Шедевр Павла Павликовского «Ида»

Почему стоит смотреть это, как кажется многим, тоскливое кино? Ответ прост – потому что это и есть кино! Настоящее! Когда при просмотре чувствуешь себя не зрителем, не творцом, а пленкой, на которую снимают фильм. Несколько минут просмотра и кино уже в твоей ткани, или ты в его – неважно, но оно точно проходит через тебя, отображается на тебя и оставляет отпечаток. Ты больше не забудешь и кадра, каждое движение камеры будет отдаваться экстазом в чувственных уголках твоей души.

Фильм «Ида», рецензия

Теперь, когда вы поняли (надеюсь!), как круто снят фильм «Ида», скажем пару слов о сюжете. Польша 1962 год. Девушка Анна собирается постричься в монахини, но настоятельница отправляет ее в город к тете Ванде, чтоб и одобрения получила, и жизнь вне монастыря увидела. Тетей оказывается бывшая судья и прокурор, известная своими жесткими приговорами в сталинские времена, кстати, у героини есть реальный прототип. Ванда сообщает племяннице, что она не Анна вовсе, а Ида, к тому же еврейка, и что ее настоящие родители были убиты во время войны. Дальше они вместе едут искать могилы родителей и убитого сына Ванды. Не буду рассказывать перипетии их поиска – сами увидите — они как и весь сюжет – мощны и одухотворенны. Вообще, видно, что режиссер, он же сосценарист, долго погружался в тему, как результат — фабула фильма слилась с метафизикой, и картине удалось задеть болевые точки не только евреев, войны, истории Польши, но и задать, и (что важно!) ответить на вопрос о смысле жизни. (Тоже не буду говорить ответ, он легко читается в финале, в потрясающем по выразительности киноязыка финале!).

Все это сразу ставит Павликовского в один ряд с Тарковским, Брессоном, Бергманом, при этом польскому режиссеру удалось отточить свой самобытный почерк. И все это без сомнения заслуживало Оскара. И то, что премию дали именно этой картине, а не «Левиафану» говорит об абсолютной объективности киножюри.

Пишут скептики — ну, зачем надо было снимать «Иду» в черно-белом? На что я могу ответить — это ваши мозги в черно-белом, а «Ида» — это полотно мирового искусства, и в нем, я вас удивлю, нет белого и черного. Так что, не смущайте своими бесцветными мнениями людей, изголодавшихся по настоящему кино.

Кадр из фильма "Ида", рецензия

Люди, смотрите «Иду», никого не слушайте, разве только… меня и Моцарта!

Максим Васюнов

 




Просмотров - 2 553

2 комментария к “Шедевр Павла Павликовского «Ида»”

  1. Мне фильм очень понравился. Согласна с мнением протоиерея Алексия Уминского:
    «Несомненно, фильм гениальный. Есть много талантливых фильмов, и мы понимаем как они сделаны, а этот фильм каждый может посмотреть и найти в нем совершенно иной, фантастически глубокий смысл, раскрыть его с другой стороны».

    Ответить
  2. Да, он еще говорил: В этом фильме показывается, что в любом человеке сразу может быть все: Христос, Мария Магдалина, Иуда – и измена, и глубочайшее покаяние, и отчаяние «почто Ты Меня оставил?». Поэтому фильм так красив, красив, как богослужение, он вводит человека в это великопостное переживание Великой субботы.

    Ида потеряла в этом фильме и себя, и Бога. Конечно, она и приобрела много – свою судьбу, своих родителей, узнала этот страшный мир. Она приобрела опыт жизни в ужасном мире без Бога. И она не согласилась с этим миром, она не захотела жить просто так, просто ради обычного «потом».

    Ответить

Оставьте комментарий