Добротная русская жизнь. Жизнь по календарю

— Сегодня уже двадцатое мая, до Николы два дня осталось, а у тебя ещё картошка не сажена! Бегом в огород!

Такие слова можно было еще недавно услышать в деревне от представителей старшего поколения. По представлениям наших предков картошку надо было посадить непременно до Николы. И великое множество дел делалось в соответствии с календарем.

Жизнь в деревне

Великий русский историк Владимир Леонидович Махнач говорил, что календарь и язык – это два стержня, которые скрепляют культуру нации. Недаром когда какие-то враги захватывают власть над народом, они пытаются всегда разрушить язык и календарь. Вот и у нас в годину лихолетий поломали, было, календарь. К счастью, наша церковь сохранила старый, Юлианский. А народная память крепко переплела массу всевозможных бытовых дел с церковным календарем, выстраивая свою жизнь как бы в литургическом порядке. До недавних пор деревенский житель знал много таких примет, привычек, различных работ, связанных с церковным календарем. Попробуем вспомнить некоторые из них.

Рождество – начало крепких морозов: солнце на лето – зима на мороз, но в то же время и надежда, что скоро начнет теплеть: «с Рождества цыган шубу продает». От Рождества до Крещения – святки, время веселое, когда ходили друг к другу в гости, когда наряжались «окрутнями», «чудили» — могли, например, закрыть дом снаружи, чтоб люди не могли из него выйти, или поленницу дров перетаскать на дорогу – это все развлечения молодежи.

Зима в деревне

Сретение – по народным приметам «зима с летом встретится». Благовещение – грех работать в этот день: «Птичка гнездышка не вьет, девка косы не плетет». Пасха – рано утром на заре «солнышко играет» — так и есть, кто наблюдал, тот знает, что это такое.

До сих пор это все были просто приметы, а дальше, когда теплеет, начинаются разные уличные работы, и они приурочиваются к разным праздникам. Так, на Егорьевской неделе надо «капусту заплевать» — так говорили старики, это значило посеять семена капусты. По-видимому, в старину семена набирали в рот и как бы расплевывали их по рассаднику. Также на Егорий выгоняли скотину на пастбище. И еще по приметам с Егорьевской недели лягухи начинали ворчать. До Николы, как уже говорилось, надо успеть посадить картошку.

Далее наступало лето. К Троице нужно было навести порядок вокруг дома, убрать весь мусор, который остался от весенних работ. На Троицу ломают березовые ветки. Несколько веточек ставят на «божницу» — украшают иконы, а также и дом снаружи и участок, вплоть до того, что на каждую грядку воткнут березовую веточку.

Жизнь в деревне. К Троице

Считается, что с Троицы начинается настоящее лето: можно купаться и ломать свежие веники для бани, а также и сушить на зиму. На Иванов день ломали рябинку, тоже украшали ее веточками иконы, отчасти – дом, но не так широко, как в случае с березой на Троицу. При этом приговаривали: «Иван, да Марья, помогите рябинку рвать!»

С Петрова дня начинался сенокос, и длился недели две – это напряженный труд, иногда чуть ли не круглосуточный. А если надвигалась гроза с дождем и надо было срочно метать стог, то все соседи прибегали на помощь. С Петрова дня поспевала морошка в болоте.

Девочки в деревне

Коротко северное лето, и вот уже подходит Илья – а это уже почти осень. По народным приметам с Ильи ночи темные, «Ильинские тучки – навозные кучки», то есть, начинаются осенние затяжные дожди. И еще одна умилительная фраза: «С Ильи олень в воду сикнул, купаться нельзя!». И веники свежие с Ильи уже не рекомендовалось ломать. Также с Ильи можно брать в лесу чернику. Далее Успение Богородицы, или по-народному «Успенья». «К Успеньи надо лук вытаскать».

Подходит осень. В конце сентября празднуют Рождество Богородицы, или по-народному «Пречистый». К Пречистому уже почти все с огорода убрано, кроме разве что капусты.

В день Воздвиженья Честного и Животворящего Креста Господня (по-народному Сдвижев день, или Сдвиженье) по преданию все гады и звери забираются в норы на зимнюю спячку, поэтому категорически нельзя ходить в лес, а то можно с медведем и змеями всякими повстречаться. К Покрову уже точно весь участок опустел, можно и в гости к родным поехать. По всем деревням были распределены престольные праздники, и все от мала до велика знали в какой деревне какой праздник, и ездили в гости к родным именно на этот праздник. Если в одной деревне «Пречистый» престольный, значит хозяйки уже загодя готовят стол, пекут пироги, ждут, что кто-то обязательно приедет или придет. И когда собираются ехать, то название деревни обычно даже опускают, а говорят, например, так:

— Ноне, жаладная, лажу к Покрову ехать.

При переводе на современный русский это значит: «Нынче я, дорогая подруга, собираюсь поехать в деревню Чудцы в гости к своей сватье, поскольку в этой деревне престольный праздник Покров. Также и сестра родная там у меня живет, надо бы и ее навестить» — звучит как-то пресно и буднично, по-американски. То ли дело «Ноне, жаладная, лажу к Покрову ехать!» — красота! После этого будет еще праздник Введения Пресвятой Богородицы во храм, а потом все повторится сначала.

Мы прошлись пунктиром по церковному календарю и лишь наметили штрихами его связь с народной жизнью. Наверняка у уважаемых читателей тоже есть свои воспоминания, размышления, приметы, и разные заметки по календарному вопросу. Будем рады узнать о них в ваших комментариях.

Ягоды вишни в деревенском доме

Вадим Грачев




Просмотров - 806 Помочь сайту

2 комментария к “Добротная русская жизнь. Жизнь по календарю”

  1. По-моему, многие народные приметы уже неактуальны — климат меняется, и то, что подмечали лет 100-200 назад сейчас не работает. Например, по какой-то примете зима должна быть холодной, а на самом деле — на Новый год дождь идёт:)

    Ответить
  2. А верит ли Церковь в приметы?

    Из ряда вопросов, касающихся отношения христианской Церкви к тем или иным явлениям, тема примет и суеверий является одной из насущных. Что такое народные приметы, чем они отличаются от суеверий и как ко всему этому относиться христианину?

    Из истории вопроса

    По учению Церкви, история человечества начинается после изгнания Адама и Евы из райского сада. За нарушение единственной данной заповеди, а главное — за нежелание признать свою вину, Господь Бог закрывает для человека сад Эдема и вводит его во внешний мир.

    Поселившись в мире, люди постепенно теряют истинное знание о Боге, о том, что только Он является Творцом всего видимого и невидимого.

    Постепенно привыкая к окружающему миру, к его стихиям и условиям, человек начинает примечать определенные причинно-следственные связи, существующие в мире и приводящие ко вполне конкретным событиям. Так появляется понятие приметы (от слова примечать, наблюдать).

    С другой стороны, ещё имея знания о Боге (хоть уже искажённые) человек переносит это знание на окружающие его стихии, живые и неживые существа, предметы. Более того, человек наделяет это всё духовной основой, начинает видеть наличие разумной, личностной жизни там, где её нет. Так появляется суеверие (то есть, суетная вера) — вера, которая не имеет в себе никакой реальной основы.

    Несмотря на то, что народные приметы и суеверия — это абсолютно разные понятия, очень часто в сознании простого верующего они переплетаются. Вдобавок к этому, возникает ничем необоснованное мнение, что христианская Церковь одинаково негативно относится как к приметам, так и к суевериям. Так ли это на самом деле?

    Народная мудрость

    В основе народной приметы, как уже отмечалось, лежит наблюдение человека за окружающим миром, природой, стихиями, животными. За свою историю человечество научилось устанавливать определённые связи между, казалось бы, разными событиями из мира живой и неживой природы. Однако главное здесь заключено в другом.

    Народная примета никогда не связана с миром духовным, с миром взаимоотношений человека с Богом, ангелами или, наоборот, миром падших духов. Также народная примета не предполагает исполнения человеком каких-либо магических действий, обрядов и ритуалов. Ещё раз повторим, народная примета — это наблюдение и опыт.

    Понятие веры, как правило, здесь даже не присутствует. По-сути, примета — это внимательный взгляд человека на окружающий его мир, события которого никак не зависят от действий человека.

    В соответствии с этим, становится очевидным, что Церковь не имеет причин относиться к народным приметам с осуждением или необходимостью запрещать людям верить в них. Позиция христианства в этом вопросе проста: примета — это часть народной (как правило, крестьянской) культуры. Крестьянской, так как эта традиция вышла именно из этой среды. В старину народные приметы часто помогали людям в их насущных трудах, в первую очередь, при посеве зерновых, посадке овощных культур, сборе урожая и т.д. В России народные приметы стали записываться и систематизироваться этнографами, начиная с XIX века.

    В качестве примера приведём некоторые наиболее известные народные приметы:

    • Во время дождя, если лужи пузырятся — к продолжительной непогоде.

    • Ласточки низко над землёй летают — к дождю.

    • Воробьи в пыли купаются — к дождю.

    • Кошка когти дерёт (об дерево, об пол, палас и т.д.) — к морозам.

    Суетная вера

    Иначе обстоят дела с суевериями. Как опять же отмечалось выше, суеверие означает суетную (бессмысленную, пустую) веру в то, что не имеет в себе никакой основы. В данном случае человек считает, что то или иное событие, ситуация или предмет оказывают непосредственное (положительное или отрицательное) влияние на его собственную жизнь. Здесь используется уже иной подход: совершенно обычные, рядовые события или предметы наделяются духовной составляющей, силой и властью, можно сказать, оживотворяются. Также человек может использовать некоторые ритуалы для того, чтобы изменить возможные для себя отрицательные последствия на положительные.

    Христианская Церковь занимает здесь уже иную позицию — суеверия недопустимы для христианина, да и в целом не несут пользы для человека. В попытках узнать свою судьбу посредством выдумывания суеверий, человек отдаляет себя от Бога, забывает о таких понятиях, как воля Божия, Промысл Божий, любовь Творца к Своему творению.

    Более того, человек забывает о тех чертах образа Божия, которые Господь даровал ему при творении: свободной воле, разуме, чувствах, бессмертной душе. Он забывает (или осознанно отрицает) тот факт, что на него, как на полноценную и свободную личность, не могут оказывать влияния безличные силы природы, стихии, предметы и вещи. Причина этого в одном — живое всегда выше неживого, личность всегда выше безличного, человек-творец (по образу Бога-Творца) будет всегда выше своего творения или того, над чем поставил его хозяином Сам Бог.

    Особенно опасно, когда такие суеверия проникают внутрь церковной, храмовой жизни. В этом случае, Церковь ещё строже призывает верующих отказаться от этой лжи и самообмана.

    В качестве примера и для понимания их полной несостоятельности приведём несколько суеверий:

    • Чёрная кошка перебежала дорогу — к беде, неприятностям.

    • Встать с кровати утром с левой ноги — будет неудачный день.

    • Встретить на дороге человека с пустым ведром — не будет удачи.

    • В храме: нельзя передавать свечи левой рукой; упавшее при венчании кольцо — к беде.

    Сергей Милов

    Газета «Возглас» № 23 декабрь 2012 г.

    Ответить

Оставьте комментарий