Перейти к содержимому


Варвара Массалитинова – забытая русская душа

Бывают такие личности, с которыми столкнешься хоть один раз, запомнишь на всю жизнь. Так бывает и в жизни, и в искусстве. Те, кто видел такие фильмы, как «Гроза», «Александр Невский», а особенно «Детство Горького» и «В людях», никогда не забудут образы, созданные грандиозной актрисой Варварой Осиповной Массалитиновой.

Актриса Варвара Осиповна Массалитинова

Обычно у нас бывает так, что впечатление, произведенное сыгранной ролью, мы невольно переносим и на самого актера. Так у меня было и с Массалитиновой. Когда я смотрю на ее Кабаниху в «Грозе», с ее тяжелым взглядом исподлобья, с резким злобным голосом, она производит отталкивающее впечатление. Так и кажется, что это глыба, кусок скалы, который раздавит и Катерину, и Тихона, и всех остальных героев фильма. Наверное, это одна из самых тяжелых Кабаних за всю историю пьесы. Надо сказать, что этот фильм режиссера Петрова я недолюбливаю, невзирая на звездный состав: уж очень гнетущее впечатление он производит, в том числе, и в первую очередь, благодаря игре Массалитиновой. После этой роли как-то даже к самой актрисе относишься настороженно: где же она нашла такие мрачные краски для своей роли – не иначе как из запасов своей души. Может быть, так и продолжал бы я относиться к личности Массалитиновой. Но позже увидел две роли в кино, которые как мощный теплый летний ливень смыли мое прежнее отношение, и украсили, теперь уже навсегда, для меня образ Массалитиновой в другие краски.

В фильме-эпопее «Александр Невский» Эйзенштейна она играет один из самых эпических образов – Амелфу Тимофеевну, мать народного героя Василия Буслаева. И времени-то экранного у нее очень мало, всего несколько фраз произносит. Но как мастерски это сделано, какими яркими мазками: «Мой Васька нигде вторым не был» — это подкрепляет претензию сына на знатную невесту. Тут гордость, какая-то внутренняя энергетика, радость от победы над врагами, радость за сына-храбреца. «Осрамил мать-то. Хотела свадьбу сыграть» — это реакция на отказ сына от знатной невесты. На лицо сразу словно туча находит. И тут же, когда видит, что сыну приглянулась другая, не менее достойная невеста, с еще большим восторгом: «Хороша девка!» Всего два слова, а как сказано, с какой внутренней «энергетикой», с каким обоснованием! Можно бы много еще говорить об этой Амелфе Тимофеевне, о ее эпических движениях, жестах, мимике, общем антураже, но никакие слова не передадут тот русский дух, который почил на этой крошечной роли в исполнении грандиозной русской актрисы.

Варвара Массалитинова, Малый театр, рецензия

А другая изумительная роль Массалитиновой, большая, одна из главных, вершина ее кинематографической карьеры, отмеченная государственными наградами – это бабушка Горького Акулина Ивановна. Удивительно, что если «Александр Невский» и сегодня довольно известный фильм, то трилогия Марка Донского о Горьком напрочь забыта. В 1990-е годы, когда я начал серьезно увлекаться Малым театром, его актерами, то эту роль Массалитиновой изучал только по картинкам в книге «Актеры советского кино». И только сейчас, в благодатную эпоху интернета, мы можем увидеть и сколько угодно пересматривать этот шедевр. Роль настолько грандиозна, пронизана народным юмором, мудростью, как всегда у Массалитиновой – эпичностью, что ее просто невозможно рассказать в двух словах, об этом надо писать специально. Но, благо, каждый сегодня может посмотреть сам. Только одно предостережение к желающим посмотреть трилогию о детстве Горького. В интернете есть два варианта этого фильма: оригинальный, с подлинными голосами актеров 1930-х годов, и фальшивый (иначе не назвать!) – реставрированный, где все роли переозвучены в поздние годы другими актерами. Ни в коем случае не смотрите эту версию, смотрите только оригинал. Я не представляю, кому могла прийти в голову мысль сделать эту варварскую переозвучку! Все впечатление теряется. Массалитинова ведь великая мастерица Малого театра, ее надо не только смотреть, но и слушать. Ее низкий, богатый обертонами голос сам по себе – явление искусства!

Варвара Массалитинова

Масалитинова родилась в Ельце, жила в Томске, потом в Москве. Она своей талантливой душой впитала в себя русский дух, а потом щедро одаривала нас им со сцены. Так удачно, что она попала в Малый театр – оазис подлинной русской культуры, русского духа. В другом театре ее трудно себе представить.

Ее жизнь и судьба, по сути, не описаны. Есть маленькая книжечка 1951 года, посвященная ее творчеству. Эта библиографическая редкость имеется у меня в библиотеке, недавно я ее с интересом читал. Есть разрозненные страницы в сборниках воспоминаний, картинки, фотографии в интернете. Знаю, что родной брат ее, Николай Осипович Массалитинов, был эмигрантом, жил до конца дней в Болгарии, был там крупным театральным деятелем. Жила она уже очень давно: с 1878 по 1945 годы. Сегодня практически забыта. Нет передач по телевидению, нет книг, никто уже не помнит ее театральных работ. Осталось только то немногое, что написано, и остались ее киноработы – немногочисленные, но очень яркие, есть фрагменты аудиозаписей с ее сочным, красочным, незабываемым голосом. Для меня некоторые образы Массалитиновой, особенно два шедевра, упомянутые мною, стали символами России, русской женщины. Когда смотришь на Амелфу Тимофеевну, то вспоминаешь и Марфу-посадницу, и боярыню Морозову, и царевну Софью, и огромное количество великих русских женщин, высокого духа, широкого сердца, мощных, незабываемых. И даже те, кто никогда ничего о Массалитиновой не знал, увидев ее киноработы, на мой взгляд, никогда не забудут этой замечательной русской артистки.

Варвара Массалитинова

Прилагаю к этой заметке маленький шедевр – запись с голосом двух великих Варвар Малого театра – Массалитиновой и Рыжовой, как и полагается, из пьесы Островского «В чужом пиру похмелье».

Вадим Грачев

 




Просмотров - 13 245Поддержать проект

5 комментариев для “Варвара Массалитинова – забытая русская душа”

  1. Увидела фото с Алешей Пешковым и сразу же вспомнила эту прекрасную актрису! Она по-моему играла и в фильмах-сказках. В исторических картинах — в основном суровые роли мне запомнились, жестких боярынь… Спасибо, что напоминаете о больших талантах. Это важно, особенно, для молодежи.

    1. Массалитинова, Рыжова — это величина! А еще какая замечательная актриса Рина Зеленая! Незабываемая миссис Хадсон, черепаха Тортилла:) Вроде бы у Рины Зеленой и не было больших ролей в карьере, чаще эпизоды, а так полюбилась! Прекрасный, верующий человек! Хотелось бы, чтобы её имя также почаще вспоминалось в СМИ.

  2. Она играла бабушку Горького в первых двух сериях трехсерийного фильма Марка Донского о Горьком. Это была вершина ее кинематографической карьеры, за эту роль она получила государственные награды. Спасибо, что Вы ее помните. Замечательная актриса!

Добавить комментарий для MickeyKar Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *