Что мы знали до этого об аргентинском кино? Массовый зритель помнит только сериалы, особенно с Натальей Орейро, теперь же мы должны признать: аргентинское кино — это не только мыльные оперы, это потрясающий сплав европейской социальности, голливудской эффектности и русского психологизма. Все это без труда можно найти в «Диких историях», неслучайно эта лента собрала букет всевозможных наград по всему миру и получила номинацию премии Оскар.
Странно, но в России об этом фильме говорили мало. Вероятно, зрителей смутил формат, ведь «Дикие истории» это сборник короткометражек, а к короткому метру у нас отношение, как к итальянскому эспрессо: «ну, не серьезно как-то, уж пить кофе — так пить». Смотреть кино — так смотреть, чтоб на два часа уйти с головой, чтоб рыдать и смеяться, и с героем главным стать лучшим другом…
Между тем, «Дикие истории» хоть и короткометражки, но захватывают так, что многим блокбастерам не снилось.
Прежде всего необычна сама тема. Пока соседи по континентам бьются над поиском смысла жизни, пытаются средствами кино разобраться в космосе и геополитике, южноамериканцы решили «приземлиться» и взяли малоизведанную сторону человеческого характера – рождение ненависти, и к чему эта ненависть может привести. Вывод один – не будите в человеке зверя! Это, между прочим, еще и обращение ко всему миру, и к собственным властям, креативный месседж аргентинских киношников.
То, что создатели «Диких историй» угадали с темой на сто процентов, говорит трагедия с разбившемся в Альпах самолетом Airbus A320. Как известно – пилот Андреас Любиц сознательно направил самолет в пике. Десять минут командир борта, и надо полагать другие члены экипажа, стучали в запертую дверь кабины, но не достучались… 150 жертв. Именно о таком случае рассказывает пролог «Диких историй» под заголовком «Пастернак». Один в один. Поразительно как все совпало, вплоть до медицинских показателей – оба пилота страдали депрессией. У меня даже промелькнула мысль – а не подсмотрел ли Любиц способ самоубийства в картине Шифрона? Вполне может быть, что так оно и есть…
Беда реального пилота и его экранного отражения — они оба искали причину своих проблем в окружающих, а не в самих себе. Разве это незнакомо современному человеку?
Характерна и короткометражка «Сильнейший» – потрясающая по накалу страстей, не дающая даже выдохнуть — два мужика «закусились» на дороге, один решил отомстить, второй не смог простить, и вот мы видим очередную трагедию. Внешняя причина – пустяк, конфликт на дороге, внутренняя — самолюбцам и задирам 21-го века ничего неизвестно о смирении, или об элементарной вежливости. Вот мы все и срываемся в пропасть…
«Дикие истории» выступили еще и как обличители коррупции, бюрократии, вседозволенности, наглядно показав — до чего простого человека все это может довести. И, поверьте, найдутся последователи и этих реальных «диких» историй. Найдут те, кто взорвет машину на штрафстоянке в протест незаконной эвакуации, как это сделал герой фильма, найдутся и те, кто отравит мафиозного кредитора, разрушившего десятки семей – фильм «Крысы»… И все это ничуть не убивает надежду на справедливость и веру в людей, в отличие от подобного по смыслу «Левиафана», с которым «Дикие истории» соревновались на Оскаре.
«Дикие истории» – это антилевиафан. Говорят, у Аргентины было больше шансов выиграть главную кинонаграду мира. Но, как мы знаем, и Звягинцева и Шифрона обошел их польский коллега с духовно-заряженной лентой «Ида» (о ней мы поговорим позже).
Какие слабые стороны? Пожалуй, только затянутость, временами хотелось, чтобы действие развивалось быстрее. Но зато в эти моменты можно было рассмотреть быт аргентинцев, их одежду, посуду, или просто полюбоваться красотой и насыщенностью операторских планов.
По десятибалльной шкале ставлю фильму 9. И не смотрите, что это сборник коротких историй, Чехов тоже писал коротко, зато сколько в его рассказах глубины, психологии и драмы. «Дикие истории» Антону Павловичу наверняка бы понравились!
Максим Васюнов
Автор прав. В фильме есть о чем задуматься, но много «чернухи». Детям не смотреть! Взрослым — с осторожностью.
Самыми изобретательными в делах любви оказываются именно те, у кого меньше всего ума.
Да, вы правы, всё вроде бы начинается с мелочей, а заканчивается трагедией — так и катимся в бездну, если вовремя не скажем СТОП!
Действительно, дикие!