В перерывах между романами Крестовского, чтобы немного отдохнуть, читаю малую книгу о Малом театре: мемуары Михаила Францевича Ленина «Пятьдесят лет в театре». Актёр этот весьма интересный. Родился в Киеве, отец его был поляк, Франц Игнатович. На военной службе в документах его фамилию переврали на украинский манер — Игнатюк. С ней он и остался, утверждая, что главное не твоя фамилия, а какой ты человек.
Мать была украинка, волевая женщина с сильным характером. С молодых лет юный Миша Игнатюк со всей страстью души влюбился в театр: сначала в Киеве, а потом, увидев гастроли столичных театров, и вовсе захотел стать артистом. И хоть семья была небогатой, ему удалось поступить в театральную школу при Малом театре. В 1902 году его приняли в труппу, вот только фамилия Игнатюк была как будто незвучной для сцены, и тогда он в честь своей жены, которую звали Еленой, взял сценический псевдоним Ленин, с этой фамилией и вошёл в историю театра, стал знаменит, обладая прекрасной фактурой и мощным темпераментом. Ему посчастливилось играть с величайшими корифеями Малого театра — Ермоловой, Федотовой, Ленским, Южиным, не говоря уж о других, и заслужить от них самые высокие отзывы.
Прошло полтора десятка лет сценической деятельности Михаила Францевича, и вот в России происходит Февральская революция. На политической сцене появляется свой Ленин — революционер, доселе никому не известный. Все начинают домогаться до прославленного артиста — уж не родственник ли? Вся эта ситуация так измучила Михаила Францевича, что он вынужден был пару раз давать объявления в газету с таким содержанием: «Я, Михаил Францевич Ленин, артист Императорского Малого театра. Прошу не путать меня с известным политическим авантюристом, к которому я не имею никакого отношения!» Сегодня это звучит забавно, но в те годы могло быть и небезопасно для артиста: он и не предполагал, что «авантюрист» победит, и станет главой государства.
Книжечка, хотя и объёмом около 200 страниц, читается в один присест — за счёт малого формата (типа «покет бук»). Актёр начал писать мемуары, прошёлся буквально пунктиром по своей творческой биографии, и вдруг в 70 лет заболел скоротечной чахоткой, и умер в начале 1951 года, кстати, 9 января, так что в этом месяце уже 70 лет со дня смерти артиста. Книжечка легкая и приятная, в ней он с теплом и любовью отзывается о великих корифеях театра, которых он застал, рассказывает о своих впечатлениях от совместной работы и общения с ними. Хоть она и маленькая, но является ещё одной каплей мёда в огромном улье с названием «Малый театр». За три десятилетия я собрал о Малом чуть ли не все книги, которые когда-либо были напечатаны, и каждую из них читаю с огромным удовольствием!
Вадим Грачев
Читайте также:
Просмотров - 2 155 Помочь сайту