Абсолютный шедевр советского кино. Четыре часа подлинного киноискусства. С безупречными диалогами (даже Финчер пролетает), с бесподобной игрой актеров (снимаются только мастера), высшего пилотажа режиссурой и с вечными смыслами. Тот случай, когда по фильму будут изучать историю мирового кино и, конечно, историю страны.
А я бы еще рекомендовал изучать по нему историю отечественной журналистики. Это уже сегодня фантастика, чтобы письмо в московскую редакцию газеты послужило поводом для командировки на далекий холодный Урал. Сегодня те, кто называет себя журналистами, предпочитают по телефону собирать информацию. Или вот еще урок – в зарубежной командировке журналисты не только в кадре, но и за кадром остаются советскими гражданами, патриотами, борцами за идеалы своей страны. Сегодня же среди журналистского брата достаточно тех, кто плевать хотел на весь этот патриотизм и на все идеалы.
И, наконец, главная формула, которую нужно выучить – чтоб от зубов! – и которая совсем не случайно повторяется несколько раз героями картины: «Мы обречены совершенствовать мир на основе собственных несовершенств». Какого?! Одна эта фраза способна остановить наш с вами непутевый бег и обнулить все наши философские поиски. Я бы вставлял эту цитату эпиграфом в дипломы журналистов, для которых совершенствовать мир — это профессия. Да! — мне до сих пор так кажется!
Или вот про объективность! В фильме «Журналист» редактор районный газеты советует столичному коллеге, приехавшему проверить доносы на местных чиновников, написать очерки на тему «Два взгляда на одного человека». Понятно же, что в каждом можно найти добро и зло. Видеть только хорошее или только плохое – это совсем не журналистика. Согласитесь, мудрый совет! Многие о таком подходе в наши дни даже не вспоминают, а некоторые над этим посмеиваются.
Но что это я все о журналистах-то! В фильме есть и про любовь! Во время своей командировки герой влюбляется в местную красавицу. Какие не пошлые (не-по-шлы-е!) сцены сняты Герасимовым! Сколько в них трепета, нежности, правды, и сколько в них теней – сейчас так свет ставят только в Голливуде.
А еще в советском фильме снят Париж, Швейцария, а в эпизодах у Герасимова – ни абы кто, а Мирей Матье и – на минуточку – Анни Жирардо.
Словом, вам будет чему удивиться и над чем поразмышлять… Если бы не черно-белая картинка, то даже не скажешь, что фильму уже почти полвека. Ничего не изменилось! Или — все вернулось.
Максим Васюнов
Читайте также:
Просмотров - 2 305 Помочь сайту