Бывают такие образы, понятия, люди, которые входят в нашу жизнь в детстве и остаются с нами навсегда. Когда в детстве показывали по телевизору Шульженко, когда звучал её незабываемый голос, бабушка всегда говорила: «О, наша Клава поёт», или даже могла сказать совсем по-деревенски «Клавдя». И имела на это полное право, поскольку впервые увидела «Клавдю» на фронте.
Бабушка была участницей войны, санинструктором, всё время на передовой, с ранеными и больными бойцами. В эти суровые будни иногда их быт скрашивали артисты, в том числе и Клавдия Ивановна Шульженко, часто выступавшая перед бойцами. Очевидно, бабушка и воспринимала Шульженко как фронтовую подругу, по-своему тоже сражавшуюся с немцами, потому и называла по-товарищески «наша Клава».
Потому и мне передалось такое личное, семейное отношение к Шульженко, и прежде всего, конечно, её военные песни вошли в сердце навсегда.
О Клавдии Шульженко — биография и творчество
Родилась 11 (24) марта 1906 года в Харькове в Александровской больнице. Её отец Иван Иванович Шульженко работал бухгалтером Главного управления железной дороги. С 1923 года она жила на Москалёвке — на Владимирской улице, № 45, кв. 6.
Исполнять народные песни начала с конца 1910-х годов. Нотной грамоте и пению обучалась частным образом у профессора Харьковской консерватории Н. М. Чемезова. В 1923 году стала артисткой Харьковского театра драмы под руководством Н. Н. Синельникова. В том же году дебютировала как певица, исполнив романс «Звёзды на небе» в спектакле «Казнь». Принимала участие во всех дивертисментах, даваемых в театре, параллельно выступая в рабочих клубах и на летних эстрадных площадках города. Исполнявшиеся ею в этот период «Шахта № 3» и «Песня о кирпичном заводе» считаются первыми образцами современной бытовой песни. Летом 1925 года начала работать в Краснозаводском драматическом театре Харькова. В 1927 композитор Юлий Мейтус специально для неё написал несколько новых произведений («Красный мак», «Красная армия», «Гренада»), которые вскоре стали популярными.
В 1928 году состоялся её певческий дебют на сцене Мариинского театра в Ленинграде на концерте, посвящённом Дню печати.
В 1929—1942 годах — артистка Ленгосэстрады, работала солисткой джаз-оркестра под управлением Я. Б. Скоморовского.
В октябре 1931 года в Ленинградском мюзик-холле состоялась премьера спектакля «Условно убитый», где певица сыграла роль Машеньки Фунтиковой. Музыку к этому спектаклю написал Дмитрий Шостакович, а за дирижёрским пультом стоял Исаак Дунаевский. Также участвовала в программах «Аттракционы в действии». В 1934 году снялась в кинофильме режиссёра М. А. Авербаха «Кто твой друг?» в роли Веры. В 1936 году были сделаны её первые граммофонные записи. Осенью 1939 года прошёл 1-й Всесоюзный конкурс артистов эстрады. Авторитетное и крайне строгое жюри не присудило никому первой премии, хотя в числе конкурсантов было немало талантливых артистов. «Челита», «Девушка, прощай» и «Записка» — три песни, представленные певицей, произвели на жюри и зрителей неизгладимое впечатление. Она стала лауреатом конкурса, разделив третью премию с Марией Мироновой. Росла её известность. Шульженко много записывалась для грампластинок, которые не залёживались на прилавках. В её репертуар входили популярные танго «Утомлённое солнце», фокстроты «Дружба» («Когда простым и нежным взором…»), «Андрюша», «Дядя Ваня»; она по-актёрски «играла» сюжетные песни «Руки», «Записка».
В январе 1940 года в Ленинграде был создан джаз-оркестр под управлением Клавдии Шульженко и её мужа Владимира Коралли, который стал очень популярен и просуществовал до лета 1945 года. Исполнялись песни «О любви не говори», «Голубка».
Объявление о начале Великой Отечественной войны застало певицу на гастролях в Ереване. Она добровольно вступила в ряды действующей Красной армии. Их с Коралли оркестр стал Ленинградским Фронтовым джаз-ансамблем, с которым певица сотни раз пела для бойцов Ленинградского фронта. Её песни звучали на передовой и в госпиталях. В конце 1941 года в её репертуаре появилась ставшая впоследствии легендарной песня польского композитора Ежи Петерсбурского «Синий платочек», обретшая в 1942 году новый текст Михаила Максимова (в том же году вошла в фильм «Концерт фронту»). Журналисты писали, что окончательное творческое кредо Шульженко, её художественная тема и лирическая героиня сформировались именно в военные годы, потому что в её репертуаре больше не было «случайных» песен. На самом же деле песни по-прежнему были разными, просто артистка научилась делать их «своими». За время блокады Ленинграда она дала свыше 500 концертов для солдат. Благодаря исполнению фронтовых песен «Синий платочек», «Давай закурим» и других Шульженко получила всесоюзное признание. 12 июля 1942 года на сцене Ленинградского Дома Красной Армии состоялся 500-й концерт певицы и Фронтового джаз-ансамбля. С ним артистка гастролировала в действующих войсках на протяжении всей войны.
С 1943 года — в Москве, артистка Всероссийского гастрольно-концертного объединения, затем Москонцерта. С лета 1945 года певица стала выступать сольно. Гастролировала за рубежом.
После войны продолжила свою концертную деятельность. В 1947 году в её репертуаре появилась ставшая впоследствии широко известной песня «Друзья-однополчане». В 1954 году вышла первая долгоиграющая пластинка певицы. В марте того же года она снялась в кинофильме режиссёра В. П. Строевой «Весёлые звёзды».
В октябре 1965 года певица приняла участие в Первом фестивале советской эстрадной песни, проходившем в Московском государственном театре эстрады. Через два года, в 1967, она стала членом жюри этого фестиваля.
В 1980 году записала свою последнюю долгоиграющую пластинку «Портрет». В 1981 году в издательстве «Молодая гвардия» вышли её мемуары «Когда вы спросите меня…» (литературная запись Глеба Скороходова). В декабре 1983 года певица приняла участие в съёмках телевизионного фильма «Вас приглашает Клавдия Шульженко» (режиссёр — С. Журавлёв), премьера которого состоялась 18 декабря по первому каналу Центрального телевидения.
Умерла Клавдия Ивановна 17 июня 1984 года в своей московской квартире, где стоял рояль, который Дмитрий Шостакович проиграл когда-то Исааку Дунаевскому в преферанс, а певица выкупила его. Долго болела, а перед смертью на две недели впала в кому. Среди личных вещей — концертное платье от малоизвестного тогда модельера Вячеслава Зайцева. В записной книжке — телефоны поликлиники Большого театра и домашний телефон Аркадия Райкина, с которым её связывала крепкая дружба. Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10). По воспоминаниям очевидцев, в день её похорон шёл дождь, но, когда гроб опускали в могилу, вдруг выглянуло солнце.
Вадим Грачев (wikipedia.org)
В теперешнее не лёгкое проходящее время, многие ваши статьи для меня, как глоточек чистого воздуха. Благодарю. Пожелаю Вам процветания.
Большое спасибо!
Великая певица…
Да, певицы тех времён были уникальны.
Певица, которая вошла в историю…