Островский написал много произведений: 47 оригинальных пьес, плюс несколько в соавторстве с драматургом Соловьевым, да еще переводил с иностранных языков. По-видимому, не все его наследие однозначно, не все одинаково сценично. Какие-то произведения, как, скажем, «Снегурочка», больше известны в других жанрах – опера, например. Редко на сцене идут и его исторические хроники. Да и просто освоить все его пьесы, хорошо в них разобраться, запомнить сюжет, уметь оценить разные постановки – это задача не из легких.
Вот так и у меня: не все пьесы Островского я знаю одинаково хорошо, не все читал и смотрел. Есть, например, очень знаменитая его пьеса, к которой я все подбираюсь долгие годы – это «Горячее сердце». С произведениями по этой пьесе я уже сталкивался не раз, но подробности, детали ее, характеристики главных героев знаю не так подробно, как, скажем по «Грозе», «Бесприданнице», «Бедности не порок», или «Правда – хорошо, а счастье лучше» – в них я как рыба в воде. «Горячее сердце» еще предстоит освоить.
Помню, еще лет 30 назад я слушал по Всесоюзному радио, и записывал себе на магнитофон (никакого интернета и в помине не было) сцену Силана и Градобоева в исполнении Хмелева и Тарханова из знаменитого спектакля МХАТ 1926 г. (который был записан на пленку, очевидно, позже, но точно до 1945 г., т. к. Хмелев в этом году умер). Эта сцена гениальна! Еще в середине 1990-х гг. по Всесоюзному радио был фестиваль к 70-летию отечественного радиотеатра, и каждый день, иногда и по нескольку раз в день, можно было что-то, кажется, на протяжении месяцев трех слушать прекрасные старые записи радиоспектаклей, и мне очень запомнилась именно эта запись, только целиком. Помню уморительную сцену Яншина и Фаины Шевченко – это был какой-то гомерический смех, настолько это было гениально.
Много позже, когда лет 10 назад мне довелось общаться с выдающейся в прошлом актрисой МХАТ Маргаритой Валентиновной Юрьевой (ныне покойной), то она мне говорила, что когда шли сцены с Фаиной Шевченко в роли Матрены – в зрительном зале МХАТ творилось что-то невообразимое, публика неистовствовала, падала от смеха со стульев, держалась за животы! Такого, по словам М. В. Юрьевой, она никогда больше не видела в театре, это был какой-то фурор!
Не менее знаменитый спектакль по этой пьесе поставил и Пушкинский (Александринский) театр, еще во время войны, на гастролях, а в 1953 г. он был записан на телевидении, и у нас есть уникальная возможность увидеть этот чудесный спектакль, что мы сегодня и сделаем.
Вадим Грачев
ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ:
Книга М. П. Лобанова об Островском
Островскому — 200. Часть 2. Бедность не порок
Островскому — 200. Часть 3. Гликерия Федотова — монолог Василисы Мелентьевой
Островскому — 200. Часть 4. Анастасия Зуева — монолог странницы Феклуши
Островскому — 200. Часть 5. Спектакль Малого театра «На всякого мудреца довольно простоты»
Островскому — 200. Часть 6. Спектакль Малого театра «В чужом пиру похмелье»
Островскому — 200. Часть 7. Сцена из «Грозы» — Ливанов, Андровская
Островскому — 200. Часть 8. Фильм «Гроза» (1933 г.) — Реж. В. М. Петров
Островскому — 200. Часть 9. Фильм «Без вины виноватые»
Островскому — 200. Часть 11. Фильм «Бесприданница» (1936 г.)
Островскому — 200. Часть 12. Спектакль Малого театра «Волки и овцы» (1952, 1973, 2003)
Островскому — 200. Часть 13. Сцены из спектаклей Малого театра разных лет
Островскому — 200. Часть 14. Спектакль Малого театра «Гроза»
Островскому — 200. Часть 15. «Русские деньги» — фильм И. Масленникова по «Волкам и овцам»
Островскому — 200. Часть 17. «Жестокий романс» — по пьесе «Бесприданница»
Островскому — 200. Часть-18. «Не было ни гроша, да вдруг алтын» (Малый театр)
Островскому — 200. Часть-19. «Сердце не камень» — фильм Л. Пчелкина (1989 г.)
Островскому — 200. Часть 20. Фильм «Женитьба Бальзаминова» — К. Воинова
Островскому — 200. Часть 21. «Не все коту масленица» — аудиоверсия спектакля Малого театра
Островскому — 200. Часть 22. «Женитьба Белугина». Фрагмент из спектакля Малого театра
Островскому — 200. Часть 23. «Пучина» — спектакли Малого и Пушкинского (Александринского) театров
Островскому — 200. Часть 24. «Без вины виноватые» — фильм Глеба Панфилова и спектакль Петра Фоменко
Островскому — 200. Часть 25. «Женитьба Бальзаминова» — два спектакля Малого театра
Битва цивилизаций. Бедность не порок
Читайте также:
Просмотров - 701 Помочь сайту