Первую часть этой фразы все хорошо помнят, её произносит героиня знаменитого фильма. А вторая часть — это название ещё одного романа Жюля Верна, прочитанного мною. Гектор Сервадак — это имя главного героя, французского офицера. И именно эта фраза из «Собачьего сердца» напрашивается сюда своеобразным эпиграфом.
Этот роман называют самым фантастическим в творчестве Жюля Верна. И действительно, в новогоднюю ночь на Землю налетает огромная комета, которая захватывает часть нашей планеты, некоторых людей, животных, растительность, воду и воздух — в общем, как бы мы сказали, часть земной биосферы. И всё это «верхом на комете» улетает в далекое путешествие по космическому пространству ровно на два года, чтобы, сделав огромный эллипс, вернуться точно в то же место, откуда было выхвачено. Точнее, на обратном пути комета пролетела рядом, а люди спустились на Землю на воздушном шаре. И это почти за 100 лет до Гагарина. Такой вот неправдоподобный сюжет, некоторые современники восприняли роман весьма скептически, привыкнув, что у Верна всегда всё по-научному.
Тем не менее, этот фантастический сюжет автор использовал, чтобы ввести в роман массу интересных и полезных астрономических, физических, математических сведений. Иногда им посвящены целые главы.
Но главное в романе даже не это, главное — это люди. Здесь показан замечательный главный герой — Гектор Сервадак, умный, храбрый, решительный. Его товарищами в этой космической Одиссее оказываются русские мореплаватели со шхуны «Добрыня» — граф Тимашев, лейтенант Прокофьев и несколько русских матросов. Роман написан, очевидно, в период потепления в русско-французских отношениях, поэтому русские выписаны максимально положительными: сильные, смышлёные, жизнерадостные, делающие всегда всё, что в их силах, и твёрдо уповающих на Божью волю. Показаны ветреные испанцы, любимое дело которых — песни и танцы, тупые и чопорные англичане, которые так и не поверили, что они попали на комету, а не находятся на земле. За это автор отправил их на всю оставшуюся жизнь летать в космосе, так как часть кометы, на которой они пребывали, оторвалась и улетела в неведомую даль.
У Сервадака есть прекрасный денщик-слуга, парижанин по прозвищу Бен Зуф. Он выписан очень хорошо, этакий настоящий Паспарту. Имеется и уже ставший привычным у Жюля Верна «чокнутый профессор» — Пальмирен Розетт. И именно это слово «чокнутый» больше всего и подходит к нему. Это не тот добрый учёный-просветитель, как Жак Паганель, или доктор Клоубони. Это сухой, злобный, желчный, фанатичный старик, не любящий никого на свете, и круглосуточно занимающийся астрономическими наблюдениями и вычислениями.
Но пожалуй наиболее удачным является образ еврея-торговца и ростовщика Исаака Хаккабута. Он написан совершенно гениально, настолько верно и ярко, что к издателю романа Этцелю обращался один из раввинов и просил убрать этого героя, так как он якобы порочит всех остальных евреев. Однако сам образ, психология, поведение, мотивации этого героя, потрясающий юмор — всё это совершенно неотразимо.
В описании всех этих героев уже чувствуется зрелый мастер, читать роман, несмотря на фантастический, вымышленный сюжет весьма любопытно, так как он даёт убедительно точные представления о людях разных стран, национальностей, их взаимоотношениях, а также в этом произведении богатая естественнонаучная база.
«Чёрная Индия» — очередной роман Жюля Верна
Когда я, начав восьмой том собрания сочинений Жюля Верна, прочитал заглавие этого романа, то подумал, что речь пойдёт о тропических широтах, пальмах, джунглях, слонах и местных жителях Индии. Оказалось однако всё не так.
Чёрной Индией называют угольные копи в Шотландии. Оказывается, этот северный уголь приносил Великобритании доход, сопоставимый с доходом от одной из богатейших колоний — Индии. Вот откуда такое название у романа.
Местные жители, как простые рабочие, так и мастера и инженеры, страстно влюблены в своё дело. Настолько они погрузились в этот процесс добычи каменного угля, что некоторые даже обустроились жить в шахте, создали там себе дома, и не очень-то хотели подниматься на свет Божий.
Иногда у меня возникала мысль, что это этакое «рекламное» произведение, поэтизирующее и романтизирующее тяжелейший труд шахтёра. Он и сегодня-то тяжёл и опасен, а что уж говорить о 19-м веке. Обычно с работой шахтеров всегда связаны такие понятия как социальная несправедливость, забастовки, и даже революции. Романтики в этом труде, видимо, немного.
Однако Жюль Верн остаётся верен себе и пишет в своей манере это произведение, кстати, не особенно большое — около 170 стр. Здесь, как и всегда, есть интрига, множество таинственных загадок, опасностей. Эта интрига постепенно раскрывается, разворачивается перед нами, а развязка наступает в самом конце.
Произведение также мастерски выстроено, в конце почти каждой главы сюжет обостряется, чтобы активно продолжиться в следующей главе. Таким образом, хочется читать не отрываясь, что и делает увлечённый читатель. Если вы хотите с интересом провести два вечера над захватывающей книгой, то роман «Чёрная Индия» как раз для вас.
Вадим Грачев
Телевизор убил русский язык
«И возвращается ветер», последний фильм Михаила Калика
Из моего Бессмертного полка
Мои путешествия за два дня - словно проехать всю Европу!
И всё-таки, Майлз, он ушёл, и не погасил света
Наташа Власова: я вижу только хороших людей
"Вот как надобно писать": Александра Осиповна Ишимова
Анонсы публикаций: Ольга Кабо, Дмитрий Маликов
Дюны Сухова
«Библиотека Драматурга» - эти вечные тексты и сегодня дарят нам радость!
Просмотров - 639 Помочь сайту