Все помнят эту скорбную песню со знаменитой финальной строкой «И на груди его светилась Медаль за город Будапешт» — это о солдате, вернувшемся в разоренный дом после войны. Я хоть и не брал Будапешт, но побывать в нем удалось – шестого августа 2013 года, поэтому маленькую медальку, или сувенирчик можно было приобрести. Вместо медали я привез домой чайную кружку. Но обо всем по порядку.
Пятого августа наступил понедельник. Мы в Трстене проснулись, позавтракали и сходили с Майом, отцом и Матушком на дачу, полили там растения, собрали красную смородину. Потом вернулись домой, пообедали, и, попрощавшись с родителями, поехали втроем назад в Братиславу. Дорога летела быстро, в том числе и благодаря нашим увлеченным разговорам. Я вновь «достраивал» Маьяну ту картину, которая происходила без его участия – о зарубежных поездках, о наших всевозможных приключениях, о друзьях. Высадил он меня на краю Братиславы – в Раче, откуда я добрался на трамвае до своих «апартаментов».
На следующий день, во вторник, шестого августа, я встал очень рано, в 4 часа, плотно позавтракал и поехал поездом в 5.50 в Будапешт. Шел поезд из Берлина. Кто посещал Европу, тот знает, что их поезда отличаются от наших. Во-первых, то, что колея несколько уже, об этом я писал ранее. Во-вторых, само устройство вагонов особое: по всему вагону с одной стороны идет проход, как в наших купейных, а с другой стороны – «купешки», но в основном с прозрачной стеной и дверью и с сидячими местами – напротив друг друга по три места. Если в купе свободно, то, едучи на большое расстояние, можно прилечь, вытянуть ноги, но, конечно, о полках в нашем понимании у них и понятия нет. Ведь, скажем, наша элементарная ночная поездка из Питера в Москву – это уже как проехать пол Европы. В-третьих, у них там еще и особая система билетов. Ты можешь купить относительно недорогой как бы «входной» билет в вагон, и даже можешь сидеть в кресле, но только если будут свободные места. Для того, чтобы гарантированно иметь сидячее место, на него надо покупать особый билет, уже дороже, чем просто входной.
Я подумал, что поскольку мне ехать всего три часа, возьму только входной. Авось, хоть ненадолго появится место, тогда и посижу. Но места так и не появилось, и я всю дорогу стоял в коридоре, о чем, кстати, нисколько не пожалел. Поезд ехал с запада на восток, иногда чуть петляя, и в это время как раз был восход солнца. В окно я любовался дивной природой Словакии, а потом Венгрии. Справа по ходу движения поезда величаво раскинулась мутная серовато-зеленоватая гладь Дуная, иногда мы к нему подъезжали близко. Хлебные поля были уже убраны, лишь красиво желтела стерня.
Очевидно, при уборке хлебов какие-то колосья и зерна оставались на земле, и это привлекло в поля диких животных – небольших серн. До чего же очаровательны и грациозны они были! То медленно шли, то красиво и изящно прыгали, а цель у них была – поиск съедобного, то есть оброненных колосьев, в чем они, видимо, неплохо преуспевали. Сколько лет уже прошло, а у меня до сих пор перед глазами эти изящные скачущие на убранных желтых полях серны, залитые лучами восходящего малинового, а позже желтого солнца!
За три часа мы проехали около 200 км – расстояние от Братиславы до Будапешта, и вот в 9 утра я уже ступаю на землю столицы Венгрии. Зашел в книжный магазин, купил себе карту города. Продавщица пыталась угадать из какой я страны, но как-то ей это не удалось, и я сам сказал, что из России. В тот день я много гулял пешком по городу, в тапках на босу ногу, и даже спускался к Дунаю, чтоб в очередной раз намочить в нем ноги. Позже я пожалел, что это сделал, так как обсохли они не сразу, а в мокром виде я их изрядно натер, что дальше несколько дней мне мешало. Кстати, очень простой и полезный совет для туристов: если вы натерли ноги, а ходить надо – перемените обувь, будет намного легче. Я как-то об этом тогда не думал и мучился несколько дней.
Посетил Базилику святого Стефана – самое высокое историческое здание Будапешта, высотой около 100 м. Сверху есть смотровая площадка, куда я поднимался, и откуда виден почти весь город. Собор строился с середины 19 по начало 20 в. На его освящении присутствовал император Франц-Иосиф. Имеет богатые интерьеры.
Прогулялся по большому парку в центре города. Дошел до сельскохозяйственного музея, в котором провел немало времени, как истинный аграрник. Удивило, что в этом музее много надписей на русском языке. Рассмотрел много интересных экспонатов, в том числе и несколько чучел знаменитой венгерской породы скота, которая по своему происхождению чуть ли не ближе всех стоит к дикому предку – туру. Затем пошел пешком по главной улице Будапешта – проспекту Андраши. Он считается парадным, показательным, символом венгерской столицы. Между прочим, недавно узнал, что вскоре после войны одно время он носил имя Сталина. По этому проспекту я вышел к Дунаю, тут то я и обмочил ноги, что потом вышло мне боком. Смотрел на противоположный берег, где стоит великолепнейшее здание парламента и ряд других исторических построек. Но на тот берег уже не ходил, а только любовался зданиями и мостами с этого берега, виды были восхитительными.
Мой поезд в Братиславу отходил в 17.25, я направился к вокзалу немного заранее, и тут выясняется, что обратный поезд уходит с другого вокзала, который даже не обозначен на моей карте. Бегу скорее туда (уже отчасти с натертыми ногами), и вбегаю на платформу ровно в 17.25. Поезд только показывает мне хвост. К счастью, это не последний поезд в сторону Братиславы. Последний, на Берлин, уходит в 20.05. Таким образом, надо было скоротать еще 2,5 часа. Я зашел в интернет-кафе при вокзале. В те поры у нас уже были социальные сети, но телефона с интернетом у меня еще не было, поэтому фотографировал на цифровой фотоаппарат, общение с Родиной было через кнопочный телефон, либо через интернет в специальных точках. Позже, с появлением айфона и вайфая стало намного легче. Погулял еще немного рядом с вокзалом, и вот, наконец, сажусь в поезд – его подали под посадку. Постепенно подошли еще трое парней, таким образом, нас в купе четверо. Настает время отъезда, надо ехать, а поезд не едет. Проходит 10, 15, 20 минут, и все не едем! Вот нет, чтобы предыдущий так застопорился – так нет же, все наоборот! Как-то выясняем, что сломался электровоз. Пока его отцепили, приволокли и прицепили другой, прошло 45 минут, и вот, наконец-то, около 9 часов вечера, уже в темноте, мы отъезжаем на берлинском поезде из Будапешта в Братиславу (по крайней мере, я).
Из моих троих соседей один говорил по-английски, кажется, по телефону разговаривал, и так я узнал об этом. Второй помалкивал, поэтому я так и не узнал, кто он, и на каком языке говорит. А третий тоже молчал, читал немецкий журнал и ухмылялся по причине нашего опоздания. Я подумал, что это пунктуальный немец, что он едет в Берлин и его раздражает венгерская непунктуальность. Так мы ехали некоторое время молча. А потом то ли на каком повороте, то ли просто в ходе движения в наше открытое окно влетела целая туча каких-то мелких мух, мошек. Мы дружно стали их выгонять, прикрыли окно, и это словно стало катализатором к нашему общению, по крайней мере, я разговорился с этим «потенциальным немцем» — сперва по-английски, и тут выяснилось, что никакой он не немец, а поляк, зовут его Мачей (Матвей) Стефаниак. Он свободно владеет английским и немецким языками, а также немного и русским. И, поскольку славянам всегда легче говорить промеж себя на своих языках, то мы с этим Мачеем стали говорить по-русски, только изредка прибегая к английскому, словацкому (я) и польскому (он). Он оказался вполне интеллигентным, разговорчивым, поэтому дорога наша понеслась тоже быстрее. Выяснилось, что он хороший специалист по компьютерам, и его фирма направляет его в разные страны Европы, но в основном он работает в Братиславе и сейчас едет тоже туда, так что нам по пути. В Будапеште он встречался со своей невестой (кажется, она самолетом прилетала из Польши), а теперь возвращается к месту работы. Очень умный и разговорчивый. Таким образом, через час беседы он уже приглашал меня к себе в гости в Варшаву, а я его в Питер. Он вообще русофил, мечтает работать в Москве, а также побывать на Байкале и в других интересных местах. «А вот отец у меня не такой, он больше любит Германию, смотрит в ту сторону, и даже каждое утро за кофе начинает с чтения немецких газет» — сказал Мачей как бы даже с досадой.
Быстро примчались мы в Братиславу, было уже 12 ночи. Мачей вызвал такси, а поскольку мое общежитие находилось на полдороги до его дома, то он подвез и меня на своем такси. Договорились назавтра встретиться вечером у Михальских ворот в центре исторической части Братиславы, где-то там есть немецкая пивоварня.
На следующий день я съездил к Марьяну в Пезинок, пообедал, рассказал новости, и еще раз убедился, что удобно жить в Братиславе: вчерашней ночью, приехав из Будапешта поздно, я бы вынужден был ночевать на вокзале, а так, пожалуйста – спокойно доехал на такси до своего жилья. К вечеру в назначенный час доковылял на стертых ногах до Михальских ворот, где и встретился со вновь обретенным вчера польским другом Мачеем, пошли в немецкую пивоварню, пили пиво и много разговаривали. Вернулся я домой в 11 вечера.
Надо сказать, что с Мачеем мы обменялись телефонами, периодически списывались, и это потом длилось целый год. Когда же произошли известные события в 2014 г., то он перестал отвечать на сообщения. Видимо, русофильство быстро испарилось. Раза три я писал ему, но ответа уже не получал. Так закончилась эта кратковременная дружба, едва начавшись. Вообще, друзей за границей у меня не очень много, скорее даже мало, но уж те, из этого малого числа, — самые родные. С некоторыми дружим уже десятки лет! Надеюсь, эта дружба продлится, а может появятся и новые.
Вадим Грачев
ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ:
«Как я провел лето: Москва — Словакия». Часть 1
Лето 2013. Часть 2. Знакомство с Пезинком
Лето 2013. Часть 3. Наедине с Братиславой
Лето 2013. Часть 4. В трех государствах за один день. Леднице
Лето 2013. Часть 6. Поездка на Ораву
Лето 2013. Часть 7. Впервые в Оравском замке
Лето 2013. Часть 8. Снова в Трстене
Лето 2013. Часть 10. Как я попал в Вену
Читайте также:
Просмотров - 436