Помню одно из сильнейших впечатлений своих школьных лет. Это было начало 1990-х. Поздняя весна, почти лето. Вечер. Солнце близится к закату. Сижу дома и слушаю Всесоюзное радио. Я тогда слушал его каждый день. Включил приёмник на середине какой-то передачи. Кто-то что-то говорил. И вдруг слышу пение. Это не просто пение — не опера, не эстрада. Это пение, которое тебя сразу задевает за сердце. Это русская народная песня. Пела женщина. Запись старая, потрескивающая. Пела про что-то родное, забытое, русское. Это чувствуется, что называется, животом, нутром, с первых же слов песни.
Запомнились фрагменты:
«Поздно вечером сидела, вся лучинушка сгорела.
Вся лучинушка сгорела, все огарочки прижгла
Все огарочки прижгла, друга милого ждала.
Я ждала, ждала милого, насилушку дождалась.
Насилушку дождалась, на шеюшку бросилась.
На шеюшку бросилась, вся слезами залилась.
— Отчего не приходил, аль другую полюбил?»
Странно, что я никогда не слышал этого голоса. Ведь все записи русских народных песен я знал с детства — Русланова, Мордасова, Стрельченко, Воронец, Ковалёва, Яунзем. А это какой-то неизвестный голос. Из передачи узнал, что пела Надежда Васильевна Плевицкая. Говорилось о её трудной судьбе, о небывалой известности, популярности, об эмиграции, о шпионаже на советскую разведку, о гибели во французской каторжной тюрьме. Даже не верилось, что столько разнообразных событий может выпасть на долю одного человека. Это было первое знакомство с Надеждой Васильевной Плевицкой.
С тех пор я жадно ловил любое известие об этой великой русской певице. Приходилось несколько раз тёплыми летними вечерами в деревне по тому же приёмнику слушать передачи с её записями. Интернета, компакт-дисков тогда ещё не было. Информации было мало. Кое-что нашёл в книгах, энциклопедиях, услышал в передаче Виктора Татарского «Встреча с песней» редчайшую запись — песню «Белилицы, румяницы вы мои», где Плевицкой аккомпанирует сам Рахманинов — дело было в Америке.
Как-то даже сам писал в эту передачу о Плевицкой. Потом, позже писал на сайт Александре Ильиничне Стрельченко о Плевицкой и она мне ответила. Старался со временем собрать все записи Плевицкой. Покупал кассеты, диски, разыскивал в интернете. Знаю, что записей было сделано очень много — больше 60 — такая цифра встречалась в одной книге. У меня собрано почти всё, что когда-либо записала Плевицкая. С тех пор собираю всю информацию о Плевицкой, какую только можно найти. Моя жизнь без неё была бы неполноценной.
Можно, конечно, по-разному относиться к её личности, можно предъявить обвинения в шпионаже, но не этим Плевицкая вошла в историю искусства. Она туда вошла как одна из величайших русских певиц.
Чем мне больше всего дорога Плевицкая? Прежде всего, это тот русский дух, который она воскрешает своими песнями. Когда я впервые слушал её песни, то словно окунулся в какой-то забытый русский мир. Сколько там было старинных, диалектных слов, оборотов речи с характерными курскими интонациями! Сколько было старинного русского духа, изрядно подзабытого нами за советские годы. Было ощущение, что ты словно возвращаешься на какую-то полузабытую землю предков, откуда растут твои корни. Песни Плевицкой воскрешают в нас русское «коллективное бессознательное», «зов предков», «голос крови», «генетическую память» — назовите как хотите. В ней не было того прославления «счастливой колхозной жизни», которым порой грешили по понятным обстоятельствам наши великие советские фольклорные исполнительницы.
Также Плевицкая для меня является одной из ярчайших выразителей моей самой любимой эпохи, конца 19 — начала 20 веков — время правления Государя-Мученика Николая Второго. Ведь она неоднократно выступала перед Царской Семьёй, а Великие Княжны сами ей аккомпанировали. Сейчас, когда посещаю Александровский Дворец в Царском Селе, с радостью думаю: ведь здесь, в угловой гостиной, звучал голос Плевицкой, которую сам Государь назвал «Курским соловьём».
Плевицкая вышла из самых низов — из крестьян Курской губернии, была первым человеком, который вывел русскую народную песню на концертную эстраду. Она, можно сказать, «сама себя сделала», всему обязана своим талантом и трудолюбием. Стала одной из самых выдающихся русских людей.
Плевицкая обладала огромным талантом. Она с одинаковым успехом исполняла и драматические, трагические песни и залихвацкие, весёлые, плясовые, шуточные. К сожалению, не осталось её видеозаписей (хотя, говорят, она снималась в немом кино). Говорят, она обладала потрясающей сценической пластикой. Наверное, такая же пластика была у Руслановой — её-то мы можем увидеть в записях. Любопытно, что Русланова, будучи ещё девочкой, бывала на концерте Плевицкой в Саратове. Мы можем её талант оценить только по аудиозаписям. Но и этого достаточно. Я переслушал все её песни не по одному десятку раз, некоторые слушаю каждый день, знаю все мельчайшие нюансы, речевые и вокальные особенности. Об этом нужно писать отдельно, а ещё лучше — слушать.
Постепенно уходит полоса отчуждения между Советской Россией и Россией Зарубежной. К нам давно уже вернулись имена Шаляпина, Бунина. Вернулись Ильин, Шмелёв, Деникин, Жаров. Возвращаются Керсновский, святитель Иоанн (Максимович), Родионов. Рано или поздно эта полоса отчуждения уйдёт совсем и мы будем воспринимать русский мир в его единстве, как органично воспринимаем теперь единство церквей — РПЦ и РПЦЗ. Одной из фигур такого общерусского единства является великая певица Надежда Васильевна Плевицкая, названная самим Государем-Мучеником «Курским соловьём». Её имя уже прочно занимает своё место рядом с Шаляпиным, Собиновым, Руслановой, Ковалёвой, Ирмой Яунзем, Иваном Скобцовым, Лемешевым и Козловским. Она занимает свою достойную нишу и хочется пожелать всем русским людям, особенно тем, кто ещё не знает этого великого русского имени, поскорее стать причастниками этого великого явления в нашей культуре!
Вадим Грачев
ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ:
На родине Плевицкой. Эксклюзивные фото
Сергей Рахманинов и Надежда Плевицкая — редкая запись гениальных людей
Классный сайт! Благодарю за множество качественных материалов!
Спасибо за статью! Мне также очень близко творчество этой выдающейся певицы. Певиц с таким талантом мало в наше время.