На поезде — в Словакию и Чехию. Зима 2002-2003. Часть 4

С наступлением Нового 2003 года приблизилось и время моего отъезда домой. Не случайно я назвал цикл этих заметок «На поезде» — мне пришлось пользоваться исключительно этим видом транспорта во всё время путешествия – и едучи из дома, и будучи за границей, и возвращаясь домой. В самые первые дни нового года мы отправились в Прагу.

Прага

Помню, что ехали с Марьяном Штефанидесом, а также то ли с нами, то ли отдельно, но в эти же дни поехал и Марьян Браницкий. По-моему, то ли он, то ли кто-то из друзей Марьяна работал в это время в Праге и снимал там квартиру, в которой мы и должны были остановиться на пару дней. Дорога наша вновь лежала через Жилину, до которой мы добрались местным «влаком», а в Жилине пересели на «рыхлик» — скорый поезд, который шёл до Праги. Этой ночью, где-то недалеко от словацко-чешской границы я услышал дивную песню про голубку на Дунае, настолько красивую и впечатляющую, что и по сей день, два десятка лет спустя, не могу забыть! Об этом я как-то писал отдельную заметку.

Как я уже говорил, реалии Евросоюза тогда ещё не вошли в нашу жизнь, и у всех европейских стран были границы, таможни, и всё, что с этим связано. Правда, как опять же я отмечал, внутри Европы границы были весьма прозрачны. Нас особо нигде не досматривали, мало чего спрашивали. Полагаю, что словакам вообще въезд в Чехию был каким-нибудь упрощённым. Мне же в начале ночи шлёпнули в паспорт обычные штампики о выезде из Словакии, с которой я мысленно попрощался до следующего приезда, и о въезде на территорию новой для меня страны – Чехии. В дороге мы дремали. Где-то в середине ночи замелькало много огней, было видно, что подъезжаем к какому-то большому городу. Сквозь сон я приподнял голову к окну и увидел на вокзале и платформах надпись: Brno. Ёкнуло моё сердце генетика: Боже мой, это же Брно – столица Моравии, родина Менделя, то место, где он открыл свои «гороховые законы». Здравствуй, Мендель дорогой, и прощай, авось, когда ещё свидимся. Спустя много лет свиделись – мы с Марьяном специально ездили, как говорят словаки, «до того Брна». Снова погружаюсь в дремоту, засыпаю. А вот и раннее утро, наш поезд тормозит, за окном мегаполис, очень красивый, судя по всему, — это и есть Прага.

Выходим из вагона. Первое впечатление от Чехии – опять же языковое: на вокзале объявляют прибытие поездов, и перед каждым новым поездом говорят: «Prosim pozor». Если не знаешь чешского, или словацкого языка, кажется, так смешно – что это за позор они просят? На самом деле, это не что иное, как «пожалуйста, внимание». Заходим в метро возле вокзала. Удивило, что нет никаких турникетов, жетонов и прочего – просто идёшь и садишься в вагон. Правда, перед этим надо в кассе купить билетик. Иногда, особенно при выходе могут проверить билеты, и тогда зайцам не поздоровится – штрафы за безбилетный проезд в Европе очень большие. Таким образом, государство в основном полагается на честность граждан, и таких зверских ограждений, тотального контроля и всяких ловушек для безбилетников, как у нас, вообще не существует. В вагоне метро тоже было очень приятно слышать объявления на славянском языке, и всё практически понимать: «Ukončete prosím výstup a vstup. Dveře se zavírají. Další Stanice Vyšehrad».

Прага, Чехия

Доехали мы до квартиры, бросили вещи, позавтракали и пошли гулять по Праге. Последовательность наших передвижений уже не помню, но основные места, где мы были за эту пару дней, хорошо запомнились. Хоть это и была зима, но зима европейская, не шибко морозная. Кое-где лежал снег, но во многих местах его не было, была лишь обтаявшая каменная мостовая старинных средневековых улочек. И ещё бросилось в глаза, что Влтава – река, текущая в центре Праги, сильно разлившаяся, местами она вышла из берегов, а кое-где ею даже подтоплены станции метро. Говорят, что это она летом как разлилась, так всё и не успокоится никак.

На станции метро «Вышеград» находится одноимённая старинная крепость, основанная, как говорят, в 10 веке. Одной из главных достопримечательностей Праги является неоготический храм Петра и Павла в Вышеграде с двумя башенками. Высокий и нарядный, он производит большое впечатление, и является одним из символов чешской столицы. Его часто можно увидеть на фотографиях, открытках, магнитиках. Осмотрели мы его снаружи, заходили и внутрь. Основание этого храма историки относят к 11 веку. Вокруг храма расположено Вышеградское кладбище, которое функционирует здесь ещё со времён средневековья. Постепенно сложилась традиция захоранивать на кладбище выдающихся деятелей чешской истории, культуры, литературы. Со временем здесь нашли своё вечное пристанище более 600 человек, среди которых Бедржих Сметана, Антонин Дворжак, Карел Чапек, Божена Немцова, Ян Неруда, Витезслав Незвал, Вацлав Ганка и много других знаменитостей.

Много гуляли мы по старинным узким улочкам и широким площадям Праги, на обед заходили в кафе с национальной кухней, пробовали много всего вкусного. Помню, в частности, суп с кнедликами, а также Polеvka v chlebu – это суп внутри круглой буханки хлеба, из которой вырезают середину. По-моему, именно там я впервые его попробовал. Ем такой суп редко, и всегда меня возмущает, что столько добра пропадает – целая буханка хлеба: и жалко, и с собой не заберёшь! Пробовали и всякие сорта знаменитого чешского пива. Особенно впечатлил какой-то пивной магазин, где этого пива было, как говаривал кот Матроскин, «ну просто завались» — сортов сто! Были не только известные светлое, тёмное, но и какие-то совсем уж экзотические, например, густое, тянущееся, как патока. Наверное, такого пивного разнообразия я больше не видел нигде. Кстати, о деньгах. Тогда ещё не было евро. В Словакии доживали последние дни словацкие кроны (koruny) и галиеры – это как наши копейки. Уже ходили слухи, что Словакия переходит на евро. Я оставил себе на память несколько аутентичных словацких монеток. А вот Чехия, хоть и вступила в Евросоюз, но деньги оставила свои – чешские кроны. Их достоинство было тогда, да и годы спустя, по-моему, такое же, как и у нашего рубля. Сейчас, в связи со всеми экономическими изменениями, может быть уже они и подорожали. Точно не могу сказать, т.к. последний раз был в Чехии несколько лет назад.

Огромное впечатление произвёл знаменитый Карлов мост, основанный ещё в 14-м веке, и протянувшийся с одного берега Влтавы на другой более чем на полкилометра. Ширина его почти 10 м. Начало и конец моста украшены башнями, а по всей его длине расположены 15 скульптур, посвящённых библейским сюжетам и чешской истории. Все кто был в Праге, или что-то читал о ней, прекрасно себе представляют этот мост, являющийся также неотъемлемой частью города, одним из его символов. Скульптуры эти невероятно интересные, завораживающие, насыщенные каким-то таинственным духом, словно это застыла живая история!

Карлов мост, Прага

Когда переходишь Влтаву по Карлову мосту, то почти сразу начинается подъём на крутую гору – это Пражский Град, в центре которого расположен ещё один из символов Праги – собор св. Вита. Там находятся мощи святого мученика Вита, того самого, в честь которого сербы празднуют Видовдан. Также здесь покоятся мощи св. Людмилы Чешской и её сына Вячеслава. В тот раз мы не успели попасть внутрь собора, но спустя несколько лет, в следующий приезд я туда попал и осмотрел всё внимательно. Храм на этом месте находился ещё в 10 веке, но именно как собор св. Вита он начал строиться в 14-м в. Внешним образом собор, конечно, производит громадное впечатление. Его высота почти 100 м, размеры же 124 х 60 м. – по этим параметрам его можно сравнить с крупнейшими соборами мира. На башне собора периодически бьют старинные часы, производя также благое впечатление.

Если же спуститься с Пражского Града назад, перейти ещё раз Влтаву, то можно попасть на Староместскую площадь. Это тоже очень древнее место, известное аж с 12-го века. Здесь стоит старинная ратуша со знаменитыми астрономическими часами. Многие строения уходят корнями ещё в средневековье. Это место связано также и с Гуситскими войнами, здесь были казнены некоторые предводители и участники восстания под руководством великого Яна Гуса, поэтому позже, уже в 20-м веке на площади был установлен памятник этому чешскому герою.

Прага, ратуша

Много гуляли мы по пражским улицам, переулочкам, площадям, мостам, соборам, музеям. Как всегда в таких случаях, время шло очень быстро. Промелькнули два дня, и настала пора уезжать домой. Помню, что и Марьян Штефанидес тоже уезжал в один день со мной, только на час раньше – вновь в Жилину, а оттуда на Ораву. Проводили мы его на поезд, попрощались, расставшись до следующих встреч, а спустя час уже Марьян Браницкий проводил меня на мой поезд. Он, кстати, шёл из Праги в Москву. Так что этим поездом я ехал до Орши. В вагоне кроме меня ехал ещё один русский дяденька, постарше меня лет на 15-20, пробирался из Берлина, и, кажется, был гражданином Германии. Мы немного общались во время езды, а больше я читал книгу, да вспоминал все только что пережитые впечатления, пытался их уложить внутри себя. Уложил их прочно, многое помню и по сей день, часто рассказываю друзьям в России об этой поездке, но вот зафиксировать, записать всё было как-то не досуг. Обратная дорога промелькнула быстро, всё было уже знакомо. Интересно было только, к какому поезду прицепят наш вагон в Орше – ведь этот поезд идёт в Москву, а у меня билет до Питера. Куда-то прицепили нас, и я ещё полдня (точнее ночь) ехал, не зная, каким поездом еду. Прибыли мы на Витебский вокзал утром, часов в 10-11. Я специально подошел к началу платформы, чтобы прочесть надпись на табло – на чём же я приехал: оказалось, как и год назад из Украины – поездом Кишинёв-Санкт-Петербург. Таким образом, как будто замкнулся своеобразный круг. И вот минуло уже 18 лет (не верится даже, как будто вчера всё это было), и я, наконец, усевшись за стол, взяв в руки «электронное перо» попытался систематично зафиксировать и эту заграничную поездку. Что ж, пойдём и дальше!

Вадим Грачев


ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ:

На поезде — в Словакию и Чехию. Зима 2002-2003. Часть 1

На поезде — в Словакию и Чехию. Зима 2002-2003. Часть 2

На поезде — в Словакию и Чехию. Зима 2002-2003. Часть 3




Просмотров - 505

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *