Перейти к содержимому

Поездка в Великое Княжество Финляндское в ноябре 2013. Часть вторая. Хельсинки. Лангинкоски. Иматра. Лаппеенранта

Сейчас точно уже не помню, но мне кажется, что первый день нашей поездки – это была суббота, а второй – воскресенье. Думаю так потому, что утро в Хельсинки после ночлега началось для нас литургией. Причем литургия была в каком-то маленьком (кажется, даже домовом) храме, где-то на окраине Хельсинки. Прихожане там были все русские – местные жители, и также весь наш паломнический автобус. Помню одну очень добрую матушку, которая чуть ли не со слезами на глазах провожала нас после литургии к автобусу, рассказывая, что не очень-то легко живется здесь, на чужбине, и она вроде как по-хорошему завидовала нам, живущим в России. Больше как-то об этом маленьком храме ничего не запомнил.

Далее мы где-то потрапезничали, а потом пошли на прогулку по Хельсинки. Осмотрели, конечно, центральную площадь, которая называется Сенатской.

Хельсинки, Сенатская площадь

В центре ее возвышается лютеранский собор св. Николая, который по своему виду напоминает Исаакиевский собор в Питере, и, видимо, не случайно – строились они в одно время.

Этот собор был окончен в 1852 г. Где-то я слышал историю, что сначала его планировали освятить как православный (все-таки, в Российской империи строился), но потом наш добрый царь-батюшка повелел передать его лютеранам, дескать, их княжество, их там большинство, пусть и собор будет им принадлежать.

Лютеранский собор св. Николая, Финляндия

Неподалеку от этого собора находится и православный собор Успения Божией Матери. Построен он в 1868 г. по проекту архитектора Горностаева. Наш, русский, построен в нашем тогда государстве, на наши деньги, но сегодня принадлежащий какими-то иезуитскими путями уже не имеющему с нами евхаристического общения Константинопольскому патриархату. В общем-то деструктивная роль в православном мире этой организации во главе со стамбульским волком всем хорошо известна, поэтому удивляться тут ни чему не приходится.

Во время нашего посещения это евхаристическое общение еще было, но, конечно, львиная доля прихожан этого прекрасного, такого русского по архитектуре и духу православного храма – русские. Это и граждане Финляндии, и особенно много русских паломников из того же Питера. И постоянно возникал недоуменный вопрос – при чем тут «Константинополь»? Где Хельсинки и где Стамбул – типичный рейдерский захват. Мы много времени тогда провели в этом прекрасном храме, внимательно рассматривали убранство, старинные иконы, многие из которых подарены русскими паломниками и прихожанами, осмотрели и другие реликвии, многие из которых являются своеобразными историческими экспонатами.

Православный собор Успения Божией Матери, Финляндия

После посещения Успенского собора мы отправились на православное кладбище на окраине Хельсинки. Оно достаточно большое, там погребены некоторые знаменитые люди, в частности представители знаменитой династии Синебрюховых – купцы, пивовары, меценаты, а также некоторые морские офицеры и даже адмиралы русского флота: Небольсин, Непенин, Старк. Но самым главным для нас было посещение могилы монахини Марии, в миру – Анны Александровны Вырубовой (Танеевой) – фрейлины и ближайшей подруги нашей последней государыни, Александры Фёдоровны.

Могила Анны Александровны Вырубовой (Танеевой)

История Анны Александровны, полная страданий, опасностей, трагических событий, клеветы и насмешек, хорошо сегодня известна. Большое впечатление производит замечательная книга с материалами о ней «Верная Богу, Царю и Отечеству», выпущенная в издательстве «Царское Дело». Кто ее читал, тот уже никогда не забудет этот светлый и трагический образ. Вторую половину жизни она прожила в Финляндии, и умерла там в 1964 г. на 81-м году жизни. Всей группой мы побыли у ее могилы, батюшка служил панихиду, вспомнили ее трагическую и яркую жизнь.

С русского кладбища наш путь лежал далее, мы поехали в местечко под названием Лангинкоски, находящееся рядом с городом Котка, в 130 км от Хельсинки. Это тоже «царское» место. На берегу живописной быстрой реки Кюмийоки расположен «Рыбный домик» императора Александра Третьего, построенный в 1889 г. Это место выбрано не случайно. Во-первых, здесь прекрасная природа, которая очень полюбилась государю. Во-вторых, река отличается быстрым течением, имеет ряд порогов, вода холодная, чистая – идеальное место для кумжи, лосося, сига. Государь был заядлым рыбаком, часто проводил здесь время, выловил немало отличной рыбы, и именно здесь, по преданию, сказал знаменитую фразу: «Пока русский царь ловит рыбу, Европа может подождать». Сам «Рыбный домик», конечно – это маленький шедевр архитектуры, выглядит как прекрасный загородный коттедж. Полюбовались мы прекрасными видами, быстроводной рекой, чудесным коттеджем, и, конечно, вспоминали царя-миротворца и его прекрасную семью.

Этот насыщенный день уже перевалил далеко за половину, и мы отправились в последнее на сегодня место нашей поездки – в город Иматру, от Лангинкоски это примерно 140 км. Там мы разместились в недорогой гостинице и переночевали. Наступило утро следующего дня, уже последнего в нашем паломничестве. Сначала мы осмотрели главные достопримечательности Иматры – реку с хорошо известным нам названием – Вуокса (это именно та самая Вуокса, которая протекает и у нас по Карельскому перешейку), а также поразительно красивый, роскошный отель – Валтионхотелли, один из символов города. На Вуоксе в этом месте расположен живописный водопад, однако он полностью перекрыт плотиной, и воду спускают лишь в определенные дни и сезоны года. Благодаря этому можно увидеть глубокое и каменистое дно реки, оно тоже впечатляет. Рядом стоящий отель прекрасный, словно из какого-то европейского фильма, и самое главное, что он вполне доступный. Любой желающий может зайти на первый этаж, прогуляться по шикарным залам, сфотографироваться, и, кажется, даже посидеть в уютных креслах. Помню, что мы этой возможностью воспользовались и провели в этом уютном здании с полчаса времени, фотографировались среди его прекрасных интерьеров.

Иматра расположена не так уж далеко от нашей границы, собственно говоря, тут даже есть отдельная таможня, через которую можно пересечь границу и попасть в наш Светогорск. Но мы вернулись несколько назад, чтобы посетить еще один замечательный город с русскими корнями – Лаппеенранту. Это тоже ближайший к нашей границе город, но западнее Иматры. Там есть тоже таможня, и, пожалуй, больше всего туристов ездило именно тем путем.

В Лаппеенранте находится православная церковь Покрова Божьей Матери, построенная русскими еще в 18 веке. Как и везде, она захвачена стамбульскими разбойниками, с которыми сейчас мы не общаемся, но по своему происхождению, архитектурным формам, по духу — русская. В Лаппеенранте жило много русских (да и сейчас продолжают жить), она славилась купцами.

Православная церковь Покрова Божьей Матери, Финляндия

Дом одного из русских купцов – Волкова – превращен в музей. Нам удалось его посетить, а в последующие многочисленные приезды сюда я тоже здесь бывал. Там сохранились интерьеры, обстановка, атмосфера русского купеческого дома конца 19 века.

Дом купца Волкова в Лаппеенранте

Таким образом, насытившись впечатлениями этих трех дней, мы отправились в сторону дома – к нашей границе. По дороге, конечно, как истинные туристы, заехали в супермаркеты, закупили качественный и дешевый кофе, чай, шампунь и другие популярные продукты, которые все привозят из Финляндии. Батюшка даже пошутил: «Ну вот, а теперь приступим к настоящей цели нашего паломничества – шоппингу!». Закупившись в магазинах, мы уже окончательно двинулись в сторону границы, успешно ее миновали и поздно вечером были уже дома. Так закончилось это короткое, но очень приятное паломничество-путешествие. Очень много раз и до и после я бывал в Финляндии, с разными целями, но это как-то по-особенному запомнилось. Прошло уже довольно много лет, никаких записей от этой поездки не осталось, но эмоциональная память хранит многое. К счастью, удалось усадить себя за стол и описать эту прекрасную поездку.

Вадим Грачев

Поездка в Великое Княжество Финляндское в ноябре 2013. Часть первая. Финские шхеры. Ловииса. Порвоо