Заканчивался день 26 ноября. Единственное, что я не успел указать в прошлых заметках, что мы перебазировались из Вифлеема в Иерусалим. Это была уже предпоследняя наша остановка в гостиницах на Святой Земле (последняя будет в Тель-Авиве). Наша гостиница находилась в черте старого города, недалеко от очень живописных средневековых Дамасских ворот. Немного отдохнув в гостинице, мы подготовились к ночной литургии и Причастию.
От нашей гостиницы до главной святыни Иерусалима – Храма Гроба Господня, насколько я помню, было минут 20-30 пешком, если идти не торопясь, то есть, расстояние не слишком большое. В 12-м часу вечера мы все спустились в фойе гостиницы и всей группой пешком отправились в храм. Вход в Храм Гроба Господня, как это часто бывает в Святой Земле, очень небольшой. Проходя через дверь, надо буквально склонить голову. И это не случайно. Дело в том, что после мусульманского завоевания властители этих мест часто, выказывая пренебрежение к христианским святыням, любили въезжать в храмы на конях. Чтобы этого не случалось, местный народ несколько менял обстановку: устраивал вместо пышных ворот маленькие, входя в которые, надо было еще и поклониться.
Пришли мы в храм незадолго до начала службы. Храм Гроба Господня, как и многие другие святыни, является объектом поклонения всех конфессий сразу, поэтому как-то приходится его «делить». Здесь распорядок такой. Первыми служат литургию православные – с полуночи до 3 часов утра, затем, с 3 до 6 – армяне, потом с 6 до 9 утра – католики. Протестантам, по-моему, все равно где служить, и они особых претензий на Кувуклию не предъявляют. Так что право первым служить литургию предоставляется православным.
Престолом является сама Кувуклия, то есть гроб (пещера) Воскресения. Литургия служится внутри Кувуклии (она является как бы алтарем), насколько я понимаю, или непосредственно на камне, которым был запечатан гроб, или на антиминсе. Этот камень находится прямо внутри Кувуклии. Там служат, насколько я знаю, только архиереи, а священники стоят возле Кувуклии, у входа в нее, по обеим сторонам.
Место вокруг Кувуклии, где служат батюшки, имеет специальное оцепление, чтобы туда не заходили миряне. Все миряне стоят, соответственно, вокруг этого места оцепления. В эту ночь служило несколько архиереев (по-моему, три), из которых один был серб, один русский. В такие моменты, конечно, понимаешь, что Русь – это сила. Если бы убрать всех русских паломников, да еще сербов, то греков иерусалимской патриархии осталась бы горстка. Русские паломники составляют значительную долю прихожан (а соответственно и доходов) в храмах Иерусалимской патриархии. Такую же картину можно наблюдать и в Турции: львиная доля прихожан в Константинопольском патриархате – это русские туристы, которые толпами ездят на отдых в Турцию. Самих прихожан-греков там: раз и обчелся.
У отца Геннадия была бумага с благословением служить на территории Иерусалимской патриархии, как я уже писал раньше. При наличии этого разрешения всем батюшкам выдают одинаковые бело-голубые облачения с греческими буквами ΘΤ – «Филаки Тафу» — это символ Святогробского братства. Все представители Иерусалимской патриархии еще и своеобразные рыцари – члены этого ордена. Для того чтобы мы могли причаститься, батюшка подошел к нашей группе уже, облаченный в эти одежды и быстро исповедовал нас по общему чину, т. к., во-первых, мы буквально недавно причащались в Вифлееме, а во-вторых, до начала литургии оставались считанные минуты. Как потом выяснилось, священнодействия за пределами того места, где служится литургия, категорически запрещены. Исповедь должна проходить заранее, за пределами храма. Мы об этом не знали, да, к счастью, этого никто и не заметил.
Итак, началась литургия. Мы стояли сразу за ограждением недалеко от Кувуклии, видели всех сослужащих батюшек, коих было несколько десятков (около 40 человек), в том числе и наш о. Геннадий. Народу на литургии было на вскидку, и если меня не подводит память, человек 300-400, если даже не больше – довольно большая группа. Преимущественно это были, как я и говорил, русские паломники.
Быстро шла литургия. Хоть мы особо и не знали греческого языка, но смысл священнодействий был понятен, когда ты в принципе знаешь чинопоследование литургии. Наши батюшки, кстати, подавали возгласы на церковнославянском языке, что было особенно приятно. Когда наступило время Причастия, то батюшек причащали архиереи, прямо у входа в Кувуклию, а мы переместились в противоположную часть храма, напротив Кувуклии. Было несколько причащавших батюшек, кажется, четыре. Они как бы вышли из Кувуклии, прошли некоторое расстояние, стояли в один ряд, примерно метрах в 20-30 от нее, а мы все выстроились, соответственно, в 4 линии – по одной к каждой Чаше. Так вся наша группа сподобилась причаститься в этом великом месте – в Храме Гроба Господня, прямо в том самом месте, где воскрес Спаситель.
Время шло очень быстро. Теплоту после Причастия здесь не наливают, но выдают нарезанные кусочками просфоры, которые мы тоже получили. По окончании литургии народ потихоньку расходился, но только не мы. В такое время и в таком месте никто не думал о сне. В Кувуклии началась уже армянская литургия в 3 часа утра. Народу там было человек 20, и несколько священников. А мы с о. Геннадием и нашим гидом, Григорием, долго-долго ходили по храму, рассматривали все приделы, прикладывались к камню помазания, были в том месте, где был обретен Животворящий Крест. Святая царица Елена в свое время там предприняла целые археологические раскопки. Нам показывали даже окошечко, из которого по преданию Елена бросала монетки работавшим копателям, чтобы они ускорились в своей работе.
Заходили мы и на Голгофу. Она находится в шаговой доступности от Кувуклии, и все эти места объединены под единой крышей, все находятся внутри храма Гроба Господня. О Голгофе, надеюсь, расскажу еще отдельно, поскольку там мы тоже участвовали в литургии, и сподобились даже причащаться. Наконец, уже в пятом часу утра, мы, утомленные, но блаженные, потихоньку вышли из храма. На улице светало.
Мы тихонько шли по средневековым улочкам Иерусалима, а навстречу нам шла небольшая группа католиков, их литургия начнется в 6 ч. утра. Окунувшись в эту невероятную средневековую атмосферу, мы на восходе солнца добрались до своей гостиницы, и разошлись по номерам, чтобы поспать несколько часов, восстановить силы и продолжить дальше наше паломничество.
Вадим Грачев
ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ:
По Святой Земле в 2011. Часть первая. Пролог
По Святой Земле в 2011 году. Часть вторая. Как мы оказались в раю
По Святой Земле в 2011 году. Часть третья. Кана Галилейская
По Святой Земле в 2011 году. Часть четвёртая. Назарет. Гора Свержения. Фавор. Гробница Мелхиседека
По Святой Земле в 2011 году. Часть шестнадцатая. Фаранская лавра. Анафоф. Вифезда
По Святой Земле в 2011 году. Часть семнадцатая. Эпилог, или как я был в гостях у тети