Островский всегда современен. В Малом театре его пьесы идут, начиная с их написания и по сей день. Один из таких популярных спектаклей – «На всякого мудреца довольно простоты». Это яркий пример того, как современный спектакль может быть ярче и острее, чем все предыдущие.
Здесь есть такие образы, которые, думаю, по душе пришлись бы самому Островскому. Взять хотя бы такой персонаж, как Манефа. Уж какие восхитительные актрисы ее не играли: мы можем насладиться в записях спектаклей прошлых лет и игрой Пашенной (Малый театр), и Зуевой (МХАТ), и других прекрасных актрис. Однако в этом спектакле, на мой взгляд, Татьяна Петровна Панкова превзошла даже этих двух великих мастериц! Я, конечно, не видел, скажем, Массалитинову в этой роли, просто не существует записи, хотя и она в Малом играла в свое время, но считаю, что Панкова – лучшая Манефа в истории этого спектакля: это просто какое-то гениальное творение.
К сожалению, многих из участников этого спектакля нет уже в живых: Потапов, Клюев, Быстрицкая, Панкова, Кичанова. Хорошо, что их исполнение зафиксировано на видеозаписи. Как хорош, например, Клюев – Крутицкий. Обычно прежние актеры изображали его этакой развалиной, выжившим из ума маразматиком. А здесь Крутицкий моложавый, вспоминает свою любовь «40 лет назад в Бессарабии» и даже пускается в пляс, показывая «танец с саблей».
Незабываем обаятельный и пустой как мыльный пузырь Клюквин – Городулин, очаровательная вертихвостка Мамаева в исполнении Ирины Муравьевой. В общем, прекрасный спектакль, долго украшавший сцену Малого театра. Островский в Малом – это всегда основа репертуара. Не проходит ни одного года, чтоб не было премьеры по пьесе Островского, так что нас ждет еще много радости от встреч с драматургией и героями нашего любимого автора-юбиляра! А этот шедевр всем рекомендуется к просмотру!
Вадим Грачев
ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ:
Книга М. П. Лобанова об Островском
Островскому — 200. Часть 2. Бедность не порок
Островскому — 200. Часть 3. Гликерия Федотова — монолог Василисы Мелентьевой
Островскому — 200. Часть 4. Анастасия Зуева — монолог странницы Феклуши
Островскому — 200. Часть 6. Спектакль Малого театра «В чужом пиру похмелье»
Островскому — 200. Часть 7. Сцена из «Грозы» — Ливанов, Андровская
Островскому — 200. Часть 8. Фильм «Гроза» (1933 г.) — Реж. В. М. Петров
Островскому — 200. Часть 9. Фильм «Без вины виноватые»
Островскому — 200. Часть 11. Фильм «Бесприданница» (1936 г.)
Островскому — 200. Часть 12. Спектакль Малого театра «Волки и овцы» (1952, 1973, 2003)
Островскому — 200. Часть 13. Сцены из спектаклей Малого театра разных лет
Островскому — 200. Часть 14. Спектакль Малого театра «Гроза»
Островскому — 200. Часть 15. «Русские деньги» — фильм И. Масленникова по «Волкам и овцам»
Островскому — 200. Часть 16. Фильм-спектакль «Горячее сердце» — Пушкинский театр (Александровский)
Островскому — 200. Часть 17. «Жестокий романс» — по пьесе «Бесприданница»
Островскому — 200. Часть-18. «Не было ни гроша, да вдруг алтын» (Малый театр)
Островскому — 200. Часть-19. «Сердце не камень» — фильм Л. Пчелкина (1989 г.)
Островскому — 200. Часть 20. Фильм «Женитьба Бальзаминова» — К. Воинова
Островскому — 200. Часть 21. «Не все коту масленица» — аудиоверсия спектакля Малого театра
Островскому — 200. Часть 22. «Женитьба Белугина». Фрагмент из спектакля Малого театра
Островскому — 200. Часть 23. «Пучина» — спектакли Малого и Пушкинского (Александринского) театров
Островскому — 200. Часть 24. «Без вины виноватые» — фильм Глеба Панфилова и спектакль Петра Фоменко
Островскому — 200. Часть 25. «Женитьба Бальзаминова» — два спектакля Малого театра
Битва цивилизаций. Бедность не порок
Читайте также:
Просмотров - 854 Помочь сайту