Человек, о котором мы хотим рассказать – это «Королева русской моды», «Гений костюма», как ее называли современники, – Надежда Петровна Ламанова. Может быть, о ней слышали те, кто увлекался историей русского театра: сорок лет она была главным костюмером МХАТ, одевала также и актрис Вахтанговского театра. Но это была уже советская эпоха, совсем другие времена, когда Ламанова миновала свою вершину. Многим же сегодня ее имя вряд ли что скажет. Давайте же вспомним эту замечательную русскую женщину. Итак, обо всем по порядку.
Надежда Петровна Ламанова родилась 14 декабря (по старому стилю) 1861 года в обедневшей дворянской семье в деревне Шутилово Нижегородской губернии. Отец был военным в чине полковника, дед с материнской стороны – генерал-майор. Надежда была старшей из пяти дочерей.
Окончив гимназию, в возрасте 20 лет юная Надежда начинает самостоятельную жизнь, и поступает в Московскую школу кройки и шитья О. А. Суворовой. Через два года переходит работать в мастерскую Войткевичей, где становится ведущей закройщицей.
В биографии Ламановой не все хорошо известно, есть некоторые пробелы. Так, по некоторым сведениям не то жених, не то первый муж очень рано умер, буквально у нее на руках. Фамилия его была Андруцкий. Талантливая и энергичная Надежда Петровна открывает свое дело. В Москве она заводит собственный магазин модных и галантерейных товаров. В конце 1890-х гг. у нее уже собственная мастерская по пошиву одежды. В эти же годы она выходит замуж за Андрея Павловича Каютова (1867-1931) – юриста, страхового деятеля, мецената, актера-любителя, популяризатора автомобильного дела и любителя церковного пения. Это был счастливый брак на всю жизнь, только пара, к сожалению, не имела детей. По-видимому, через мужа Ламанова знакомится с театральным миром. В частности, известно, что он дружил с великой актрисой Императорского Малого театра Гликерией Федотовой. Постепенно у Ламановой раскрывается и развивается талант большого мастера по пошиву одежды, художника своего дела. Она становится известна по всей Москве, у нее начинают одеваться состоятельные дамы.
Мастерство Надежды Петровны становится настолько высоко, что она получает звание поставщицы Двора Ея Императорского Высочества Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны, шьет платья для Великой Княгини.
Венцом ее творческой карьеры становится приглашение в поставщицы двора Государыни Императрицы Александры Федоровны. В последствии они как-то не сошлись характерами с государыней, и эта связь оборвалась.
Все больше входит Надежда Петровна в мир театра. В 1898 г. открывается один из величайших театров в мире – Московский Художественный. Его основатели, К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко ставили своей задачей добиться от актеров наивысшего мастерства, полного проникновения в авторский замысел пьесы, полного перевоплощения на сцене. Каждый спектакль должен был быть как кусочек настоящей жизни. Доселе такие требования к театральному искусству не предъявлялись. Основатели МХТ совершили своеобразную революцию в театре. Причем, конечно, по их задумке великим, подлинным, настоящим в театре должно быть все: и игра актеров, и музыка, и художественное оформление, и костюмы. И вот тут-то Станиславский знакомится с Ламановой и понимает, что именно она ему нужна для изготовления театральных костюмов. Современники говорили, что Ламанова в костюме – это то же, что Станиславский в театре. С 1901 г. и до конца дней она работает в МХТ (позже — МХАТ). Она изготавливает костюмы почти для всех спектаклей театра, одевая О. Л. Книппер-Чехову, М. Ф. Андрееву, М. П. Лилину, Л. М. Кореневу, а позже – А. К. Тарасову, О. Н. Андровскую, А. О. Степанову и других звезд театра той поры. Параллельно они шьют у ней не только театральные костюмы, но и для повседневной жизни. Именно тогда сложился тонкий и изысканный вкус в одежде МХАТовских актеров – все очень просто, с большим вкусом, но и довольно дорого.
К началу 20-го века Ламанова заработала себе имя, оно становится, как сегодня бы сказали, брендом. У нее были два огромных достоинства: художественный талант и дар предпринимателя. Благодаря этому и возникло такое явление как Ламанова. Цену себе она знала прекрасно. К ней выстраиваются очереди за костюмами, она расширяет производство, выстраивая целый большой дом на Тверском бульваре. Работают у нее по пошиву одежды до 300 мастериц. Надежда Петровна становится состоятельным человеком, зарабатывая до 300 тысяч рублей в год. Она имеет квартиру в Париже, ежегодно ездит туда покупать дорогие материалы для своего дела, дружит со многими известными кутюрье того времени. Кстати, муж ее тоже не был бедным человеком. Взять хотя бы один такой факт: он спонсировал постановку всех пьес А. П. Чехова на сцене МХТ.
Историки еще должны будут по достоинству оценить тот факт, что вся та поэзия, все то очарование Серебряного Века русской культуры во многом возникли благодаря деятельности Ламановой. Вспомните: сколько прекрасных дам в элегантных костюмах начала 20-го века мы видим на старой кинохронике, на фотографиях и картинах, читаем о них в воспоминаниях и литературе. Во многом эта красота возникла благодаря деятельности Ламановой. Даже Марина Цветаева упоминает ее в одном из своих стихотворений:
Та богиня — мраморная,
Нарядить — от Ламановой
Не гляди, что мраморная —
Всем бока наламываем!
А дальше приходит трагедия 1917 года. Вся эта сказка Серебряного Века разбивается вдребезги, многие герои погибли, кто-то эмигрировал, кто-то нищенствовал. Надежда Петровна, в общем, и в этих условиях не потерялась, хотя, конечно, от былой роскоши не осталось и следа. Как бывшая фабрикантша, а ее муж как состоятельный человек, да еще близко связанный с деятелями православной церкви, они лишаются избирательных прав, и даже находятся какое-то время под арестом (Андрей Павлович даже дважды). Однако по личному вмешательству Максима Горького их освобождают. Ламанова начинает разрабатывать модели одежды широкого потребления уже для советских женщин, а также не порывает связь с театральным миром. Работает в театре Вахтангова. Очевидно, по старой памяти, многие обращаются к ней по поводу пошива одежды уже в частном порядке. Так что на жизнь она все-таки зарабатывала.
В 1931 г. умирает любимый муж, Андрей Павлович Каютов. Ламановой оставалось жить еще 10 лет. В самом начале войны, осенью 1941 г. она должна была эвакуироваться с актерами Художественного театра, но то ли о ней в суете забыли, то ли она опоздала. Ей стало плохо, и где-то на Театральной площади, рядом с Большим и Малым театрами она потеряла сознание, и так, не приходя в себя и умерла – 15 октября 1941 г. Похоронили ее на Ваганьковском кладбище, рядом с мужем. Так печально закончилась эта история Золушки, сказка Серебряного Века. Сегодня, в эпоху конфронтации с коллективным Западом, нам не мешало бы оглянуться на себя и вспомнить, что Русская земля давала и дает бесчисленное множество таких прекрасных, талантливых, удивительных людей, как Надежда Петровна Ламанова, которые способны определить стиль эпохи, повлиять на историю. Такие примеры должны нас вдохновлять, мы должны ими гордиться и не забывать!
Вадим Грачев
Читайте также:
Просмотров - 788 Помочь сайту