Пока недалекие министры (в том числе в регионах) активно продвигают чемпионаты среди школьников по компьютерным играм и прячут в упаковку «цифровое образование» продуманную политику по окончательному убийству отечественной школы, президент делает ход конем. И поручает минобору и минкульту рассмотреть возможность внести в школьную программу уроки, на которых бы дети изучали наследие отечественного кинематографа.
Начнем с банальных аргументов, объясняющих, почему это действительно прорывное решение.
Сегодня всё больше школьников проводят время не за книгами, а в телефонах или перед компьютерами. Они – безнадежные визуалы. Им нужно видеть, чтобы узнавать и познавать. Поэтому привлечь к их образованию кино сам президент велел.
К тому же кино – это хоть и сравнительно новое искусство, но на его основе прекрасно можно изучать искусства традиционные: живопись, музыку, литературу… то есть всё то, от чего современный школьник часто воротит нос. «Это такая скукота», — говорят дети. И их понять можно – те настоящие советские педагоги, которые умели даже ленивых троечников увлечь в мир классиков, давно ушли, а педагоги новой школы, все эти приверженцы современных парадигм образования, оказались малоспособны воспитать в ребенке личность. А только – потребителя.
Нынче школьники знания не открывают, а потребляют; не систематизируют, лишь выхватывают урывками – и чаще не на уроках, а в Википедии. Потому что ЕГЭ не требует системных знаний – то есть осознания того, как все в мире взаимосвязано, для ЕГЭ достаточно понять систему его самого, а после сдачи – проклясть и забыть.
В итоге на первом курсе мы, как правило, получаем студентов, с которыми на серьезные и глубокие темы просто невозможно говорить. Исключения встречаются все реже.
Кино – это тот вид искусства, которым можно завлечь школьника к изучению культуры, а главное – к размышлению о себе в этом мире, о ценностях и добродетелях. Кино – и в особенности советское – показывает, что в жизни есть что-то большее, чем эгоизм, потребление и развлечения. Причем показывает это образно. А значит – наиболее эффективно и действенно. Учителю остается лишь учить правильно смотреть киноленту, считывая все контексты, аллюзии, учить трактовать и разгадывать символы, учить жить в гуманитарном мире – в том, где у человека нет шансов превратиться в обезьяну.
Хорошее советское кино приподнимает зрителя над бездной глупости и пошлости и ставит человека в сотворцы не только к великим режиссерам, но и, как мы сказали, к великим художникам, музыкантам, писателям. Я смотрю, я трактую, я пытаюсь понять – следовательно, я разговариваю с творцами. И у меня появляются новые темы для размышлений наедине.
Великое кино всегда провоцирует на размышления. И лишь современные фильмы чаще всего провоцируют только на уничтожение себя и окружающих.
При этом настоящее кино, повторим эту мысль, никогда не дает точных однозначных ответов, оно именно требует трактовок (как и любой образ), значит, оно не назидательно, оно говорит со зрителем на равных. Это то, чего не хватает многим современным педагогам в общении с учениками.
Это, как вы поняли, мы уже начали говорить не о банальных плюсах преподавания в школе отечественного кинематографа.
Еще один момент – почему советский кинематограф необходимо внести в школьные стены. Современные учащиеся совершенно не знают историю 20-го века. Я встречал выпускников, которые не могли даже ответить, с какими странами воевал Советский Союз в годы Великой Отечественной. А Хрущев, по словам одного из ребят – это, оказывается, советский телеведущий.
Что такое Оттепель и вовсе знают единицы.
Изучать кино, не говоря о времени, в котором оно снималось и о котором оно снималось – невозможно. Так что у педагогов появится хороший шанс рассказать новейшую историю на фоне фильмов. Им просто некуда будет деться. Сейчас же чаще всего учителя жалуются, что им не хватает времени поговорить о той же советской истории и культуре подробно.
Или вот еще аргумент в пользу уроков кино. Советское кино – это не просто искусство, отдельные его образцы – это великое искусство, которое повлияло на мировой кинематограф, на мировую литературу, музыку и даже, например, на скульптуру.
Образы из советского кинематографа до сих пор можно встретить в голливудском или в европейском кино. Великие режиссеры современности честно признаются: они воспитывались на советском кинематографе. А некоторые прямо называют русских режиссеров, у которых они заимствуют не только образы, но и способы съемок, монтажа и просто творческие находки. Далеко ходить не будем. Возьмем лучший, по мнению кинокритиков, фильм 2019-го года – «1917» Сэма Мендеса. И чьи же фамилии повторяют его создатели в своих интервью? Тарковский, Кулиджанов, Эйзенштейн, Климов…
Советским кино восхищается весь мир. Некоторые фильмы посмотрели миллиарды зрителей. Например, «А зори здесь тихие». По всему миру сегодня устраиваются киноклубы, на которых обсуждают советские фильмы самые умнейшие люди эпохи.
И только в России о советском кино если и говорят серьезно, то вскользь. И уж точно не на уроках.
Называть плюсы советских фильмов можно еще долго. Это и метафизика, и очищающий катарсис, и нравственность в высокой мере, и патриотизм… Старшее поколение все это знает, помнит, любит.
Теперь нужно передать это наследие тем, кто придет за нами. Ведь это – то наследие, за которое не стыдно (мы, конечно, не говорим о фильмах-агитках).
Остается один вопрос: кто будет эти уроки вести?
Киноманом можешь и не быть, а интеллектуалом быть обязан. Вот главный критерий к учителю, который на уроках или факультативах, но должен будет «заразить» молодежь отечественным кинонаследием.
Главное, не получить очередное скучное преподавание с зазубриванием фамилий режиссеров и актеров.
Иначе отечественный кинематограф похороним окончательно.
Максим Васюнов (gazeta-kozelsk.ru)
Читайте также:
Просмотров - 1 161