В этой части расскажу, как мы ездили домой, в Россию. Я уже говорил, что это происходило каждый выходной. Как правило, нам давали только один день отдыха в неделю, и это была суббота. Расстояние от нашей фермы до Санкт-Петербурга составляло примерно около 500 км, да ещё на границе ситуация всегда непредсказуема: можно было пройти в течение часа, а можно простоять несколько часов. Так что мы должны были быть оперативными, чтобы всё успеть.
В пятницу мы работали обычно до 4 часов. После этого быстро успевали помыться, поесть, собраться и через час, то есть в 17 ч. выезжали с фермы в сторону дома. Говоря «мы», я подразумеваю нас пятерых – Вера, Таня, Лёша, Вова и я – наш экипаж машины, которая принадлежала Вере. Когда мы собирали деньги на еду, бензин и прочие расходы, то небольшую сумму выделяли Вере на амортизацию машины, поскольку эксплуатировали её целое лето, по крайней мере, около двух месяцев. Вся дорога делилась на три части – по Финляндии до границы, переход обеих границ – финской и российской, и по России до Питера. Из нас пятерых водителями были Вера, Лёша и Вова. Как правило, мужчины вели машину по Финляндии с переходом границ, а потом садилась за руль Вера. Мужики в это время могли позволить себе выпить пива после напряженной трудовой недели.
Дорога по Финляндии очень хорошая. Там ведь на всю эту довольно обширную территорию населения всего пять миллионов человек – как в одном нашем Питере. Поэтому движение по трассе слабое, дорога очень высокого качества. Даже просёлочные грунтовые дороги в приличном состоянии, что уж говорить о больших шоссе. Там никому не придёт в голову, как у нас, гонять тяжёлые лесовозы по деревенской грунтовке, или на лесной дороге оставить колеи в половину человеческого роста. Там люди привыкли отвечать за свои поступки. На большом шоссе посередине, где идёт разделение левой и правой полос, сделана твёрдая ребристая полоса, и если ты случайно на неё заехал, то машина будет вибрировать – это хорошее предупреждение, что ты зазевался, или задремал – надо срочно вернуться на свою полосу. В России водители в основном солидарны друг с другом и против «гаишников»: они подсказывают друг другу, где их ждёт «засада». В Финляндии не так: там водители, наоборот, подсказывают «гаишникам» — где кто из водителей что-то нарушил. Так вот, едешь ты по большому шоссе, а машин почти нет, даже встречных мало. Обгонять совсем некого. По пути к нашей границе лежат два крупных финских города: Миккели (54 000 человек) и Лаппеенранта (72 000 человек), так вот только на повороте к этим двум городам на шоссе может собраться «пробка» из 3-5 машин, примерно на 1 минуту, а больше никаких проблем с движением нет. От Лаппеенранты остаётся каких-то пару десятков километров до границы.
В Ленинградской области есть три пункта пропуска в Финляндию: Брусничное, через которое, по-видимому, проходит больше всего народу, т.к. оно находится на прямой и самой короткой линии Лаппеенранта – Выборг; Торфяновка – намного западнее – это для тех, кому надо в Лахти, или Хельсинки; и Светогорск – самый восточный пункт, находящийся ближе всего к финскому городу Иматре. Через все три пункта я ездил в своё время, но, конечно, чаще всего через Брусничное. Через Торфяновку намного реже, а через Светогорск мы как-то проехали один раз, чтобы посмотреть, как выглядит эта дорога, и какая там красивая природа. Дорога через Иматру-Светогорск, возможно, самая красивая и необычная – очень извилистая, с горками и ямами. Говорят, как будто бы в стратегических целях – приграничная дорога не должна быть прямой и ровной, чтоб противник не ехал быстро. Не берусь судить, может это и домыслы, но слышал такую версию. А когда едешь через Брусничное, то между двумя границами идёт красивый Сайменский канал, соединяющий финское озеро Сайма с российской территорией. По нему ходят разные корабли, проходят через шлюзы, на дороге есть разводной мост, и нам не раз приходилось ждать, пока пройдёт корабль, чтобы мост снова свели, зато наблюдать за этим действом было очень интересно.
С Финской стороны, когда подъезжаешь к границе, нет никаких проверок. Дорога непосредственно упирается в пограничный пункт, где написано, что здесь таможня и государственная граница Финляндии. В каком-нибудь километре, или двух от границы можно встретить небольшую клубничную ферму. На финской границе нужно выйти из машины с документами, вещи выносить не надо. Пассажиры идут на пункт пропуска, водитель показывает автомобиль таможенникам. Если осмотр закончился благополучно (так бывает, как правило, всегда, осмотр длится пару минут), то и водитель идёт на паспортный контроль (пассажиры его поджидают, и проходят, как правило, все вместе, друг за другом). Раньше, говорят, можно было пересекать границу на велосипеде и даже пешком, но потом это запретили. В Эстонии, или Абхазии, например, это можно делать и по сей день. Когда нам поставили штампики о выезде из Финляндии, мы садимся в машину, и едем вдоль Сайменского канала по нейтральной территории, 4,5 км. Дорога довольно узкая и извилистая. Подъезжаем к нашей границе. Здесь уже надо идти на выход с вещами. У водителя также осматривают машину, а вещи, как правило, осматривают редко. Также получаем штампы о въезде в Россию, и садимся в машину. Но по дороге ещё раза два у нас пограничники проверят документы. И вообще, если, как я сказал, у финнов в километре от границы может быть клубничная ферма, и никакого контроля нет, то у нас от Выборга до финской границы (14 км) просто так не проедешь – только по загранпаспорту. По дороге и туда и обратно на этой территории несколько раз проверяют документы.
Разницы во времени между Россией и Финляндией летом сейчас не существует (зимой есть, поскольку финны переходят на летнее время, а мы — нет), а тогда она была в один час, то есть, въезжая в Россию, мы переводили часы на один час вперёд. Таким образом, учитывая ещё наше быстрое передвижение по Финляндии, и если повезёт на границе потерять менее часа времени, в Выборге мы оказывались примерно в 9-м часу вечера. Тут мы с мужиками могли купить по баночке пива, Вера садилась за руль, и мы были рады, что хоть и на короткое время, но оказались дома. Мчимся по трассе «Скандинавия» в сторону Питера. Часов в 10 – начале 11-го мы уже подъезжали к метро «Озерки», я садился в метро, ехал минут 40 до «Московской», а оттуда на одной из последних маршруток — в Пушкин. У всех остальных, кроме Лёши, приехавшего из Ростова, были свои квартиры в Питере. Лёша в основном останавливался на этот день у Вовы, но раза два приезжал и ко мне в Пушкин.
Таким образом, еженедельно каждый из нас на несколько часов имел возможность побыть дома, отдохнуть. Вера и Таня с утра ещё занимались магазинными вопросами, закупали то, что нам нужно будет на неделю. Все продукты, которые не запрещены к провозу через границу, мы покупали в России, поскольку здесь они стоят много дешевле. Покупали также и алкогольно-сигаретную продукцию, как я писал раньше – она пользовалась большим спросом у финских товарищей. В Финляндии мы в течение недели брали только шоколад, мороженое, иногда хлеб, а так всё у нас было своё, к тому же иногда, как я говорил, ещё и грибы в лесу собирали. Оттуда в Россию мы привозили великолепный натуральный кофе, который там стоит в два раза дешевле, замечательный дегтярный шампунь, иногда сыр, что-то из одежды, а также самый вкусный из всех алкогольных напитков, какие только могли быть – морошковый ликёр. Это замечательный напиток, и даже не по своим алкогольным показателям, а именно из-за великолепного аромата, из-за эксклюзивности – такого нигде больше не найдёшь. Вкуснее его просто ничего невозможно придумать!
Справившись с домашними делами, в 16.00 мы должны были встречаться у метро «Озерки» в определённом месте, чуть впереди автобусной остановки. Первые раз, или два Вера ездила на Жигулях, а потом кто-то из друзей дал ей во временное пользование иномарку (сейчас уже точно не помню, то ли Хонда, то ли Хюндай), и ездить на ней, конечно, было намного приятнее. Часа два мы ехал до границы, потом проходили те же, описанные мною процедуры, только в обратном порядке, оказывались на территории Финляндии, и приезжали на ферму уже в 12-м часу ночи, чтобы назавтра уже начать утром работу на клубничных бороздах, и в финских лесах.
На финской границе, по дороге туда, вспоминаются два события, произошедшие в один день, примерно в августе, под конец нашего пребывания. Как я уже упоминал, ездили мы в Россию каждый выходной, это был интереснейший весёлый безостановочный марафон. Народ мы все были общительный, весёлый, остроумный, поэтому наши долгие поездки по Финляндии и России, наша совместная работа на полях с клубникой и в лесу с черникой не были скучными, а наоборот, были очень весёлыми, время летело незаметно. Паспорта наши все уже были «утыканы» штампиками о пересечении границ, и финнам, видимо, это показалось подозрительным – почему же мы так часто пересекаем границу? И вот однажды, вместо того, чтобы пропустить нас, как это обычно бывает, за пять минут, нас попросили пройти в специальное помещение, и загнать машину в специальный ангар. Нас-то особо не трогали, вещей у нас с собой практически не было, а вот Веру насчет машины долго «мучили» — минут 40.
Они обыскали в машине каждый закоулочек, перепроверили все сумки, заглядывали за обшивку – не везём ли чего мы запрещённого. Ну и мы же народ законопослушный – всегда брали с собой только то, что можно, и в тех количествах, в которых разрешено. А тут, как на грех, наша Танька, возьми и купи лишний блок сигарет в магазине – авось пронесёт, мол. Никогда ничего не нарушали, а тут, как на грех, случилось. Что бы с нами сделали финны – не знаю, может, оштрафовали бы, может, развернули бы обратно, но, как говорится, «несчастье помогло». Один из таможенников, обыскивая наши вещи, случайно вырони бутылку водки на цементный пол, и она разбилась. Так что получилось, что и мы провинились, и они. За счёт этого они решили нам не вменять это в грех и отпустили с миром. Так что из-за нашей Таньки, отделались мы «лёгким испугом», а могло бы быть и более неприятно. Это первое событие (и, кстати, единственный инцидент на границе, в который, хоть и косвенно, я был вмешан, а так вообще, за сотни раз переходов границ в самых разных странах мира всегда всё было нормально и без проблем).
А второе – тоже необычное. Только мы вышли из этого ангара, подогнали машину, чтобы ехать дальше, и вдруг я смотрю, на соседней дорожке, чуть дальше от нас стоит тоже машина, возле которой стоят мужчина, женщина и полненькая девушка – они тоже только что прошли контроль, подошли к своей машине, и даже, видимо от радости, что у них всё благополучно, захлопали все трое в ладоши. Такое необычное поведение как-то невольно привлекло наши взоры, и, присмотревшись внимательно, о, чудо, я узнаю в этих людях Веру, Анатоля и их дочку – это украинцы, с которыми я работал два года назад на ферме у Хильи и Ханну! О них я уже писал в заметках, посвященных 2001-му году. Конечно, признаваться к ним у меня не было никакой охоты, да и они, во-первых, не обратили на нас внимание (мы же не хлопали в ладоши, хотя, учитывая наш инцидент, тоже могли бы), а во-вторых, вряд ли и помнили меня, ведь прошло уже два года, а я только и знал-то их на протяжении одного месяца работы. Но память на лица у меня хорошая, и вот я с удивлением обнаруживаю их тут. Прошло уже два года, столько событий минуло. Они, поди, и в прошлом году сюда приезжали работать, и в этом едут, может уже и документы на ПМЖ собрали (в 2001 году они были гражданами Украины, но очень мечтали уехать оттуда в Финляндию). Меня в очередной раз удивил сам факт: как тесен мир. Ведь с точки зрения теории вероятностей такая встреча была бы совершенно невероятна, но всё же она состоялась, хотя не для них (они меня не «опознали»), а только для меня. И вот с того момента тоже прошло почти 18 лет, а я всё помню эту невероятную встречу.
Вот так мы проводили лето 2003 года. В школьные годы, помнится, на такую тему пишут сочинения. Если бы я попытался это сделать, то вышло бы не сочинение, а целая повесть, которую я всё продолжаю. Ведь это лето 2003 года ещё не кончилось, есть о чём рассказать, так что продолжение следует.
Вадим Грачев
ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ:
Лето 2003. Вновь Финляндия. Новая ферма и новые люди. Часть 1
Лето 2003. Вновь Финляндия. Новая ферма и новые люди. Часть 2
Лето 2003. Вновь Финляндия. Новая ферма и новые люди. Часть 3
Лето 2003. Вновь Финляндия. Новая ферма и новые люди. Часть 5
Читайте также:
Просмотров - 987 Помочь сайту