По Святой Земле в 2011 году. Часть пятнадцатая. Вифавара. У Герасима Иорданского. В Иерихоне. Вифания. Ночная литургия на Голгофе

Наступил новый день, 29 ноября. Утром этого дня наш автобус помчал нас по пустынной дороге в Вифавару, к реке Иордан. Это место знаменито тем, что именно здесь Иоанн Предтеча крестил Христа, и здесь было Богоявление. Из нашей книжечки-каноника по дороге мы читали канон Богоявлению. Любопытно, что приедь мы сюда на 2-3 месяца раньше, эта поездка не могла бы состояться.

Вифавара (Иордания)
Вифавара (Иордания)

Оказывается, с 1967 и до 2011 г. это место было закрытым, оно входило в зону израильско-иорданского конфликта. Паломников пропускали лишь несколько раз в году и в ограниченном количестве. И только осенью 2011 г. обоим государствам удалось достигнуть соглашения об открытии доступа паломникам с израильской стороны к омовению в Иордане именно в том месте, где крестился Христос. Помимо этого события предание говорит о том, что здесь произошло призвание некоторых апостолов из учеников Иоанна. А в еще более древние времена по преданию сыны Израилевы во главе с Иисусом Навином здесь впервые перешли Иордан, неся Ковчег Завета. Эта местность упоминается также в Книге Судей, а также поблизости находится холм, откуда вознесся пророк Илья.

Тель-Мар-Ильяс (холм пророка Илии)
Тель-Мар-Ильяс (холм пророка Илии)

В день Богоявления Патриарх Иерусалимский совершает в Вифаваре чин великого освящения воды, а в память о явлении Святого Духа в это время в небо выпускают белого голубя.

Когда мы теплым солнечным утром подъезжали к Вифаваре, то увидели с двух сторон от дороги забор с колючей проволокой, а на нем таблички «Осторожно: мины». Все говорило о том, что место напряженное и вести себя здесь надо предельно аккуратно. Мы оказались в этот ранний час единственной паломнической группой, что было очень приятно. Ширина реки Иордан в этом месте не превышает 15 метров, посередине ее проходит металлический забор, обозначая государственную границу между Израилем и Иорданией. С обоих берегов присутствуют пограничники с автоматами в руках, на вид расслабленные, некоторые из них даже отдыхают в шезлонгах.

Мы разделились на мужскую и женскую части, приготовились к омовению, многие надели белые рубахи, в которых обычно омываются на Крещение в наших иорданях. Батюшка пропел тропарь Богоявления, освящая при этом воды Иордана, и все мы погрузились в эту холодную мутно-зеленую воду легендарной реки. Однако, выйдя из реки, мы увидели, что ничуть не испачкала нас эта «не совсем прозрачная» вода, а наоборот освежила и прибавила благодати. Обсохнув на теплом солнышке и ветерке, мы вновь облачились в привычную одежду, и пошли к автобусу. Тут мы увидели, что сюда подъезжают еще три автобуса с большим числом паломников, и еще раз порадовались, что нам удалось окунуться в благодатные воды Иордана без всякой суеты в утренней благодатной тишине.

Река Иордан
Река Иордан

От Вифавары наш путь лежал в монастырь преподобного Герасима Иорданского. Это расстояние всего в несколько километров. Основание монастыря по преданию восходит к апостольским временам. Упоминается он также и во времена царицы Елены. Однако наибольшая его слава связана с пребыванием здесь преподобного Герасима иорданского, в середине V века. В самой обители жило 70 иноков, кроме того, вокруг, в пустыне пребывали еще многие отшельники, также духовно окормлявшиеся у преподобного.

Монастырь преп. Герасима Иорданского в Иорданской долине
Монастырь преп. Герасима Иорданского в Иорданской долине

Есть сведения, что первоначальное место монастыря было заброшено, и он был перенесен на территорию бывшей Лавры Каламонской Богоматери, упоминаемой Иоанном Мосхом его знаменитом «Луге духовном», но все это рядом. Устав монастыря был очень строгим: пять дней в неделю иноки жили в затворе, проводя время в молитве и трудах, употребляли в пищу только хлеб, финики и воду. И только на субботу и воскресенье собирались в храме для богослужения и на общую трапезу, где подавалась вареная пища и вино.

За свою историю монастырь знал периоды расцвета и упадка, вражеских нашествий, землетрясений, видел разные народы, дружеские и враждебные. К середине XX в. монастырь пребывал в полном запустении, однако постепенно, благодаря трудам архимандрита Хризостома, который долгие годы был его единственным насельником, стал приобретать современный вид. Сейчас в нем живут 30 иноков из разных стран мира, в том числе и из России.

Монастырь преподобного Герасима Иорданского
Монастырь преподобного Герасима Иорданского

Когда мы вошли в ворота обители, то гостеприимные монахи приготовили нам угощение: фруктовый сок, лукум, кусочки торта. На востоке так принято всегда. Посетили мы два соборных храма – верхний и нижний. Верхний освящен в честь преподобного Герасима, нижний – в честь Святого Семейства.

Нижний храм с образом иконы Божией Матери "Млекопитательница"
Нижний храм с образом иконы Божией Матери «Млекопитательница»

Причем иконостас для верхнего храма подарен монастырю Русской Духовной Миссией.

Верхний храм во имя преп. Герасима
Верхний храм во имя преп. Герасима

Мне удалось приобрести икону преподобного Герасима. Его всегда традиционно изображают со львом. Предание гласит, что однажды Герасим встретил в пустыне этого льва. Ему впилась в лапу колючка, и он жалобно протянул лапу Герасиму. Тот вытащил занозу, обработал рану и вскоре лапа зажила. В благодарность лев ходил всегда рядом со святым, помогал ему в трудах. В память о том льве ему на территории монастыря стоит металлический памятник.

Монастырь преподобного Герасима Иорданского. Памятник льву.
Монастырь преподобного Герасима Иорданского. Памятник льву.

По выезде из монастыря св. Герасима, мы двинулись на нашем автобусе в самый древний город земли – Иерихон. Он расположен тоже недалеко, в нескольких километрах. От Иерусалима его отделяют 30 км., от Мертвого моря – 12 км. Название его обозначает «Город пальм», а возраст примерно 10 000 лет, причем люди живут здесь непрерывно на протяжении этого времени. Это, конечно, сильно впечатляет.

Иерихон
Иерихон

Руины древнего города находятся несколько западнее современного центра Иерихона. Сегодня в нем живет более 20 000 человек. Предание гласит, что стены города разрушились от звука труб, которые издавало войско Иисуса Навина.

Иерихон. Руины древнего города.
Иерихон. Руины древнего города.

В этом городе для нас были два памятных места. Первое – гора Искушений – место, где дьявол искушал Христа, согласно библейским данным. На месте этой горы, в живописной северо-западной части города находится греческий монастырь с таким же названием. По некоторым сведениям на эту гору также выпускали козла отпущения, этот ритуал был связан с прощением грехов у ветхозаветных израильтян.

Монастырь Искушения на Сорокадневной горе
Монастырь Искушения (Каранталь)

Второе место, которое мы посещали, — это дерево Закхея – сикомора. По преданию, это то самое дерево, на которое влез Закхей, не отличавшийся высоким ростом, чтобы увидеть Спасителя. Современные исследования подтвердили, что это дерево действительно имеет возраст порядка 2000 лет, так что предание, скорее всего, не ошибается.

Дерево Закхея
Дерево Закхея

Рядом с деревом находится монастырь пророка Елисея.

Монастырь пророка Елисея, Иерихон

В городе есть также источник пророка Елисея.

Источник пророка Елисея

Есть в городе также и место, на котором стоял дом Закхея, куда приходил Христос. Сейчас там находится Подворье Русской Духовной Миссии. Вот эти места мы и посещали в Иерихоне, вспоминая известные библейские события.

Подворье Русской Духовной Миссии в честь святого апостола Закхея, Иерихон.
Подворье Русской Духовной Миссии в честь святого апостола Закхея.

После Иерихона автобус помчал нас в родной город Лазаря, Марфы и Марии – Вифанию. Сегодня она находится в нескольких км. от Иерусалима, являясь, по сути, его пригородом. Главная достопримечательность здесь – гробница Лазаря Четверодневного. Эту историю все знают. С благоговением мы подходили к этому месту великого чуда, а тем более – спускались в него. Надо сказать, что пещера эта имеет довольно узкий вход и глубокий спуск по лестнице, зато внизу ощущаешь живительную прохладу, и места внизу как раз хватило, чтобы вся наша группа могла разместиться. В этой пещере мы еще раз вспоминали события, которые здесь проходили, а батюшка читал отрывок из Евангелия, связанный с воскрешением Лазаря.

Гробница праведного Лазаря
Гробница праведного Лазаря

После этого мы посетили местный магазин с сувенирами и разной продукцией для туристов, где мне удалось приобрести красивую футболку с символикой Иерусалима и Святой Земли.

Мало-помалу и этот день стал клониться к концу, хотя ночью нас ожидало еще одно знаменательное событие. Мы приехали в гостиницу уже вечером, немного отдохнули. На эту ночь у нас было запланировано еще раз посещение храма Гроба Господня, поскольку там должна была быть ночная литургия на Голгофе. Территориально Голгофа – место Распятия и Кувуклия – место погребения Христа расположены совсем близко, в нескольких десятках метров. Они объединены под одной крышей – в Храме Гроба Господня.

Храм Гроба Господня
Храм Гроба Господня

Добросовестные паломники из разных стран мира за несколько столетий буквально чуть не «растащили» всю Голгофу на кусочки, увозя их себе домой, в свои храмы. Поэтому было принято решение покрыть Голгофу своеобразным саркофагом. Кроме того, она отчасти скрыта постройками внутри самого храма. Сама вершина Голгофы, где был воздвигнут Крест Христов является основанием для престола, на котором служится православная литургия. Католический престол находится чуть в стороне. Как и во всех здешних храмах, престол расположен на четырех довольно высоких «ножках» — колоннах, благодаря чему можно, не касаясь престола, приложиться к основанию Голгофского Креста. Под ним, кстати, видна реальная скала, уходящая вниз. Этот храм на Голгофе находится как бы на втором этаже Храма Гроба Господня, в него надо подняться по высокой лестнице. А когда спускаешься по ней вниз, то под стеклянным покрытием видишь продолжение горы, уходящей вниз, и что самое интересное, видишь уходящую вглубь скалы от подножия Креста глубокую трещину. Ведь по преданию в основании Голгофы похоронен Адам (Не даром его череп и кости изображают на всех Голгофах в наших церквях), и Кровь Христа пролилась как раз на останки праотца Адама, омыв тем самым его грехи. Эта глубокая трещина реально видна.

Голгофа
Голгофа

Мы шли к храм к полуночи. В это время начиналась утреня, которая длилась примерно с полчаса, а потом была литургия. Когда наш батюшка подошел к ризничему, чтобы облачиться для службы, тот попросил документ, и тут, как говорил нам о. Геннадий, его прошиб холодный пот: он забыл благословение патриарха для служения в местных храмах в гостинице. Дорога туда пешком занимает полчаса в один конец. А тут до начала литургии полчаса, никак не успеть. И тут одна паломница из нашей группы вызвалась сбегать быстро в гостиницу, чтобы принести нужный документ. О. Геннадий благословил ее, полагаясь на Божью Волю. И буквально за 1-2 минуты до начала литургии она прибежала, запыхавшись, и принесла нужную бумагу. Так наш батюшка сподобился сослужить греческому архиерею вместе еще с одним русским священником из Новгорода. Потом он нас всех исповедовал и мы тоже сподобились причаститься на Голгофе. Это было уже наше четвертое причастие за время двухнедельного паломничества. Здесь все как-то спрессовано, очень концентрировано, если так можно сказать. Дома мы с такой интенсивностью, конечно, не причащались, а здесь батюшка благословил, тут особое все – и места, и история, и духовное состояние. Прикоснувшись к этой благодати, мы довольные, неспешно возвращались в нашу гостиницу, уже далеко за полночь.

Продолжение следует…

Вадим Грачев


ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ:

По Святой Земле в 2011. Часть первая. Пролог

По Святой Земле в 2011 году. Часть вторая. Как мы оказались в раю

По Святой Земле в 2011 году. Часть третья. Кана Галилейская

По Святой Земле в 2011 году. Часть четвёртая. Назарет. Гора Свержения. Фавор. Гробница Мелхиседека

По Святой Земле в 2011 году. Часть пятая. У Марии Магдалины. Гора Ермон. Врата ада. Кесария Филиппова. Начало Иордана. Генисарет. Страна Гадаринская (Гергесинская)

По Святой Земле В 2011 году. Часть шестая. Табга. Место покаяния апостола Петра. Капернаум. Самария. Сихем. Вифлеем

По Святой Земле в 2011 году. Часть седьмая. Ранняя литургия в Вифлееме. На приеме у Патриарха Иерусалимского. Хеврон. Мамврийский дуб

По Святой Земле в 2011 году. Часть восьмая. Литургия и причастие в храме Рождества в Вифлееме. Лавра Саввы Освященного. Лавра Феодосия Великого. Бейт-Джала. Эйн-Керем (Горняя). Монастырь Креста. Троицкий собор

По Святой Земле в 2011 году. Часть девятая. Литургия и Причастие у Гроба Господня

По Святой Земле в 2011 году. Часть десятая. На горе Сион. Храм Успения Пресвятой Богородицы. Гробница Царя Давида. Сионская горница

По Святой Земле в 2011 году. Часть одиннадцатая. Идем «В Горняя со тщанием». В гостях у матушки Георгии. Вечерний Иерусалим

По Святой Земле в 2011 году. Часть двенадцатая. Катамон. Симеон Богоприимец. Гефсимания. Русский монастырь Марии Магдалины. У мощей Елизаветы Федоровны

По Святой Земле в 2011 году. Часть тринадцатая. Русская свеча на Елеонской горе. Игуменья Тамара (Княжна Татьяна Константиновна Романова)

По Святой Земле в 2011 году. Часть четырнадцатая. Часовня на месте Вознесения. В гостях у греческого батюшки. Преподобная Пелагия. У Стены Плача. Via Dolorosa

По Святой Земле в 2011 году. Часть шестнадцатая. Фаранская лавра. Анафоф. Вифезда

По Святой Земле в 2011 году. Часть семнадцатая. Эпилог, или как я был в гостях у тети




Просмотров - 784 Помочь сайту

Оставьте комментарий