Перейти к содержимому

Наши выезды на выходные куда-либо по Англии были почти исключительно по нашей инициативе. Но иногда, а точнее, кажется, однажды, была инициатива и нашего начальства. В этой заметке я хочу описать две такие поездки – одна официальная, в которую мы ездили всей фермой на большом автобусе, а вторая наша частная, куда мы ездили втроем.

Автобус, Англия

Так вот, однажды наш харизматичный менеджер Джон Маккар объявил нам: «В ближайший выходной у нас состоится поездка на море, на берег Ла-Манша в замечательный город Брайтон. Кто хочет поехать, записывайтесь!» Мы, конечно записались, как и практически все работники фермы. По-моему, за эту поездку нужно было платить какие-то небольшие деньги. Планировалось заказать большой комфортабельный автобус. Всю организацию брал на себя Джон, нам только надо было взять с собой еду и горячий чай в термосах. Настал тот замечательный день, которого мы долго ждали. Все приготовились, вышли на дорогу возле фермы. У кого-то из нас был диктофон с вставленной кассетой. Мы записывали маленькие репортажи, интервьюируя друг друга на тему «Что вы чувствуете перед отъездом в Брайтон?». Стоим, стоим, ждем, ждем. Прошло уже 20 минут, 30, 40, час прошел, а автобуса все нет. Не характерно для пунктуальных англичан. И тут Джон нам объявляет, что с автобусом вышла какая-то поломка, он приносит нам свои извинения, поездка сегодня не состоится, но обязательно будет в ближайшее время. Ну, делать нечего. Прошло с недельку времени и мы все-таки поехали в Брайтон на море. Нас сопровождал Джон, его жена Хен, которая тоже была у нас супервайзером, но работала с нами что-то не очень часто. Дорога заняла примерно час, т.к. мы жили не так чтобы далеко от побережья, на юге Англии.

Прибываем в этот приморский город, едем по его улочкам, петляем, и вот, наконец, за последним поворотом видим бескрайний горизонт Северного моря. Мы привыкли в нашей стране, что море – это Сочи, Крым, тропический климат, жара. А здесь море Северное, суровое, вода прохладная, если не сказать холодная, и сам цвет этого моря какой-то серый. Так и запомнился Брайтон прохладным, пасмурным, хотя это был разгар лета. Нас привезли, сказали, что у нас свободное время, мы можем делать что хотим, но в назначенный час мы должны сидеть в автобусе, чтобы ехать обратно. Сейчас точно уже не помню, но, кажется, у нас даже не было экскурсии по городу. Интернета тогда тоже не было, поэтому никакой особой информацией о Брайтоне мы не обладали. Поэтому мы решили сперва окунуться в прохладные воды Ла-Манша, искупаться в нем, а потом погулять по городу. Заходим в эту легендарную воду, в этот пролив, с которым так много связано в наших головах и сердцах! Ведь Ла-Манш (англичане его называют English channel — английский канал) – это канал, соединяющий Англию и Францию. Здесь происходили действия многих литературных произведений: в романах «Алый Первоцвет», «Д’Артаньян и три мушкетера» и других. Говорят, что в хорошую погоду с одного берега можно увидеть другой, а опытные спортсмены даже переплывают канал, ведь в самом узком месте его ширина всего 32 км – между Дувром и Кале. Ну а мне как животноводу, конечно, известно, что в этом канале находятся острова Джерси, Гернси, Ольденбург, на каждом из которых была создана одноименная порода коров, самая прославленная из них – джерсейская со средней жирностью молока 5-6%, с рекордами у отдельных животных аж до 12%! Вот под эти мысли примерно я и заходил купаться в прохладные воды канала. Первое, что мы ощутили – это холодная вода, недаром на пляже народу было очень немного, а второе – это вода чрезвычайно соленая. Соль остается тут же на теле при высыхании воды. Такое потом я ощущал разве что еще в одном месте – это на соляных озерах в Соль-Илецке Оренбургской области. Долго резвиться мы не стали в таких суровых условиях. Тут еще случился один неприятный инцидент. С нами была Наташа, о которой я уже не раз писал. И вот надо же было такому случиться, что, выходя из воды, где-то возле берега она чем-то сильно уколола ногу. Мало того, нога на глазах начала пухнуть! Мы встревожились, побежали к береговой охране, которая вызвала Скорую помощь. Быстро примчалась машина, вышли санитары, осмотрели Наташину ногу, и успокоили нас. Оказывается, она наступила на шип какой-то ядовитой рыбы, которая выделяет яд через этот шип, но опасаться не надо – этот яд быстро разрушается при нагревании. Откуда-то они раздобыли ведро с горячей водой, и Наташе пришлось засунуть туда ногу, примерно так же, как мы парим ноги в горчице при простуде. И действительно, спустя минут 10 вся опухоль спала, а от жала рыбы не осталось и следа. Вскоре Наташа уже бодро шагала с нами за компанию.

Ла-Манш

Далее мы пошли осматривать город. Каких-то особых достопримечательностей там я особенно не помню. Только единственное, что мы видели интересного, это Королевский павильон – небольшой дворец с куполами в индийском стиле. Это, видимо, влияние того, что Британия долго держала Индию в своей власти. Этот павильон построен в начале 19 века в качестве приморской резиденции британских монархов. Сейчас там музей. Ходили также по узким улочкам, красивым паркам, видели, между прочим, живой оркестр, играющий в парке у того самого павильона классическую музыку.

Погуляв по городу, мы снова вернулись к морю. С удивлением обнаружили, что та часть, где мы прогуливались по пляжу, исчезла, ее полностью затопило водой. Так я впервые познакомился с приливами и отливами, ощутил действие гравитационных сил Луны. Потом пошли гулять по большому пирсу, делали забавные фотографии, кормили с руки громадных серо-коричневых чаек, смотрели в сторону Франции, но погода была пасмурной, и Францию мы с английского берега не увидели. Так быстро прошел наш день, и мы, отдохнувшие и набравшиеся сил, вернулись на ферму, чтобы завтра снова приступить к работе.

Другая поездка, о которой я хочу рассказать, состоялась в древнейший английский город Кентербери, тоже на юге, как и Брайтон, но не доезжая моря. Давно я слышал о Кентербери, еще дома, еще даже не погрузившись в мир любимого Диккенса, который пришел позже, что-то краем уха слышал о Кентерберийском соборе и архиепископе Кентерберийском. И вообще, это древнее, загадочное слово притягивало, очень хотелось увидеть один из знаменитых и древнейших городов Великобритании, ощутить его дух. Я был главным инициатором этой поездки. Заранее, работая на клубничных грядках, мы строили планы и делились с другими работниками этими планами. Тогда с нами работала одна молодая англичанка с очень низким прокуренным голосом, и когда мы что-то говорили о своих соображениях, она, от души затягивалась сигаретой, а потом выдыхая, как паровозная труба, этот дым, изрекала: «Вы хотите посетить Кентербери? Отличный город!» А потом в следующую затяжку дополняла: «Но я там не была!» Эта фраза и манера, в которой она была сказана, почему-то нас так смешили, что мы запомнили ее на всю оставшуюся жизнь, и каждый раз при встречах ее повторяем.

Кентерберийский собор

Вот, наконец, настал чудный выходной, когда мы (Витя, Марьян, я) отправились в Кентербери. Уже привычным маршрутом на такси доехали до Бирстеда, а оттуда электричкой, только не на север, когда ехали в Лондон, а в противоположную сторону, на юг. Вообще само графство Кент, где мы жили и путешествовали, называют «Сад Англии». Оно, действительно, оправдывает свое название. Особенно это ощущаешь, когда едешь на автобусе, или поезде – всюду сады с фруктами (собственно и наша ферма – это большой сад, на много гектаров), много зелени. Ехали мы примерно час. Когда год спустя я уже зачитывался чудными страницами диккенсовской прозы, сопереживал Дэвиду Копперфильду, идущему пешком из Лондона через Кентербери в Дувр к бабушке Бетси Тротвуд, то эту дорогу прекрасно представлял.

Приехали на железнодорожный вокзал и отправились гулять по городу пешком. Это один из очень древних городов. Люди жили здесь еще до нашей эры, а в первом веке нашей эры уже было основано поселение римлянами. Уже в 603 году был заложен знаменитый на весь мир Кентерберийский собор, один из самых величественных и впечатляющих, что мне приходилось видеть в Западном мире. Лично на меня Кентербери произвел впечатление куда более сильное, чем приморский Брайтон. Весь город расположен на больших холмах, между ними прямо в черте города протекают небольшие речки и каналы. Причем кое-где дома стоят по обоим берегам небольшого, но глубокого и полноводного канала, а стены домов непосредственно уходят в воду. Можно спокойно из окна дома выбросить удочку и ловить рыбу, которой, кстати, мы там видели много. Старая часть города также производит сильнейшее впечатление. Старинные многовековые 2-3-этажные дома, извилистые узкие улочки, мосты, исторические узкие каменные ворота при въезде в город, клумбы с цветами – все это, и еще какой-то непередаваемый метафизический дух прошедших столетий, налет «исторической пыли» — все это делает Кентербери очаровательным и совершенно неповторимым!

Отдельно стоит упомянуть о соборе. Он не только древнейший, но и огромнейший. Построен в форме базилики. Вытянут метров, наверное, на 100-150 и в высоту, думается метров 70. Когда заходишь внутрь, это впечатление тоже невозможно описать словами. Огромное пространство, гигантские окна с цветными витражами, статуи, фигуры, орнамент, изображения, склепы с захоронениями знаменитых людей и масса разных мелких и крупных деталей, которые невозможно описать! Прошло вот уже 20 лет, а я все эти впечатления помню и сберегаю в сердце. Для тех, кто хочет познакомиться с собором, размещаю здесь ссылку на ресурс с отличными картинками и хорошим описанием: http://tourpedia.ru/canterbury/

Ходили мы долго и внутри собора и снаружи во дворе, и вокруг него – невозможно было оторваться. Но время шло, и надо было уже пробираться домой. Кстати, мы видели автобусы, идущие в Дувр. Езды от Кентербери тоже что-то в пределах часа. Был такой соблазн уехать и туда, проследовать, так сказать, за Дэвидом Копперфилдом до конца, посмотреть на легендарные белые скалы, но времени уже, к сожалению, не было.

Добрались домой, и долго еще делились впечатлениями друг с другом и окружающими. Несколько времени спустя, уже в самом конце нашего пребывания, мы с Витей вдвоем еще раз посетили Кентербери, уже с деловой целью: нам нужно было проставить дату отлета домой в билете, поскольку у нас была открытая дата. А сделать это можно было почему-то только в Кентербери. На этот раз мы взяли велосипеды, доехали на них до нашей станции, сели в специальный вагон электрички для лиц с велосипедами, а в Кентербери, помня, что в прошлую поездку очень много ходили пешком, что там большие расстояния, с удовольствием ездили на великах.

Кентербери

Вот уже двадцать лет прошло. С тех пор я, конечно, много смотрел, читал, слушал о Кентербери. В свое время, будучи в Австрии, в Вене, даже приобрел в моем любимом венском букинисте книгу на английском языке, изданную в 19 веке о Кентербери, которую с удовольствием читаю и просматриваю чудесные картинки в ней. И вот те, наши первые, живые впечатления об этом великолепном городе живут во мне и сейчас. И, оглядываясь мысленно в те времена, думаю, как же права была та англичанка, затягиваясь сигаретным дымом, с удовольствием изрекавшая нам своим неподражаемым голосом, почти басом: «Вы хотите посетить Кентербери? Отличный город!»

Вадим Грачев

ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ:

На Туманном Альбионе. Часть двадцатая. Воспоминания о Великобритании

На Туманном Альбионе. Часть девятнадцатая. Третий раз в Лондоне. Прощай, Британия!

На Туманном Альбионе. Часть восемнадцатая. Последние недели и дни

На Туманном Альбионе. Часть третья. Знакомство с фермой

На Туманном Альбионе. Часть вторая. Первый раз в Лондоне

На Туманном Альбионе. Часть первая. Пролог

Поездка в Великобританию или друг на всю жизнь

Просмотров - 1 274Поддержать проект

2 комментария для “На Туманном Альбионе. Часть пятнадцатая. «Вы хотите посетить Кентербери? Отличный город!»”

1. Интересные записки путешественника. Но где же рассказы о главных английских достопримечательностях — старинных замках?