Исторический путь России: искушение Западом и искушение Востоком

При изучении исторического пути нашей Отчизны, при построении планов на ее будущее у различных людей существуют различные взгляды. Один из самых популярных — это мнение о том, что Россия является частью европейского общества, что она должна исповедовать западные ценности. Причем в понятие «Запад» включают чаще всего набор стандартных клише — материальное благополучие, демократия, права человека, гражданское общество, потребительская жизнь.

Герб России

Когда-то, в средневековье, Европа по инерции еще исповедовала те истинные ценности, которые являются смыслом существования человеческого общества. Однако со времен «Просвещения», то есть, уже почти полтысячелетия назад Европу накрыла апостасия — отступление от истинных жизненных ценностей. Над европейским человеком навис прометеевский дух самодовольства и эгоизма. В результате сегодня в европейском обществе Родина там, где ниже налоги, апофеоз свободы — гей-парад, а максимальные интересы обывателя — выбор зубной пасты и жевательной резинки. Даже те великие либералы-западники прошлых лет, которые шли на эшафот за свои либеральные идеи, пришли бы в ужас от сегодняшнего деградировавшего западного общества. Не даром самые популярные сегодня на Западе мыслители Патрик Бьюкенен и Шпенглер назвали свои книги соответственно «Смерть Запада» и «Закат Европы». Этими же мотивами пронизана живопись Ильи Глазунова последних лет.

Опыт последних нескольких столетий, а особенно десятилетий показывает, что общество, у которого изъят «духовный компас» неумолимо деградирует. В нем зарождаются корни всех человеческих бед — социализм, коммунизм (древняя ересь хилиазма), фашизм, полная деградация культуры и, в конце концов, духовная гибель такого общества. Апологеты западничества в России, если проанализировать хотя бы их биографии, почти все без исключения были духовно оторваны от тысячелетних корней своей Родины, многие из них имели довольно примитивный уровень образования. Достаточно, например, сравнить хотя бы масштабы личности великого русского человека Алексея Степановича Хомякова, уровень его образования и его оппонентов — западников. Все становится ясным. Причем уровень образованности, уровень духовного развития западников обратно пропорционален уровню их деятельности и агрессивности. Отсюда и многовековое уже насильственное навязывание России западных штампов и клише, отсюда насильственное укладывание Российского мира в рационалистическую Декартову философию. Отсюда и многие наши другие беды. Остается только сожалеть, что мы очень вяло противостоим этому искушению Западом и не смогли еще четко сформулировать постулаты своего, национального пути, свободного от западнических предрассудков, ибо искушение Западом в его сегодняшних реалиях для России — это путь погибели.

Другой, не менее опасный путь для России — это искушение Востоком, так называемое Евразийство. Евразийство бывает разных толков и оттенков. В основном многие рассматривают этот путь для России как альтернативу Западному пути. Один из главных принципов Евразийства — рассмотрение России, ее народа, как представителей азиатского мира, слегка только внешне европеизированных. Главная опасность здесь в том, что в качестве самодовлеющей ценности рассматривается генезис народа, а не духовная жизнь. Московские государи, например, рассматриваются евразийцами как «оправославленные» азиаты. А сама православная вера — как некий элемент фольклора, не несущий особой духовной сущности. Ярким представителем евразийства сегодня, например, является А. Дугин. Путь Евразийства в отрыве от православия — это также опасный и губительный путь, как и западнический.

Очень трудно русскому человеку, не знающему или плохо знающему свою историю, подверженному массе искушений сегодняшнего мира, лавировать между Сциллой и Харибдой Запада и Востока. Поистине, «узкий путь и тесные врата» подлинной духовной жизни. Самое главное — не оступиться на этом пути, не свернуть на ложную, тупиковую тропинку. Важно опираться на тысячелетний опыт наших предков, на выдающихся людей. Ибо, как сказал святитель Николай Сербский (Велимирович), никто не велик, если не держится кого-то величайшего.

Вадим Грачев

 




Просмотров - 2 065 Помочь сайту

Оставьте комментарий