Как я уже писал, в первый же день к вечеру мы, проделав довольно большой маршрут в израильских пределах – 150 км. – оказались в северной части страны, в Галилее, откуда родом и был Сам Христос. Недаром Его и называли современники, порой пренебрежительно – Галилеянин. Также потом называли и Его последователей. Ночь мы провели в Гостинице города Тверия, или Тивериада, на берегу известного озера – Тивериадского, или, как его по-другому называют, Галилейского.
Утром после завтрака мы отправились в одно из самых знаменитых мест Святой Земли – в Кану Галилейскую. Приехав в Кану, мы сначала занялись банальным делом – поменяли деньги – евро, или доллары на шекели, а поскольку группа была довольно большая, то это вызвало некоторую задержку. Зато можно было постоять на улице и полюбоваться на обычную современную бытовую жизнь рядовых кананитов. Правда, как выяснилось потом, шекели здесь особо и не были нужны. Весь расчет могут производить в долларах, или евро – без проблем. Оказывается, Кана – это название толстого тростника, который в изобилии растет по берегам озера. Из этого тростника в древности делали палочки в виде линеек, которыми измеряли различные вещи. Часто надо было что-то делать одинаковым по размеру, и эти вещи отмеряли по такой палочке, которую называли «канон». Так от названия этой тростниковой палочки-линейки – каны – образовалось слово «канон», то есть, образец, по которому что-то можно создавать, оказалось все так просто. Отсюда же и слова «каноничный», «канонический», то есть, сделанный по лекалу. Нашим гидом на сегодня стал уже заявленный ранее Роман Гультяев.
Кана Галилейская известна тем, что это родина двух апостолов: Варфоломея (Нафанаила), и, конечно, знаменитого Симона Зилота, или, как его и называют по месту рождения – Кананита. Христианское предание донесло до нас те места, где находились дома обоих апостолов, на обоих этих местах построены храмы, правда католические. Но это не помешало нам пройти к святыням, побыть во дворике возле храма, прочитать зачало из Евангелия, или пропеть тропарь. На территории католического храма, построенного на месте дома апостола Варфоломея, батюшка читал фрагмент Евангелия от Иоанна, посвященное призванию этого апостола. Вообще среди христианских конфессий в Святой Земле, хоть и бывали иногда трения, что нам известно из истории – даже Крымская война началась из-за одной такой проблемы, но все же в большинстве случаев проявляется достаточная веротерпимость. Святыни как бы по умолчанию «поделены» между православными и католиками, а протестантам, судя по всему, вообще нет никаких дел до этого «дележа».
Спокойно православные могут зайти к католикам и наоборот – это ни в коем случае не является никаким экуменизмом, просто знак взаимного уважения, так уж сложилось исторически. А вот, как бы это не показалось странным, чаще бывают другие проблемы, внутриконфессиональные. Иногда здесь проявляется пресловутый греческий национализм. И с ним мы столкнулись сразу. Роман нам рассказал, что в Кане, прямо на месте дома апостола Симона стоит католический храм, и это очень хорошо, поскольку католики не препятствуют православным приходить сюда и поклоняться святыням. А вот напротив, через дорогу, стоит православный греческий храм, но туда мы даже не будем пытаться зайти, так как это чревато большими неприятностями. Этот греческий игумен на дух не выносит русских паломников, и может строить всякие козни. У меня в моем путевом блокноте, где я вел пунктирные записи, написано так: «игумен-русофоб, нападает на паломников → не заходили». Но зато мы спокойно зашли на саму территорию дома Симона-Кананита, где стоял католический храм.
Дом апостола Симона-Кананита хорошо известен нам по второй главе Евангелия от Иоанна, где произошло первое чудо Христа – именно здесь, на свадьбе будущего апостола Он превратил воду в вино. Кстати, католический храм так и называется «Храм первого чуда». И что удивительно, на этой территории проводились археологические раскопки, во время которых были обнаружены как основание дома, так и шесть больших каменных «водоносов», разлитием вина из которых повелевал архитриклин. Один или два таких водоноса были выставлены на всеобщее обозрение. Вновь мы почувствовали как материально все, что описано в Евангелиях. Здесь все можно увидеть, осязать, почувствовать.
Часто потом я сталкивался с такой картиной: стоит какой-нибудь современный православный, или католический храм, построенный в 19 веке на месте средневекового, когда-то стоявшего здесь. Начинают проводить раскопки, обнаруживают фундамент и руины средневекового, построенного, скажем, при крестоносцах. А если копнут еще глубже, уже находят следы храма, стоявшего здесь в первые века христинства, и уж совсем тщательные и глубокие раскопки порой позволяют обнаружить даже следы ветхозаветных построек. Конечно, очень сильно впечатлила сама возможность побывать в доме апостола Симона. Особенно для меня, который несколько раз бывал в Абхазии, в Новоафонском монастыре, где принял свою мученическую смерть этот апостол, и где стоит храм 4 века. Выходит, что мне удалось побывать в двух точках земли – у начала и конца жизни апостола Симона. И, конечно, в этом священном месте я вспоминал главу из романа любимого Достоевского «Братья Карамазовы», которая так и называется «Кана Галилейская» — о душевном и духовном потрясении и перерождении Алеши после смерти старца Зосимы.
После этого мы зашли в лавку греческого храма, где работала жена регента, финка, говорившая по-русски (вот какая смесь всего на свете!), и делали там покупки. Конечно, многими из нас было куплено вино в небольших бутылочках: невозможно побывать в таком месте, где про чудо с вином есть даже евангельская история, и не приобрести хоть немного вина по случаю. Потом этим вином я угощал дома некоторых дорогих друзей и близких людей. А у отца Геннадия этот день, оказывается, был днем иерейской хиротонии. Как-то у всех совокупно сложилось желание собрать понемногу денег и всем вместе купить батюшке в подарок венцы для венчания молодоженов. Венцы из Каны Галилейской, где был, может быть, самый известный брак в земной истории – это было символично и запомнилось на всю жизнь. Так замечательно закончилось наше пребывание в Кане, день только еще вступал в свои права, и мы поехали дальше, а путь наш лежал в славный город Назарет. Об этом следующий рассказ.
Вадим Грачев
ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ:
По Святой Земле в 2011. Часть первая. Пролог
По Святой Земле в 2011 году. Часть вторая. Как мы оказались в раю
По Святой Земле в 2011 году. Часть четвёртая. Назарет. Гора Свержения. Фавор. Гробница Мелхиседека
По Святой Земле в 2011 году. Часть девятая. Литургия и Причастие у Гроба Господня
По Святой Земле в 2011 году. Часть шестнадцатая. Фаранская лавра. Анафоф. Вифезда
По Святой Земле в 2011 году. Часть семнадцатая. Эпилог, или как я был в гостях у тети
Читайте также:
Просмотров - 1 091