«По Млечному Пути» — цепочка метафор от поэта Кустурицы

Этот фильм мне захотелось пересмотреть, как только он закончился. Последний раз со мной такое случалось после «Великой красоты» Соррентино. Это фильмы-образы. Кинопоэзия в чистом виде. Вот только осмысляют режиссеры-поэты диаметральные состояния души.

Кадр из фильма "По млечному пути"

Соррентино говорит о том, что мир вокруг стал адом. Кустурица, человек более духовный, пытается доказать, что мир вокруг – это рай. Даже если вокруг и не мир вовсе, а война.

Свой оксюморон (рай войны) Кустурица смакует на протяжении всего фильма. Вот и животные с птицами здесь вполне себе весомые персонажи, от которых зависит жизнь и смерть. Они библейские прототипы. Главный герой ездит на ослике с соколом на плече и периодически поит молоком змею. Символ на символе символом погоняет.

Женщина в этом фильме тоже символ. И тоже нужна главному герою для спасения. Герою и всему миру. Ведь женщина должна умереть, а мужчина должен сохранить память о великой любви. А там где память о любви – там и Бог. Не зря герой в итоге выбирает монашеский путь и выкладывает поле камнями. На камне построится Церковь, а любая церковь – это по определению храм любви. Вот такая мощная цепочка метафор от поэта Кустурицы. Его проповедь. Его осмысление мира как круговорота любви в природе…

Вот только без войны этот круговорот невозможен, уверен сербский маэстро. И даже находит у классиков похожие строфы и делает их эпиграфом – я про великий советский фильм «Летят журавли». За его цитату Кустурице отдельное спасибо!

Кадр из фильма "По млечному пути"

Еще одна из символичных метафор картины – огромные механические часы, которые постоянно пытаются починить герои. Каждый раз все заканчивается ранениями – время как бы говорит: не надо хватать меня за маятник, меня не остановить даже пулей. Зачем режиссер зарифмовал этот образ с любовью и смертью? Все дело в том, что и любовь, и смерть по Кустурице – это проводники в вечность… И не только по Кустурице.

Но а теперь, друзья, главная тайна фильма «По Млечному Пути». Я открыл ее по ходу написания текста, по уму о ней бы сказать вначале, да лень переписывать. Итак – приготовьтесь бурно аплодировать моей начитанности – картина Кустурицы – это экранизация знаменитой 3 главы Книги Екклезиаста! Дальше – сами…

Максим Васюнов

 

ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ:

«Пеликан» — кино, после которого расправляются крылья

 




Просмотров - 6 328 Помочь сайту

Оставьте комментарий