Перейти к содержимому

Необычайный Стивенсон

Прочитал сегодня небольшую повесть (66 стр.) с длинным названием «Необычайная (иногда переводят «странная») история доктора Джекила и мистера Хайда» любимого Стивенсона.

Cтранная история доктора Джекила и мистера Хайда. Стивенсон

Прочитал впервые, и весьма удивился. Это необычайный Стивенсон, не тот романтик «Острова Сокровищ», «Чёрной стрелы», «Потерпевших кораблекрушение», «Верескового мёда». Произведение фантастическое, любопытное. Интрига плетётся с самого начала, внимательный читатель уже к середине повести делает правильные догадки, а вся развязка наступает в последней главе.

Интересно, что, как и любое талантливое произведение, эта повесть очень многопланова и наводит на многие размышления. Философски и духовно подготовленный читатель увидит здесь следы манихейства — идеи о равнозначности добра и зла. Кто-то вспомнит Достоевского с его «Если Бога нет, то всё позволено». Некоторым придёт на ум русская поговорка «Грех сладок, а человек падок». Знатоки литературы увидят здесь следы готического романа, а наиболее духовно чуткий читатель удивится тому, что Стивенсон, писатель последней трети 19-го века, предвосхитил пагубные идеи трансгуманизма, затягивающие в свои сети современных нам людей, и показал их тлетворное влияние. Можно задуматься и о философской антропологии и трагичности человеческого бытия, услышать даже нотки экзистенциализма.

Роберт Льюис Стивенсон
Роберт Льюис Стивенсон

Я намеренно не сказал ни слова о сюжете, чтобы кто-то, может быть, захотел бы прочесть эту удивительную повесть.

Следует сказать, что это произведение оказало сильнейшее влияние на человеческую культуру в самых разных сферах. Одних только экранизаций более 60!

Вот такой он многообразный и интересный Роберт наш, понимаете ли, Льюис Стивенсон!


Алмаз Раджи. Продолжение Стивенсонианы

Раз уж лежит у меня на столе толстый том Стивенсона, то надо прочитать всё, что в нем ещё не читано, тем более этого автора очень люблю.

Алмаз раджи — произведение, пожалуй чуть меньше мне понравившееся, чем история про Джекила и Хайда, однако тоже занимательное.

Алмаз Раджи, Стивенсон

Построено оно по принципу «Тысячи и одной ночи» — автор рассказывает несколько историй, связанных общим сюжетом, а в конце историй иногда присутствует витиеватый в восточном стиле эпилог.

Своеобразным «главным героем» повести является драгоценный камень, алмаз некоего индийского раджи, шестой по величине на свете. Как это часто водится, камень пагубно начинает действовать на тех, кто хочет им завладеть. Сребролюбие — один из главных пороков человечества не оставляет никого своим вниманием, даже «особу духовного звания», которая оторвавшись от богословских трудов, включается в эту лихорадку, и вся набожность и благодать исчезли, обнажив алчную человеческую натуру.



Так, наверное, немало жизней ещё погубил бы этот злополучный алмаз, если бы не подоспел вовремя знаменитый принц Флоризель, и не принял бы одно Соломоново решение, а какое — узнает тот, кто прочтёт до конца.


«Владетель Баллантрэ» — вершина Стивенсона

И снова Стивенсон, последнее произведение из моего толстого тома, бывшее непрочитанным, а теперь прочитанное — «Владетель Баллантрэ». Думаю, что это произведение — вершина (или одна из вершин) Стивенсона. Я, конечно, не ставлю рядом «Остров сокровищ» — этот любимый с юности роман, который я перечитываю, каждый год, стоит особняком. Но из всего остального, прочтённого у этого автора, данный роман ценю выше всего.

«Владетель Баллантрэ», Стивенсон

Здесь есть блещущая лоском английскость, а точнее — «шотландскость» с её древним замком, газонами, парками, тёмными аллеями и потайными дорожками. Казалось бы, ничего и не надо другого: читай и наслаждайся этой красотой, но Стивенсон не даёт нам спокойной жизни. Идёт одна из острых фаз противостояния Англии и Шотландии — на сей раз между Георгом Ганноверским и Яковом Стюартом в середине 18-го века. Но эта война проходит лишь фоном, который служит завязкой для этой колоссальной семейной саги. В основе романа длительное, затянувшееся на несколько десятилетий, противостояние между двумя братьями, которых война разделила на «красный и белый» лагеря.

«Владетель Баллантрэ», Стивенсон

Не буду пересказывать сюжет, чтобы не отбить охоту прочитать это колоссальное по концентрации событий произведение (кстати, занимающее всего порядка 250 стр.). Автор здесь предстаёт зрелым мастером по проработке психологии характеров. Все основные герои многоплановы и глубоки, за редким исключением почти нет схематичных (разве что второстепенные персонажи).

«Владетель Баллантрэ», Стивенсон

Любители острого сюжета и неожиданных ходов найдут здесь обильную почву для интеллектуального наслаждения. Любителям психологии здесь представлены некоторые чуть ли не фрейдистские сюжеты и герои. Утончённые знатоки увидят и духовную подоплёку характеров, судеб, сюжетов.

А ещё постоянно навевает от этого романа чем-то «Достоевским». Тут иногда и Фому Фомича Опискина явственно видишь, и Братьев Карамазовых, и надрыв — всё как у Достоевского.

Действие романа проходит и на суше, и на море, в мегаполисах и в непроходимых дебрях и болотах в Шотландии, Америке, Индии. Встречаются и аристократы, лорды, нотабли, и также морские пираты и контрабандисты.

«Владетель Баллантрэ», Стивенсон

Одним словом, есть что почитать, и над чем подумать. Думаю, что это та литература, над которой можно размышлять, и к которой нужно периодически возвращаться.

Мои сто книг. Детско-юношеская литература

Вадим Грачев

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Рената Камалова: моя семья — лучшая «валерьянка»

Просмотров - 13 192 Помочь сайту

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *