Следующий день, 11 августа, начался для нас неожиданно. Мы должны были проснуться к завтраку, примерно в 7 часов, на это время у нас был заведен будильник. Но вдруг внезапно, минут за 20 до нашего подъема, сработала пожарная сигнализация. Заверещала громкая сирена, и выла в итоге минут 10. Но мы, как люди стойкого, нордического характера, панике не поддались. Выглянули в коридор – там вроде все спокойно, дымом нигде не пахнет. Видимо, кто-то из несознательных жильцов начал курить в одной из комнат, от этого и возникла паника у электронной противопожарной системы. Мы потихоньку собрались и пошли на завтрак в наш любимый ресторанчик в подвальном этаже.
Сегодня нам предстоит прощание с красивой и уютной Веной.
Основательно подкрепившись, мы собрали вещи, сдали свою комнату, и отправились на автостанцию, которая находится тут же, в шаговой доступности от центрального железнодорожного вокзала. Кстати, много путешествуя, как по Европе, так и по России, я заметил, что расположение железнодорожного и автобусного вокзалов чаще всего бывает в одном месте, но иногда и совершенно в разных концах города, тогда это вызывает неудобства, если надо делать пересадку. Здесь же было все хорошо, удобно.
Как я уже писал в самом начале, билеты у меня были куплены заранее по интернету на всех. Это было очень удобно. Главное, надо было, чтоб в дороге не случалось никаких инцидентов, и чтобы мы, соответственно, не сбивались с графика. На этот раз все так и было, как, впрочем, и во все другие путешествия – за исключением некоторых мелких инцидентов пару раз в другие годы, за которые мы отделывались в основном лишней выплатой не очень большого количества денег. Об этом расскажу в соответствующих местах. Немного постояли на платформе, подъехал комфортабельный европейский автобус, в который мы уселись, и быстро поехали в другое государство, прощаясь до поры до времени с Веной и всей Австрией.
А другим государством для нас в этот день была Словакия. Мне уже как-то доводилось писать, что Вена и Братислава – это две самые близко расположенные друг к другу столицы государств во всем мире. Если по прямой, то это всего 55 км, а по трассе – 80. История этого региона давняя, сложная, многообразная. Словакия многие годы входила в состав Австро-Венгрии, причем влияние именно Венгрии на Словаков было очень сильным. Их даже иногда в шутку называют «славянскими венграми», как чехов – «славянскими немцами», а словенцев – «славянскими австрийцами», дальше можно эту аналогию продолжать. Отдельная государственность у Словакии появилась лишь в недавнее время. И то, конечно, она действует в русле политики некоторых более сильных государств. Связь между Веной и Братиславой всегда была очень сильной – и по Дунаю – речным транспортом, и сухопутная, вплоть до того, что даже ходил трамвай из одного города в другой. Так забавно: сел в трамвай, и через час вышел из него в другом государстве. Сейчас к этому прибавились электрички и автобусы. На двух последних видах транспорта мне приходилось не раз курсировать между этими двумя столицами.
Также я, кажется, уже упоминал, что по дороге из Вены в Братиславу ты буквально поминутно чувствуешь, как меняется звуковой фон. Поначалу это преимущественно немецкая речь, грубоватая, и непонятная нам на слух без специальной подготовки. Автобус едет, периодически останавливаясь в городках, поселках, деревнях. Вся дорога занимает примерно час. И вот постепенно, через 20-30 минут ты начинаешь понимать, что что-то поменялось, сперва только чуешь это подсознанием, а потом уже явственнее – ушами: сменилась речь. Все меньше слышны немецкие слова, и все больше что-то родное, которое будет знакомым даже малограмотной бабушке из русской глубинки: «добре, страшне, мамичка, отец, брат, сестра, место, дедина, ноц, день, рано, вечер, днеска, зайтра, драге, черствый, умелый, дробне, вельки, розумием, не вем, просим, читать, писать, обход, заход, заграда» и тысячи других слов, имеющих общеславянскую основу, и понятных любому русскому без перевода, или при минимальном толковании (иногда догадке). Внутренне ты чувствуешь некую радость – ты попал в свою, славянскую ойкумену, здесь будет отчасти даже уютнее, чем в Австрии.
Так, с этими размышлениями, мы въехали в Словакию: я – в который уже раз, сбился со счета, а мои трое товарищей, насколько я понимаю, — впервые. На вокзале в Братиславе нас встретил мой старинный словацкий друг Марьян, с которым на тот момент мы дружили уже 15 лет. О нем я очень много писал в соответствующих местах. Ребята были рады новому знакомству – с настоящим словаком, носителем культуры, языка, который все понимает по-русски, и также по-русски может с ними общаться. Я всегда считал, что Марьян знает русский язык лучше, чем я словацкий, поэтому мы всегда с ним разговариваем по-русски. Когда переписываемся, то каждый пишем на своих языках, поскольку так писать быстро и удобно, а читать и понимать написанное на языке друг друга мы можем почти свободно.
С большой радостью я в очередной раз встретил старого друга, как и он меня. Я точно не помню, то ли это был у него выходной, то ли он взял день отгула, но весь день он провел в компании с нами: катал нас на автомобиле по Братиславе, много мы ходили пешком. В Братиславе хоть и небольшая историческая часть, но очень красивая, со старинным замком на берегу Дуная (восстановлен в 20 в.), с собором св. Мартина, в котором короновались все короли Австро-Венгрии, со старинными Михальскими воротами и другими прекрасными историческими местами. Я в очередной раз вспомнил мою любимую мысль, которую я частенько повторяю, что Дунай очень долго был границей Римской Империи. За ним были уже земли варваров. Таким образом, почти вся современная Братислава лежит на бывших варварских землях, а ее спальный район Петержалка – в Римской Империи, поскольку до него надо добираться по мосту через Дунай. Эта мысль всегда приходит в голову, когда идешь, или едешь по мосту.
В это же время мы заселились в мое любимое общежитие, где я останавливался в прошлый раз, и о чем уже писал. Цена на него не изменилась – 7 евро с человека на сутки. Хоть там и не было большого удобства, но было все необходимое – кровати, душ, туалет, и даже электрическая плита на этаже. От общежития до вокзала минут 15 ходьбы пешком, а до центра города – минут 30 в другую сторону. Цена же за проживание была более чем дешевая, просто копейки.
Ближе к вечеру Майо нас отвез на городской пляж «Златэ пески», где я купался и в прошлый раз. Там мы хорошо отдохнули, накупались, и даже позагорали. Потом мы на время попрощались с нашим другом, поужинали в кафе, и на трамвае добрались до общежития – на ночлег.
Продолжение следует…
Вадим Грачев
ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ:
Поездка по Европе летом 2015 года. Часть 1. Куда-то вновь летим. Лёха Сто Евро
Поездка по Европе летом 2015 года. Часть 2. Первые впечатления от Вены
Поездка по Европе летом 2015 года. Часть 3. В самом сердце Вены
Поездка по Европе летом 2015 года. Часть 4. Шенбрунн
Поездка по Европе летом 2015 года. Часть 5. Книги и кофе в Вене
Читайте также:
Просмотров - 555 Помочь сайту