Наступил последний день нашего паломничества в Святой Земле – 30 ноября. Назавтра уже самолет умчит нас в холодный Санкт-Петербург. В этот последний день у нас был новый гид – отец дьякон Александр. Первое место, куда мы с утра поехали – это Фаранская лавра. У этого места на разных языках несколько названий: по-арабски – Вади-Кельт, на иврите Эйн-Фара. Более всего лавра известна как монастырь святого Харитона Исповедника. Еще она примечательна тем, что это самый древний монастырь в Святой Земле, основан в 330-х гг.
Расцвет лавры пришелся на 6-7 века. Лавра принадлежала Иерусалимской патриархии. К 19-му в. пребывала в полном запустении. Выкупить ее в русское подданство пытался все тот же неутомимый труженик архимандрит Антонин (Капустин), но ему это не удалось. Осуществлено это было только его последователями в 1903 г. В 20 в. лавра испытала на себе и пожар и войны, поэтому продолжала пребывать в запустении.
Только в 1990-е гг. русский монах с именем Харитон, таким же, как и у основателя монастыря, начал его возрождение. Служит он там, кажется, и сейчас, и кроме него там нет постоянных насельников, только приезжают паломники, такие же, как и мы в 2011 г.
Лавра расположена на крутом берегу глубокого ущелья, внизу которого течет водный поток. Она находится в Иудейской пустыне, в 10 км. от Иерусалима. Мы обратили внимание на то, как благотворно действует вода на растительность: вокруг выжженная земля, песок, камни, а по берегам потока много растительности, трава, кустарники и высокие деревья, кажется эвкалипты.
Это всколыхнуло в голове слова из первого псалма, где говорится о праведнике, что он «яко древо, насажденное при исходищах вод» — здесь это опять же видишь своими глазами, вспоминаешь псалмопевца Давида. Наш гид сказал, что в древности все ущелье от Иерусалима до Иерихона было заселено монахами-отшельниками. Мы побывали у о. Харитона, увидели много знакомых русских икон, прониклись духом этого замечательного, древнейшего монастыря.
Потом спустились вниз, к водному потоку, долго любовались «кедрами ливанскими», а на противоположном берегу в скалах заметили местных зайцеобразных, типа пищух, и вспомнили, что это тот самый заяц, для которого камень – прибежище – это уже реминисценции на мотивы 103 псалма.
Затем мы посетили неподалеку город Анафоф, являвшийся уделом Вениамина. В этом городе родился пророк Иеремия, из этого же рода, кажется, был и апостол Павел.
Рядом находится монастырь Георгия Хозевита, основанный в 5 веке. Он расположен на крутой отвесной скале.
На стыке Кедрона и Геены находится Земля Горшечника, купленная на деньги Иуды. На этой земле хоронили бесплатно странников. Позже здесь был основан монастырь Онуфрия Великого. Все эти места мы проезжали, рассматривая из окна автобуса, насколько я помню, а рассказывал нам о них наш новый гид.
Когда въезжаешь в Иерусалим, то с вершины Сиона открывается дивной красоты вид на Елеон.
Также гид рассказал, что красиво цветущий кустарник, который мы здесь повсеместно видим, не местного происхождения, а завезен из Латинской Америки, и назван в честь привезшего его сюда путешественника Бугенвиллея.
В черте города также мы увидели католическую церковь апостола Петра в Галликанту. Это слово в переводе с латыни буквально означает «пение петуха», и на крыше этой церкви, на вершине креста находится металлическая фигурка петуха. Изначально церковь была греческая, но и современный ее вид – византийский по архитектуре. На этом месте располагались дом первосвященника Каиафы и темница Спасителя.
А далее наш путь лежал к месту последнего паломничества – через Овечьи ворота (которые также именуются Стефановы и Львиные) к местечку под названием Вифезда (в переводе с иврита – «дом милости», или «место благодати»). Это место Рождества Богородицы, здесь стоит церковь Праведной Анны, построенная в 12 в. католиками-крестоносцами, а неподалеку – православный монастырь святых прародителей Иоакима и Анны, построенный царицей Еленой. Раньше на этом месте находился дом святых Иоакима и Анны. Там и родилась Пресвятая Богородица.
Также Вифезда знаменита тем, что здесь находится Овчая Купель, где произошло исцеление расслабленного. Остатки этой купели были раскопаны археологами, и представляют собой два просторных бассейна с большой глубиной.
Купель построена в 8 в. до н. э. У Овечьих ворот находился рынок этих животных, являвшихся тогда жертвенными. Мы походили около этих впечатляющих древних руин, которым чуть ли не 3000 лет, вспомнили Рождество Богородицы (в моей деревне это престольный праздник, и, думаю, что вряд ли кто-то из моих односельчан здесь бывал) и евангельские события, связанные с исцелением расслабленного.
На этом мои краткие записи, связанные с нашим паломничеством, заканчиваются. Во второй половине дня, ближе к вечеру, мы поехали на нашем автобусе из Иерусалима в Тель-Авив. Завтра, 1 декабря, нам предстоял перелет домой. Однако о завершающем дне нашего пребывания в Израиле напишу в отдельной заметке.
Вадим Грачев
ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ:
По Святой Земле в 2011. Часть первая. Пролог
По Святой Земле в 2011 году. Часть вторая. Как мы оказались в раю
По Святой Земле в 2011 году. Часть третья. Кана Галилейская
По Святой Земле в 2011 году. Часть четвёртая. Назарет. Гора Свержения. Фавор. Гробница Мелхиседека
По Святой Земле в 2011 году. Часть девятая. Литургия и Причастие у Гроба Господня
По Святой Земле в 2011 году. Часть семнадцатая. Эпилог, или как я был в гостях у тети
Читайте также:
Просмотров - 1 178 Помочь сайту