр Израиля. И, надо сказать, что прощание это было красивым и приятным.
Наконец, была нам подана и заветная рыба, которая оказалась тиляпией. Рыбины довольно большие, поэтому некоторые даже заказывали одну рыбу на двоих. Приготовлена она была, действительно, на славу, вкусно. Был какой-то гарнир, другие блюда – все как положено. Цену сейчас точно не помню, но, кажется, что-то порядка 15 евро. В общем, дорого, но зато много удовольствия здесь нас ждало.
Вот теперь уже, попрощавшись с Галилеей, мы едем в Самарию. Многие из нас обратили внимание, что названия Тверия, Самария похожи на наши города. Некоторые даже шутили, что мы едем из Твери в Самару. По дороге проезжали гору Гильбоа, возле которой погиб царь Саул. Она же является границей между Галилеей и Самарией. Самария простирается в средней части Израиля, включает в себя долину Иордана от Галилейского до Мертвого моря, Самарийские горы. Вообще, после красивой бело-сине-зелено-голубой Галилеи Самария встречала нас какими-то коричнево-черными красками. Здесь было много пустынной земли, растительности, воды и уюта – мало. Мы въезжали на территорию Палестинской автономии. На выезде из израильской части у нас проверяли документы, но только формально – спросили, нет ли посторонних среди паломников, и все. Проверяющий оказался выходцем из Украины, хорошо говорил по-русски.
![Самария Самария](https://ekskluziv-smi.ru/wp-content/uploads/2022/08/samariya-300x225.jpg)
Проезжали город Сихем, который полностью принадлежит мусульманам. По-арабски он называется Наблус, по-еврейски Шхем. Город очень колоритный, это мягко сказано. Везде на улицах много мусора, кучи какой-то грязи, много худеньких оборванных арабских детей, небольшие 2-4-этажные дома, с балконами, на которых сушится белье и все в таком же духе. В этом городе находится гробница праотца Иосифа, а край этот в былые времена назывался Земля Иакова.
![Гробница праотца Иосифа Гробница праотца Иосифа](https://ekskluziv-smi.ru/wp-content/uploads/2022/08/grobniza-300x223.jpg)
![Могила праотца Иосифа Могила праотца Иосифа](https://ekskluziv-smi.ru/wp-content/uploads/2022/08/mogilaIosifa-227x300.jpg)
И, конечно, тут был расположен знаменитый колодец, у которого Спаситель беседовал с самарянкой. Правда, у самого колодца нам побывать не удалось. Там находится греческий монастырь Иерусалимской патриархии, день клонился к закату, и это место было закрыто.
![Храм святой Фотинии Самарянки (Наблус) Храм святой Фотинии Самарянки (Наблус)](https://ekskluziv-smi.ru/wp-content/uploads/2022/08/hram-1-225x300.jpg)
![Колодец Иакова Колодец Иакова](https://ekskluziv-smi.ru/wp-content/uploads/2022/08/kolodez-iyakova-201x300.jpg)
Но зато побывали мы в другом месте, еще более знаменитом – это Севастия. Она находится примерно в 10 км от Сихема. Это в древности был главный город Самарии. Здесь была столица разделенного Израильского царства. При Александре Македонском город стал центром эллинистической культуры, и само название – греческое. Севастос – это один из титулов императора, значит «почтенный, священный», отсюда, кстати, и наш Севастополь. Севастия находится на вершине горы, здесь видны развалины большого и славного в прошлом города – дома, площади, улицы, но все это в руинах. Там расположен и дворец Ирода, где по одному из преданий произошло усекновение главы Иоанна Предтечи. Сохранились развалины просторного дворца, где плясала Саломея, и коварная Иродиада выпросила дорогую жертву. Есть даже темница, где произошло это трагическое событие, там был когда-то храм, который отчасти сохранился и доныне. Неподалеку расположена гробница, где было погребено тело Иоанна, и мы туда спускались. Там был прочитан соответствующий фрагмент из Евангелия.
![Севастия Севастия](https://ekskluziv-smi.ru/wp-content/uploads/2022/08/sevastia-300x225.jpg)
Когда мы вышли из гробницы Иоанна Предтечи, то солнце село, и было уже темно. Сели в автобус и уже в полной темноте покидали Самарию. По дороге из нашего каноника мы читали Канон Иоанну Предтече.
![Спуск в гробницу Спуск в гробницу](https://ekskluziv-smi.ru/wp-content/uploads/2022/08/grobniza2-200x300.jpg)
Проехав еще длительный промежуток времени, мы увидели вдалеке много огней, город, улицы. Роман нам сказал, что это мы проезжаем краешком Иерусалима, но с ним наши взаимоотношения еще впереди, а сегодня мы, утомленные дорогой, насыщенные впечатлениями, прибыли в Вифлеем, разместились в гостинице «Рождественские колокола». Кто-то, как потом выяснилось, даже ходил гулять по ночному Вифлеему, но большая часть разошлась по своим номерам на отдых.
Вадим Грачев
ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ:
По Святой Земле в 2011. Часть первая. Пролог
По Святой Земле в 2011 году. Часть вторая. Как мы оказались в раю
По Святой Земле в 2011 году. Часть третья. Кана Галилейская
По Святой Земле в 2011 году. Часть четвёртая. Назарет. Гора Свержения. Фавор. Гробница Мелхиседека
По Святой Земле в 2011 году. Часть девятая. Литургия и Причастие у Гроба Господня
По Святой Земле в 2011 году. Часть шестнадцатая. Фаранская лавра. Анафоф. Вифезда
По Святой Земле в 2011 году. Часть семнадцатая. Эпилог, или как я был в гостях у тети