Примерно лет тридцать я живу под обаянием личности Джорджа Бернарда Шоу, примерно с середины 1990-х гг. А виной всему знаменитый спектакль МХАТ «Милый лжец» с Кторовым и Степановой в главных ролях, поставленный по пьесе Джерома Килти. Транслировали спектакль по Всесоюзному радио. С тех пор я слушал его десятки раз – по радио и по интернету. А тогда он так был мне интересен, что фрагменты я даже записывал на аудиокассеты. Потом, уже в эпоху интернета, я переслушивал и пересматривал этот спектакль множество раз. Довелось посмотреть и другой его вариант – с Василием Лановым и Юлией Борисовой в Вахтанговском театре. Были еще спектакли с Еленой Юнгер и Львом Колесовым в Ленинграде и с Пляттом и Любовью Орловой в театра Моссовета. С этого произведения и началось мое знакомство с Шоу.
Потом я узнавал какие-то детали из биографии Шоу, анекдоты из его жизни. Один из них я часто привожу своим студентам в лекциях, когда рассказываю о подборе животных. Одна взбалмошная актриса (по-видимому, Молли Томпкинс), сказала Шоу:
– О сэр, давайте поженимся, у нас родятся дети, и они унаследуют мою красоту и Ваш ум!
– А Вы не думали, сударыня, что получится, если они унаследуют МОЮ красоту и ВАШ ум – ответил бесконечно ироничный Шоу!
Остроумию Бернарда Шоу можно позавидовать. Недаром с его именем связано столько анекдотов.
Во время первого театрального успеха на премьере пьесы Шоу вышел на аплодисменты. На фоне общего триумфа на галерке нашёлся недовольный зритель, который освистал автора.
– Дорогой мой, я совершенно с Вами согласен, но что мы двое сможем сделать против всех остальных?» – не растерявшись крикнул ему Шоу!
По убеждениям Шоу далековат, конечно, от моих идеалов. Он был социалистом-фабианцем, то есть сторонником постепенного преобразования капиталистического общества в социалистическое, без революций. Он с большой симпатией относился к Советскому Союзу и лично к Сталину. Его визит в СССР в 1931 г. способствовал скорейшему признанию нашей страны Соединенными Штатами. С религией его отношения, видимо, были сложными. По крайней мере, после смерти он завещал себя сжечь и прах развеять вместе с прахом его жены Шарлотты.
Главными произведениями Шоу были пьесы, которые он писал всю жизнь, хотя были и романы, но они не особенно впечатлили читателей. Названия этих пьес постепенно входили в мою жизнь: «Пигмалион», «Миллионерша», «Дом, где разбиваются сердца», «Профессия миссис Уорен», и другие. Многих же пьес Шоу я не знаю и до сих пор, их предстоит освоить. А еще поразительно, что за свою долгую, 94-летнюю жизнь Шоу написал более 250 тысяч писем! Это просто удивительно. Я тут прикинул: если, скажем, Шоу начал писать в 19 лет, и писал до конца жизни, тогда период писания писем составил 27375 дней (75 лет). При общем количестве писем в 250 тысяч, у него должно было получаться по 9-10 писем в день. Причем, если один день он пропускал, то во второй должен был писать 20 писем!
В моей библиотеке присутствуют 5 книг, связанных с именем Шоу: две его биографии, написанные Хескетом Пирсоном и Эмрисом Хьюзом, сборник автобиографических статей, заметок и писем, сборник его писем в серии «Литературные памятники», где собраны письма к Эллен Терри, Стелле Патрик Кемпбелл и некоторым другим лицам, а также сборник пьес в серии БВЛ. Долго я подступался к полному собранию его пьес в 6 томах. Видел их периодически в букинистах, но как-то не доводилось приобрести. И вот только сегодня пришли по почте эти шесть заветных томов с полным собранием его пьес. Теперь только читать и получать удовольствие! Постижение Шоу продолжается.
Вадим Грачев
Читайте также:
Просмотров - 851