Перейти к содержимому

Поездка в Великое Княжество Финляндское в ноябре 2013. Часть первая. Финские шхеры. Ловииса. Порвоо

Ближе к концу 2013 года у меня вновь состоялось небольшое путешествие, а точнее даже паломническая поездка, на север, в Финляндию. Я много раз бывал в Финляндии, живал и рабатывал там месяцами, но в паломничество ехал первый раз. Вновь эта поездка состоялась с талантливым батюшкой – златоустом, о. Геннадием, с которым мы за два года до этого посещали Израиль. Эта поездка была на большом автобусе, народу нас было человек 40. В компании со мной был мой старый друг Костя.

В Финляндию на автобусе

Не случайно я озаглавил этот рассказ с употреблением старого названия «Великое Княжество Финляндское». Дело в том, что так назвал нашу поездку о. Геннадий. Он сказал, что мы будем паломничать по царским местам Российской Империи. Финляндия когда-то на протяжении целых ста лет входила в состав нашего государства, а отдельные ее территории вообще входили в состав России очень долго. Почему-то эту поездку я не записывал даже конспективно. Осталось зафиксированным только перечисление мест и городов, которые мы посетили, а также остались воспоминания. Попробую объединить два эти источника и составить из них этот небольшой рассказ.

Выехали мы из Петербурга рано утром. Вообще, когда едешь в однодневную, или многодневную поездку по Финляндии, то есть два варианта. Ты можешь выехать вечером, ночью без больших пробок пройти границу и под утро, точнее уже рано утром приехать, например, в Хельсинки, или Турку. В таком случае ты почти всю ночь, за исключением прохождения границы, спишь в автобусе. В таких поездках я тоже бывал, но не часто. Чаще же приемлем второй вариант – выезд из города рано утром, часов в шесть, тогда ты часов в 9-10 утра пройдешь границу, если не много народу, небольшая очередь, и попадаешь в Лапппеенранту, Хельсинки, или еще куда – к обеду. Такой вариант обычно подходит для однодневных шоп-туров в Лаппеенранту, когда к вечеру ты уже успеваешь вернуться домой, очень удобно.

На сей раз мы ехали, насколько я помню, рано утром. По дороге батюшка нам рассказывал кратко историю Великого Княжества Финляндского, а отчасти мы дремали. Границу прошли довольно быстро, и к обеду были в местечке Виролахти. Это в переводе означает «Эстонский залив». Кажется, в былые годы сюда причаливали эстонцы, которые плыли морем в Финляндию. А в нашем языке это местечко более известно как Финские шхеры. Те, кто увлекался биографией наших последних государей часто встречали такую фразу: «Александр Третий встретился с президентом Финляндии в Финских шхерах и заключил с ним секретный договор», или, например, такую: «Николай Второй с семьей на яхте Штандарт прибыл на отдых в Финские шхеры». Собственно говоря, шхеры – это часть моря, недалеко от берега, вся усеянная множеством островов. Благодаря этому здесь не бывает больших штормов, погода всегда тихая, воздух свежий.

Финские шхеры

Николай Второй особенно любил эти места, и, как подсчитали специалисты, в общей сложности провел здесь почти год времени. Преимущественно он приезжал с семьей именно в Виролахти. Мы прибыли в это пустынное сегодня местечко. Даже не помню сейчас, была ли там какая деревня с домами. Помню только, что мы ходили вдоль берега моря, смотрели на те места, где гуляла и отдыхала царская семья. Когда-то здесь все было ухожено, венценосные путешественники отдыхали и на островах, и на берегу и на своей любимой яхте «Штандарт». В одном месте нам показали полянку, заросшую кустарником и сказали, что здесь был у царской семьи теннисный корт. В общем, Виролахти сегодня – это сплошное запустение, а когда-то здесь вершились судьбы европейской и мировой политики. Было бы логично открыть здесь музей, «оживить» все эти памятные места, но учитывая современную политическую ситуацию, вряд ли это состоится в ближайшей перспективе. Хорошо, что хотя бы нам удалось побывать в любимом месте наших императоров.

Виролахти. Семья императора

Далее наш путь лежал в городок Ловииса, названный так в честь шведской королевы. Сегодня его население вместе с окрестными деревнями составляет порядка 15 тысяч человек. Надо отметить, что история этого городка тесно связана с русскими. Еще в 17-м веке здесь отметились некоторые новгородские купцы, позже, к началу 19-го века, а особенно после вхождения Финляндии в состав России, здесь начинается активная русская торговля, а также и колонизация. С удивлением я узнал, что здесь жило не одно поколение купцов Грачевых – моих однофамильцев. Но самое интересное, что было целью нашего паломничества, — это знакомство с уникальной походной церковью Казанской иконы Божьей Матери. Церковь действующая и по сей день. Она была полковой церковью (не помню, какого полка), передвигалась вместе с ним по местам служения, а потом осела навсегда в Ловиисе. Когда осматриваешь ее убранство, то и вправду понимаешь, что она походная. Все очень легко можно снять, свернуть, в том числе и полотняный иконостас, и перевести на другое место, где также все можно легко расставить по местам. Особенно интересна живопись иконостаса – подлинная, академического стиля, похоже рубежа 18-19 веков. Вот такая интересная встреча с уголком былой России нас здесь ждала. Это единственное место, где я вообще видел походную церковь.

Церковь Казанской иконы Божией Матери. Ловииса

Из Ловиисы мы направились в уже хорошо мне известное местечко – Порвоо. Это городок в южной Финляндии, в 50 км от Хельсинки. В этом городке я был ровно за 10 лет до этого – в конце 2003 года, о чем тоже писал в свое время. Порвоо – второй по старшинству город Финляндии после Турку, упоминается впервые в 14 веке. Среди достопримечательностей города одна из самых старых ратуш в Финляндии, построенная в 18 веке, а также Кафедральный собор Девы Марии, очень старый, который существовал уже в 15 веке. Этот собор меня всегда впечатлял. Он был основан еще как католический, когда лютеранства как такового не существовало, и только позже стал лютеранским. От него веет стариной, больше всего почему-то меня впечатляет огромная двускатная крыша, крытая черепицей – что-то в этом есть очень архаическое. Зашли мы с нашей паломнической группой и внутрь – полюбопытствовать. У них как раз шла служба, был уже вечер. «Служила» женщина, на что батюшка сказал примерно так: «Ну вот, у нас в церкви поп, а у них – попадья, причем в самом прямом смысле — женщина». Полюбопытствовали и вышли на улицу. Кстати, эта кирха еще знаменита тем, что в ней Александр Первый зачитал финнам манифест о том, что они теперь входят в состав Российский Империи, и им даруется государственный язык финский и широкая автономия. За это данный наш государь у них в почете, ему много памятников стоит в Финляндии, один из которых прямо у алтаря в этой кирхе, а текст манифеста находится на стене рядом с памятником – в рамочке на двух языках.

Кафедральный собор Девы Марии. Финляндия

Уже заметно вечерело, мы отправились на окраину Порвоо, в какой-то старинный красивый особняк, в котором сейчас гостиница и ресторан, причем с шикарными старинными интерьерами. Знаменито это здание еще и тем, что в нем в период между двумя революциями, в августе 1917 года, родился Великий Князь Владимир Кириллович. Помню, что у нас был заказан ужин в великолепном ресторане этого старинного особняка. Помнятся белые скатерти, красное дерево, старинные часы, картины, какое-то прекрасное благородное впечатление. Этот замечательный день подходил к концу. Если мне не изменяет память, то после этого красивого ужина мы сели в автобус и поехали в гостиницу в Хельсинки на ночлег. Так что столицу Финляндии по-настоящему мы увидели только на следующий день.

Продолжение следует…

Вадим Грачев

Поездка в Великое Княжество Финляндское в ноябре 2013. Часть вторая. Хельсинки. Лангинкоски. Иматра. Лаппеенранта