Смерть одного из корифеев мирового кинематографа, Алена Делона, всколыхнула волну интереса к нему и его творческому наследию. Появилось много публикаций о нем, причем не обошлось и без упреков в его русофобии последнего времени. Но, как сказал один из наших современников, надо понимать, что этот человек был очень далёк от политики и не знал всего контекста. А ценим мы Делона, прежде всего, за его талант и за те 2-3 десятилетия блистательной кинокарьеры, когда он был властителем дум, и за несколько десятков прекрасных киноролей. Время и жизнь тогда были совершенно другие, нежели сейчас, и кинематограф в жизни людей значил несказанно больше, чем сегодня.
Ален Делон навсегда останется в истории мирового кинематографа как выдающийся артист. Высокая планка была задана в самом начале: в возрасте 25 лет он сыграл главную роль в фильме, который стал камертоном всего его творчества. Мы говорим о фильме Лукино Висконти «Рокко и его братья».
Есть такие фильмы, к которым возвращаешься всегда, как к старым друзьям. Если долго не пересматриваешь, то скучаешь по нему, со временем заучиваешь наизусть фразы, запоминаешь детали сюжета, музыку. Именно к таким фильмам относится и этот шедевр.
Пересказывать сюжет фильма — самое примитивное и неблагодарное дело, посему мы делать этого не будем. Скажем лишь то, что здесь, как и во всем творчестве Висконти раскрывается его главная тема: распад существовавших столетиями устоев по внешним, либо внутренним причинам. И это является трагедией для тех, кто его переживает.
В данном случае этот распад происходит с патриархальной итальянской семьёй, которая перебирается с благословенного, но нищего юга на промышленный, более продвинутый север в поисках лучшей доли. Ситуация знакомая по многим другим произведениям. Трагические перипетии судеб членов этой семьи Паронди и их окружения и составляют суть данного фильма.
Однако Висконти не был бы великим режиссёром, если бы за этим сюжетом не было и других напластований. Здесь мы видим и элементы эпического произведения — о том, как исторические события влияют на судьбы людей. Здесь и психологическая драма. Поскольку Висконти находился под воздействием Достоевского, то мы видим и его влияние, почти буквальное: Рокко — князь Мышкин, Симоне — Рогожин, Надя — Настасья Филипповна.
Подбор актёров, их игра — глубоки и великолепны. Чего стоит хотя бы образ матери, Розарии Паронди (забытая ныне греческая актриса Катина Паксино), или даже маленького брата Луки (Рокко Видолацци). Не говорю уж об образах, созданных Анни Жирардо, Аленом Делоном, Ренато Сальватори и другими замечательными актерами.
Особую роль в фильме играет музыка, написанная одним из самых гениальных композиторов 20-го века, Нино Рота. С самого начала и до последних кадров музыка задаёт камертон восприятия фильма и является как бы действующим лицом.
В конце фильма каждый из братьев выходит на финиш с разным «результатом». Кто-то, как Чиро, вполне приспособился к жизни в новых условиях, Лука ещё совсем юн и полон надежд на будущее. Симоне полностью раздавлен жизнью и практически погиб. А Рокко вышел победителем, но эта победа ему вовсе и не нужна. Мне очень нравится сцена, незадолго до финала, в которой не только семья, но и все соседи, весь дом, празднуют великую победу Рокко в чемпионате по боксу. И в один момент он говорит о том, что хотел бы вернуться к своей патриархальной жизни на юге, а если он не сможет этого сделать, то юный Лука должен туда вернуться, потому что человек не может жить в отрыве от своих корней и традиций.
Фильм скорее трагический и печальный, но, просмотрев его, человек испытывает катарсис, ощущает, что соприкоснулся с великим искусством.
Когда смотришь сегодня современное кино, имея в багаже такие шедевры, как этот фильм, то понимаешь, что 20-й век задал такую планку в кинематографе, до которой даже дотянуться в будущем будет очень сложно. Скажем спасибо великим кинематографистам прошлого за это, и почтим память ушедшего от нас великого Алена Делона.
Рокко ушёл к своим братьям — к Симоне и Винченцо, и к своей любимой Наде — Анни Жирардо. Теперь они все вместе.
Здесь всё было гениально. Давно уже нет таких режиссёров, актёров, композиторов, кануло в Лету и такое кино, которое было великим искусством…
Вадим Грачев
Светлая память! Да, верно, он остался в истории кино навсегда. А настоящим русофобом он не был. Разве убежденный русофоб стал бы сниматься в фильме «Тегеран-43» и дружить с генералом Лебедем? Не думаю. Лично я его запомню по этим старым, но вечным фильмам.
Мне не все фильмы его нравились, но «Зорро», например, это точно классика. Мы выросли на его героях. Спасибо Ален, за те светлые эмоции, что мы пережили в молодости!
Спасибо ему за шедевры мирового кино и за тюльпана 🌷 Я вырос на многих его фильмах! Да простит его Господь!
Мой любимый фильм с этим актёром. Как вы хорошо написали, пронзительно, до слёз.
И один из самых любимых фильмов моих. Впервые увидела я его школьницей в 1963 году, даже точно помню где- в Доме Культуры Промкооперации на Петроградской стороне. В тогдашней «Промке», теперь «Ленсовета». Позвала одноклассница, любившая итальянское кино. Было очень сильное впечатление, но тогда я еще не связала этот фильм с «Идиотом» Достоевского. Это произошло потом, хотя, наверное, об этом многие уже знали. А в 2010 году, поднявшись на верхние ярусы Миланского собора, и бродя между их переплетениями, я вспоминала сцену из фильма с Аленом Делоном и Анни Жирардо! помню, как в конце 1950х появлялись на экране ленты итальянского неореализма, как взрослые в доме их обсуждали. И «Похитители велосипедов», и «Плата за страх» с совсем молодым Ивом Монтаном, и «Рим в 11 часов»….чуть позже всех их посмотрела, и не раз. Конечно, они сильно повлияли на наше кино, без итальянского неореализма не было бы того же Тарковского, например.
Согласен, создатели фильма, музыка, актеры — гениальны. Это тоже мой любимый фильм того времени. Грустно немного, но надо будет пересмотреть. Хороший выбор, чтобы проводить великого актёра…