День 28 ноября был уже в разгаре, и мы продолжили свое паломничество. Наш путь лежал к вершине Елеонской (Масличной) горы, где находится русский Свято-Вознесенский монастырь. Территориально он расположен на самой вершине горы, и находится совсем рядом от монастыря Марии Магдалины, но даже этот короткий путь мы проделали нашим автобусом. Гидом в этот день, как и довольно часто, был уже хорошо знакомый нам Григорий.
Несмотря на то, что монастырь находится в таком великом месте – месте Вознесения Господня, вход в него довольно скромный, ворота небольшие. Здесь, как и довольно часто в Святой Земле, ворота монастыря почти всегда заперты, и просто так, без особой договоренности заранее, сюда не попадешь. По-видимому, это происходит из-за довольно острой межрелигиозной и межконфессиональной напряженности. Как явствует из вышесказанного, эта напряженность иногда заканчивалась даже трагически. Поэтому запертые ворота храмов и монастырей – не просто прихоть настоятелей.
Что сразу поражает в этом монастыре, еще издалека, — это огромная колокольня, которую называют «Русская свеча». Во-первых, она находится на высокой горе, а во-вторых, высота колокольни свыше 60 метров, поэтому видна она практически из всех точек Иерусалима. Участок этот, расположенный непосредственно на месте Вознесения, выкуплен все тем же незабвенным архимандритом Антонином (Капустиным). Территория монастыря довольно большая. В 19 в., когда начали строить здесь храмы, то были обнаружены развалины древних греческих храмов.
На этой же территории по преданию находится и место первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи. В связи с этими событиями, здесь были построены два храма – в честь Вознесения Господня – это первый при входе в монастырь, главный, а за ним – храм (точнее часовня) в честь Иоанна Предтечи.
В первом храме имеется большая икона Вознесения написанная на фоне голубого неба, что дает эффект реальности этого события.
В часовне, как это часто бывает в старых церквях, ниже уровня пола имеется место обретения главы Иоанна Предтечи, кажется, даже с мозаикой, если я не ошибаюсь.
Соответственно, чтобы приложиться к этому месту, надо буквально распластаться по полу, и опустить голову в это отверстие, находящееся ниже уровня пола. Как многие шутили – это для смирения, или еще говорили, что поклоны бывают не только земные, но и «подземные».
В этой же часовне нас ждала еще одна удивительная встреча. Многие годы я интересуюсь историей династии Романовых. Одна из самых моих любимых ветвей этого рода – Константиновичи, то есть потомки Великого Князя Константина Константиновича, знаменитого поэта К. Р. Их родовым гнездом был Мраморный дворец. Один из немногих выживших в лихую годину его детей – князь Гавриил Константинович так и назвал книгу своих мемуаров – «В Мраморном дворце», которую я с большим интересом читал.
У Константина Константиновича и Елизаветы Маврикиевны, его супруги, было 9 детей. Один из них, князь Олег, — единственный представитель Дома Романовых, геройски погиб в Первую Мировую. Три сына – Игорь, Константин и Иоанн Константиновичи сброшены большевиками живыми в шахту вместе с преподобномученицей Великой Княгиней Елизаветой Федоровной, приняли мученическую кончину. Княжна Наталья умерла в детстве, князь Георгий умер после революции за рубежом после неудачной операции. Таким образом, к середине 20 века оставались в живых только трое детей Великого Князя – Гавриил, которого я уже упоминал, самая младшая дочь – Вера, которая родилась в 1906, а умерла в 2001 г., перешагнув таким образом в 21-й век, и старшая из дочерей – Татьяна Константиновна. Вот с ее-то памятью мы и встретились здесь, в Свято-Вознесенском монастыре на Елеонской горе.
Княжна Татьяна Константиновна (1890-1979) в 1911 г. вышла замуж за горячо любимого грузинского князя Константина Александровича Багратион-Мухранского. В браке родились двое детей – Теймураз и Наталья. Потомков они не оставили. Вскоре любимый муж Татьяны Константиновны погиб в Первую Мировую, в это же время погиб и ее брат Олег, а чуть позже умер отец. В 1921 г. Татьяна второй раз выходит замуж – за адъютанта своего дяди, расстрелянного большевиками Великого Князя Дмитрия Константиновича – Александра Короченцова. Но по иронии судьбы и второй муж скончался через несколько месяцев – от дифтерита.
После многих жизненных перипетий, в 1946 г. в Женеве Татьяна Константиновна принимает монашеский постриг с именем Тамара – в память грузинской царицы Тамары, потомком которой был ее первый муж. А вскоре переезжает в Святую Землю, в Иерусалим, монахиней того самого Вознесенского монастыря, в который мы сейчас пришли. С 1951 по 1975 гг. она была игуменьей этого монастыря. Здесь же скончалась на Успение, 28 августа 1979 г. Таким образом, уступая по продолжительности жизни только своей младшей сестре Вере, матушка Тамара прожила около 90 лет. Она умерла когда мне шел уже 4-й год, и, как я говорю в таких случаях, «мы дышали с ней одним воздухом». Мне очень дорого все, что связано с семьей Великого Князя Константина Константиновича, эту историю я, конечно, знал, поэтому с особым чувством ступал по земле этого монастыря, где более 20 лет игуменствовала дочь Великого Князя – поэта.
Вот тут-то нас и ждала удивительная встреча. В часовне Иоанна Предтечи наше внимание привлекла старая монахиня в свечной лавке, с восточными чертам лица – явно арабка. Как оказалось, она довольно бегло, хоть и с акцентом говорит по-русски. Слово за слово, мы с ней разговорились. И батюшка, и мы задавали ей вопросы, а она с радостью и любовью охотно нам отвечала, много рассказывала. Ее в детстве звали София, а в иночестве – Христина. Мы спросили – давно ли она в монастыре?
— О, всю жизнь, с 1954 года! Еще девочкой сюда попала, и так полюбила его, что самым большим горем для меня было, если меня куда-нибудь отсюда направляли.
— Так Вы, верно, и матушку Тамару знали?
— Не то слово, что знала, а даже была ее духовной дочерью, она и умерла у меня на руках и матери Катерины. 25 лет жили с матушкой бок о бок!
И тут из уст матери Христины потек подробный рассказ об игуменье Тамаре, а мы слушали с замиранием сердца и восхищением. Кое-что я бегло записывал. Она рассказывала, что матушка очень сильно страдала о всех своих погибших родных – муже, братьях. Когда на литургии пели Херувимскую, ей так плохо становилось, что она теряла сознание. Потом ее духовник, о. Димитрий, начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, запретил ей так убиваться, и обмороки прекратились. Рассказывала, что часто здесь матушку посещали родные – дети, сестра Вера приезжала из Америки. За время игуменства матушка приняла в монастырь около 150 сестер, и наставляла их в вере и молитве по трудам святителя Игнатия (Брянчанинова).
— В праздник Успения, 28 августа 1979 г. матушка была уже очень слаба, при смерти. Ее причащали. Мы с м. Катериной были при этом, сидели у ее кровати, я придерживала ее голову. Так она после причастия и отошла ко Господу у нас на руках. Стали ее поворачивать, я говорю – аккуратно, ей же будет больно – посмотрели, а она уже мертвая. Так отошла наша матушка.
Потом, насколько мне помнится, матушка Христина вышла с нами из часовни на улицу, подвела нас к могилке матушки Тамары, мы помянули ее, я даже на память сфотографировался. Это была одна из лучших русских женщин, правнучка Императора Николая Первого, дочь августейшего поэта, родная сестра нескольких новомучеников Российских, выдающаяся в духовном и человеческом отношениях.
Когда она родилась в 1890 г., то ее родители попросили быть ее крестной матерью Великую Княгиню Елизавету Федоровну, о которой я писал в предыдущей главе. Преподобномученица Елисавета почивает своими мощами в соседнем монастыре Марии Магдалины, а в двух шагах от нее похоронена и крестница – игуменья Тамара. Так, спустя много десятилетий, эти две великие русские женщины, родственные и по семейным узам и по духу, нашли вечный покой рядом друг с другом.
Вадим Грачев
ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ:
По Святой Земле в 2011. Часть первая. Пролог
По Святой Земле в 2011 году. Часть вторая. Как мы оказались в раю
По Святой Земле в 2011 году. Часть третья. Кана Галилейская
По Святой Земле в 2011 году. Часть четвёртая. Назарет. Гора Свержения. Фавор. Гробница Мелхиседека
По Святой Земле в 2011 году. Часть девятая. Литургия и Причастие у Гроба Господня
По Святой Земле в 2011 году. Часть шестнадцатая. Фаранская лавра. Анафоф. Вифезда
По Святой Земле в 2011 году. Часть семнадцатая. Эпилог, или как я был в гостях у тети