Как появился Черенский погост
Черенский погост является одним из старинных погостов, первые упоминания о котором появляются в XV веке. Заселение этой территории началось в позднем средневековье. Селились люди прежде всего в верховьях реки Воложбы и её притоках – на речке Чёрная и Рагуша, а также на внутренних озёрах…
Современное расположение погоста – юго-запад Бокситогорского района (небольшая часть погоста перешла в Любытинский район Новгородской области). Центр погоста, а именно то место, где стояла основная церковь, расположен на современном кладбище при деревне Дмитрово. На момент первых упоминаний (1495 год) он располагался на Новгородской земле Обонежской пятины Нагорной половине и граничил с Бежецкой пятиной всё той же Новгородской земли. Только с учётом, что незадолго до этого Новгородские земли перешли в подчинение Московского княжества. Именно приход новой власти и повлиял на возникновение переписей, на которые можно ориентироваться для изучений этого края. После 1773 года Черенский погост входил во вновь образованный Тихвинский уезд Новгородской губернии, где и находился до периода советской власти.
Сам погост всегда считался малочисленным и бедным. Никогда не имел отдельных выставок, приходов. К концу XIX века в нём насчитывалось чуть меньше 2000 душ обоих полов. Доброкачественной земли в нём было мало, больших трактов тут не имелось, и от крупных городов погост находился далеко. Главной его особенностью является окончание речного пути «из варяг в арабы» и начало его сухопутной части – волока. Когда зародился этот путь, неизвестно, но ясно, что пользовались им разные народы, скорее всего даже до заселения земель славянами. К XV веку от него остались лишь воспоминания и топонимы. И, конечно, река Воложба, по которой и проходил путь.
С момента первого упоминания погост имел название Михайловский в Чёрной. В промежутке с 1647-го до 1678 года речку рядом с погостом переименовали из Чёрной в Черенку. Так преобразовалось название и самого погоста: было – Михайловский в Чёрной, стало – Михайловский Черенский. В 1788 году на погосте построили новую церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, и уже к 1812 году в честь неё погост получит название Покровский Черенский погост.
А теперь по порядку…
В первой сохранившейся переписи 1495/96 гг., где упоминается погост Михайловский в Чёрной, про церковь – ни слова. Возможно, она не облагалась налогом, поэтому её не стали описывать. А вот список деревень на территории погоста хочу опубликовать. Он интересен, потому что многие названия с той поры пропали, некоторые превратились в названия нежилых мест, а иные дошли до сего дня. Список деревень за 1495/96 гг. выглядит так: Мостцах Большой Двор, Замошье, Теребеженская, Горяевская, Большой Двор, Дорогоща, Дорогоща Вяткино, Дорохово в Нудогоше, Бабкино, Филистово, Березино, Королево, Межуречье, деревня в Наволоке, Ескинская, Филистовская, деревня за Глубоким, деревня на Лохнове в Клине, деревня на Хверстливице, Плоское, Максимовскре, деревня в Заборье, Сонково, Мощеница, Нешнево, Тимошкинское, деревня в Замошье Березино, Лухово, Бездонникова, деревня в Клине, Демеховская, Огафоново, Верховье, Дубинино, Якушковское Верховское, Потепалово Тепугино, деревня на Черной, Змеевское, Игнатевское, Горка, деревня на реке на Волоченке, Осковское Вынерово, деревня новая на Хунданове, деревня на Клестех, Перхино, деревня на Волковой горе, деревня на Нерое, Захожи, Прошково, Подгорье, Мелниково, Гридкино, Торхово, деревня у Посадничей горы, Подол, деревня на Горе. Всего 55 деревень. Замечу, что гораздо позже, в конце XIX века, когда погост был на пике своего расцвета, в нём насчитывалось всего 26 деревень. Это одно из подтверждений былого развития края.
Из того старого списка сохранились названия деревень: Дорогощи, Березино, Захожа (в документах до 1940-х годов писали «Захожи»), Прошково, Мощеница (будущая Мощенка). Эти деревни можно считать самыми древними, сохранившими свои первоначальные названия.
Первое упоминание о церкви в погосте Михайловском в Чёрной можно встретить в Писцовой книге за 1583 год: «деревянная церковь Архангела Михаила с приделом Покрова Пресвятой Богородицы, построена до 1583 года. А при ней Церковная деревня, в которой живет поп Богдан Лукин, дьячок церковный Гришка Степанов, пономарь Богданко Тимофеев, проскура Марьица». Эти люди стали первыми известными служителями местного причта. Всего в этот год за погостом по дворовой переписи записано: сельцо, 11 деревень жилых, 33 деревни не жилых, 69 пустошей, а в них 3 двора помещиков, двор монастырский, 18 дворов крестьянских и 78 крестьянских пустых дворов. Сельцо записано Боброво, больше это селение в качестве сельца не встретится, будет упоминаться, как пустошь при селении Савино. Из помещиков в этом году указан Игнатий Бахтияров Бахтин в деревне Дорогоще Подгорье Холм. В Назаркиной пустоши стоит двор Фёдора Яколевича Коротнёва. Также за Коротнёвыми, а именно Иваном Афанасьевым, двор в деревне Большой Двор Савино. Перепись этого года подвела итоги тяжелого периода для нашего края. Затянувшаяся Ливонская война, приход Ивана Грозного со своим опричным войском и череда природных катаклизмов опустошили территорию.
В то время в погосте помимо помещичьих земель были и монастырские владения. Единственным монастырём с владениями в Михайловском на Чёрной был Ионо-Отенский монастырь. Ему были выделены селения: «деревня на речке Догочерке, Новая на Худонове, на Волковой горке, Горка, пустоши: Терехово, Сысоевская, Клести, Ивановская, в деревнях Захожи, на Нерове, Оксоевское Нерово».
В переписи 1620 года очень заметны признаки многолетней разрухи и хаоса Смутного времени. Переписчик Мина Лыков указал ту же самую церковь Архангела (Архистратига) Михаила с приделом Покрова Пресвятой Богородицы, а также перечислил пустые дома причта (лишь рядом в деревне Церковная Горка живут двое монастырских дворовых). В усадище Половном живут братья Василий и Иван Степановы Тегловы. В усадище Дорогоще Козловой Горке живёт Степан Исакович Бахтин. В усадище Подгорье Холм живёт Агеей Иссакович Бахтин. За верную службу государству род Тегловых получил вотчину в погосте. Они и ранее упомянутый род Бахтиных на много веков свяжут историю своих родов с этим краем. На погосте числится два усадища с тремя дворами помещиков, три двора дворовых, две деревни жилые, да две пустые, 85 пустошей, а в них всего два крестьянских двора жилых, а также два пустых двора церковного причта.
По летописным источникам Ионо-Отенский монастырь в 1600 году пострадал от сильного пожара. Восстановление шло медленно и было сперва прервано. После возвращения из Тихвина шведские войска ограбили и повторно сожгли монастырь. Однако монастырь не прекратил своего существования и постепенно был восстановлен. Всё это время он оставался владельцем ряда вотчин на погосте Михайловском в Чёрной, а именно: пустоши на речке Надола, что были деревни на Ходунове и на Волковой горе; пустоши Захожи, что была деревня Захожи на Нерове; пустоши Горка, что была Оксоевская, пустоши: Терехово, Сысоевская, Клести, Нерово, Ивановская.
Следующее описание погоста приходится на Переписную книгу, собранную переписчиком Ларионом Григорьевичем Суминым в 1647 году. В ней упоминается та же самая деревянная церковь Архангела Михаила, но почему-то упущено описание придела. Также указана деревня Церковная у погоста, а в ней двор попа Абрама Семенова с сыном Ваской да Федкой. Немного дальше стояла деревня Церковная Горка, в которой ранее жили простые крестьяне, а теперь появился двор дьячка Яшки Костянина и двор пономаря Антошки Никифорова с детьми.
Перепись этого года стала самой маленькой. Хотя погост переживал период роста, в подворовой переписи указали только деревни с жилыми дворами. Так в ней упоминаются: усадище Подгорье, Подгорье Холм, Половное, деревни Церковная Горка, Порхово (Фоминское), Ярцово, Козлова Горка. Впервые под своим названием в переписи появляется единственная деревня, принадлежащая Отенскому монастырю, деревня Рудная Горка. Усадьбы в этом году записаны, следующие: усадьба Подгорье, доставшаяся в приданное за Калиной Ивановым Базловым, усадьба Подгорье Холм за Агеем Иссаковым Бахтиным; усадьба Половное за вдовой Любовью Васильевой Тегловой и её детьми. Всего на погосте записано 26 дворов.
В 1651 году была построена новая церковь вместо обветшавшей старой. Новая церковь была освящена в честь Архистрага Михаила с приделом Покрова Пресвятой Богородицы.
В Переписной книге переписчика Якова Ефимовича Мышецкого за 1678 год записана деревянная церковь Архангела Михаила опять без упоминания придела. В деревне при церкви живет поп Фёдор Абрамов с сыном Ивашкой. Далее в переписи указана деревня Дьячкова Горка (в предыдущем документе была Церковная Горка). В Дьячковой Горке живут дьячок Васка Обросимов с сыном Елисейкой. В деревне на погосте двор пономаря Родионки Антонова с сыном Ивашкой и двор просвирни Натальи Григорьевой. Усадебные постройки упоминаются следующие: усадище Подгорье за дворянами Базлывыми и Бахтиными стоят усадьбы, также за Бахтиными в усадище Клин, а усадище Трофимиво (оно же Дмитрово) и Половное за Тегловыми. За Отенским монастырем записаны деревни: Рудная Горка, Захожи и Овинец в речке. Деревня Овинец – это деревня на границе Колбецкого и Черенского погоста, она всегда была монастырской вотчиной. Её делили два монастыря – Зверинский и Отенский. Так и повелось: то она в одном погосте записана, то в другом, а то и в обоих по частям. Кроме того, в описи указаны деревни: Фоминская, Ярцево, Гришино, Мощенка, Дорогоще и пустоши (жилые): Боброво и Савино. Всего же в погосте записано 25 дворов, да в них 65 душ мужского пола, а за задворными людьми записано 4 двора с 11 душами.
В 1692 году на Черенском погосте решили построить вторую церковь. Церковь была деревянной, но тёплой. Она была освящена в честь Рождества Иоанна Предтечи и имела придел Святителя и Чудотворца Николая.
Погост в эпоху государственных перемен
Началась эпоха перемен и нововведений – эпоха Петра Великого. Первая Петровская перепись населения состоялась в 1710 году, её главным отличием стало то, что впервые стали записывать не только мужчин, но женщин. Судя по её итогам, население страны сократилось на 20%. Пётр понимал важность точности переписи, так как от этого зависел размер налогов в казну. Поэтому он упразднил подворовую перепись, введя подушную. Первый формат такой переписи можно увидеть в Ландрацких переписях 1717 года. Позже вместо них будут введены ревизские сказки. Всего ревизских сказок насчитывается 10, последняя – в 1858 году. Также в эту эпоху появляются исповедные росписи, которые проводили раз в год при каждом приходе, и главный документ генеалога – метрические книги. Сразу скажу об их сохранности. По Черенскому погосту сохранились: Ландратская перепись за 1717 год; ревизские сказки за 1720, 1745, 1762, 1811, 1816, 1834, 1850, 1858 годы; исповедные росписи за 1763, 1775, 1792 годы и метрические книги с 1866 по 1916 года.
Вернёмся к изучению погоста. Первую Петровскую перепись 1710 года рассматривать не буду, так как нового она ничего не несёт. Обратимся к Ландратской переписи 1717 года. В погосте указаны две церкви: главная церковь Архангела Михаила с престолом Покрова Пресвятой Богородицы, вторая тёплая церковь Рождества Иоанна Предтечи, обе деревянные. Поп Леонтий Никитин, который числился священником и в 1710 году, со своей семьёй живёт при церкви. В расположенной рядом деревне Горка – двор дьячка Василия Кирилова с семьей. Там же двор пономаря Никиты Елисеева с семьёй.
В переписи указано 9 усадищ. Усадище Подгорье поделено между родами Бахтиных и Базловых. Бахтиным также принадлежит усадище Семёновское, а самыми зажиточными оказались Тегловы – у них усадища: Кондратова Горка, Большой Двор, Дмитрово, Половное Большой Двор, Савино. Всё также землевладельцем является и Отенский монастырь, владея деревнями: Рудная Горка и Захожи. Новшеством, указанным ещё в 1710 году, стало появление деревни Березино с дворцовыми крестьянами. Эта деревня является собственностью благородных государевых царевен Великих княжон Екатерины и Марии Алексеевых. По итогам подушной переписи 1717 года за погостом числится 9 деревень с 11 крестьянскими дворами, а в них людей мужского пола 94, а женского 83 и всего 177 душ обоего пола.
Общая численность и названия деревень за два века очень изменились. К началу XVIII века сформировался основной костяк деревень, которые существуют до сих пор или исчезли недавно. Список этих деревень отражён в первой Ревизской сказке 1720 года – усадища: Кондратова Гора, Дмитрово, Большой Двор, Подгорье, Семёновское, Савино, деревни: Фоминское, Рудная Горка, Захожи, Березино, Дорогоще, Зубакино, Мощенка, Ярцево, Болотове, Ярышево (Ершово), пустошь Дуденская, Хвестливица. К этому году за погостом числится 241 крестьянская душа и 31 дворовая, в их число входят: (дворцовых) 40 крестьян и 4 дворовых, синодского ведения 40 крестьян и 5 дворовых, помещичьих 161 крестьянин и 22 дворовых.
По спискам дворян в 1724 году на погосте числятся 4 дворянских рода. В усадище Половном проживает Яков Григорьев Теглов с сыном Иваном и внуком Петром. В усадище Большой Двор проживает Михаил Иванов Теглова с братом Петром. В усадище Подгорье проживает Савва Максимов Базлов. В усадище Обишково Козьма Григорьев Баранов.
Из второй Ревизской сказки за 1745 год мы узнаём, что на погосте 22 деревни и 8 усадищ: Кондратова Горка – за Барановыми, Дмитрово, Половное Большой Двор, Савино – за Теглевым, Подгорье и Семёновское – за Бахтиным, Подгорье – за Базловым, Обишково – за Голохвастовым, Дмитрово – за Путятиной. Из 22 деревень две принадлежат императорскому величеству: Березино и Заболотово, ещё две – Отенскому монастырю: Рудная Горка и Захожи. За этот год всего на погосте числится 327 человек.
Из сохранившихся исповедных росписей 1763, 1775 и 1792 годов можно подробно рассмотреть родословные связи священнослужителей, простых крестьян, а также родовую преемственность священнослужителей. В 1763 году исповедь в церкви Архистратига Михаила проводил священник Никита Фёдоров. Священнику Никите Фёдорову 37 лет, живёт с Марией Алексеевой (32 года) и детьми Анной (11 лет) и Верой (3 года). С ним живёт его мать и жена умершего священника этого храма Мария Георгиева (72 года). Дьячок Василий Исаков (45 лет) живёт с Марией Васильевой (34 года) и дети с ними Петр (11 лет), Ирина (9 лет) и Марфа (2 года). Пономарь Харлампий Фёдоров (29 лет) с женой Ефимой Козминой (28 лет) и дочка Анна (2 года). Просвирница вдова пономаря Михаила, Феврония Васильева (39 лет) и дети её Никифор (17 лет), Агриппина (15 лет) и Дарья (7 лет).
На 1763 год в погосте числится 875 человек. Эти жители поделены по сословиям: духовенство – 17 человек, военные – 13 человек, дворяне – 9 человек, дворовые – 106 человек, крестьяне – 730 человек. На погосте указано 8 усадеб за помещичьими родами: усадища Кондратово и Дмитрово – за князьями Мышецкими, усадища Половное и Савино – за Теглевыми, усадище Подгорье – за Базловыми и Синцовыми, усадище Горка – за Алексеем Мироновым и братом его жены Иваном Никифоровым Бахтиным, усадище Большой Двор – за Мордвиновыми, усадище Семёновское – за Бахтиными. Также за погостом числится 19 деревень, две из которых записаны за новгородским Отенским монастырём. А деревня Березино к этому году стала помещичьей.
Описанный документ стал единственным, в котором Черенский погост записан как заказ Тихвинского посада Новгородского уезда, Новгородской губернии. В 1773 году из Новгородского уезда будут выделены земли на Тихвинский уезд, в состав которого войдет Черенский погост. Уездным городом станет город Тихвин.
В 1774 году от имени всех прихожан местный помещик лейб-гвардии капитан князь Иван Александрович Мышецкий просил разрешения у Епархии на строительство новой церкви на месте двух обветшалых церквей во имя Архангела Михаила и Рождества Иоанна Предтечи (первая простояла не меньше 121 года, а вторая 82 года). Разрешение было получено на постройку церкви с одним приделом. В 1788 году была освящена новая деревянная церковь во имя Покрова Богородицы с двумя приделами: Архангела Михаила и Святого Николая. По поводу сноса церкви Рождества Иоанна Предтечи – вопрос, потому как в 1880-х годах епархия дала одобрение на реставрационные работы в старой церкви во имя Рождества Иоанна Предтечи.
В Исповедных росписях за 1775 год отмечены церковнослужители со своими семьями: священник Никита Фёдоров (49 лет), дьячок Петр Васильев (23 года), его отец престарелый дьячок Василий Исаков (59 лет), пономарь Харлампий Фёдоров (38 лет), просвирница вдова пономаря Февронья Васильева (62 года).
Всего в 1775 году на Черенском погосте записано 853 человека. Эти люди разбиты по сословиям: духовенство – 23, военные – 12, дворяне – 7, дворовые – 83, крестьяне – 728. Всего усадищ на погосте: усадище Кондратова и Дмитрово – за Мышецким, усадище Подгорье – за Базловыми и Бахтиными, усадище Половное, Савино и Дмитрово – за Теглевыми, Усадише Горки и Семёновское – за Бахтиными, усадище Большой Двор – за Мордвиновыми. Также из 17 деревень две по указу Екатерины II перешли из владения Отенского монастыря во владения Коллегии экономии. Это деревня Рудная Горка и Захожи, теперь в них живут не монастырские крестьяне, а государственные.
В 1792 году исповедь на погосте проходила в старой церкви во имя Архангела Михаила. Судя по документам, её разобрали, но по факту со сносом, видимо, не торопились, и старая церковь благополучно простояла ещё несколько лет. Такое упоминание стало последним об этой церкви. Исповедовал в 1792 году священник Тимофей Никитин (28 лет). На исповеди присутствовали другие члены причта с родными: дьячок Иван Петров (17 лет), пономарь Михаил Харлампиев (19 лет), бывший пономарь Харлампий Фёдоров (55 лет). Просвирница – вдова пономаря Февронья Васильева (79 лет).
По подушной переписи в этом году за погостом числилось 912 человек, поделённых по сословиям: духовенство – 14, военные – 18, дворовые – 112, крестьяне – 768. При погосте числится: усадище Половное и Савино – за Теглевыми, усадище Горки за – Бахтиным, усадише Кондратово – за Томиловыми, усадище Подгорье – за Бачмановым и Мяхновыми, усадище Дмитрово – за Томиловыми, усадище Большой Двор – за Мордвиновыми, усадище Семёновское – за Бахтиными. К погосту относится 22 деревни из них две во владении коллегии экономии.
В начале правления Императора Павла I по стране прокатился ряд крестьянских волнений. В Тихвинском уезде в 1797 году беспорядки случились как раз в Черенском погосте у помещицы Ланской. При подавлении мятежа пострадал священник Черенского погоста Тимофей Никитин. «Епархиальное начальство направило его на исправление в монастырь на определенный срок».
В Ревизских сказках за 1811 год в последний раз мы можем встретить название погоста Михайловский Черенский. Затем погост получает новое название, связанное с новой церковью – Покровский Черенский. Соответственно, можно предположить, что этот год стал последним годом существования первой церкви Архангела Михаила.
В 1812 году в Клировой ведомости за Покровским Черенским погостом указан новый священник Иван Степанович, дьячок прежний – Иван Петров, пономарь – Роман Иванов.
К началу XIX века окончательно закрепилось негласное правило родственного наследования должностей священнослужителей. Даже при отсутствии наследника сына место закреплялось за старшей дочерью священника. Новый священнослужитель был обязан жениться на ней и содержать престарелых родителей. Сперва это была негласная традиция, а 12 августа 1823 году её узаконили.
В 1832 году в селениях, приписанных к погосту, проживал только один помещик Дмитрий Васильевич Теглов в сельце Дмитрово. Остальные помещики имели здесь свои дворы с усадебными постройками, но жили в других местах. Сельцо Большой Двор – вдова Авдотья Лизунова, сельцо Половное – Пётр Яковлевич Теглов, сельцо Половное – Ульяна Яковлева Львова, сельцо Кондратово – Алексей Романович Томилов, сельцо Подгорье – Надежда Евграфовна Талантова, сельцо Замошье – Надежда Александровна Козлянинова, сельцо Фларева Горка – Андрей Иванович Култашов. Также записанные в этом году помещичьи деревни: Прошково, Семёновское, Обишково, Фоминское и две деревни государственные: Рудная Горка, Захожи. По необъяснимым причинам список населённых мест за этот год неполный. В соответствии с перечисленными селениями за погостом числилось 128 дворов с 1106 жителями.
В состав причта добавили второго причетника. И до 1847 года туда входили: священник, дьякон, два причетника и просфорня. В декабре 1847 года в Черенском погосте умер дьякон, и епархия закрыла для Черенского притча его должность.
За XIX век мало сохранилось обобщённой информации по погосту. В основном, это ревизские сказки 1811, 1816, 1834, 1850, 1858 годов, которые разделены на множество томов по фамилиям помещиков, что усложняет общий сбор информации. По метрическим книгам второй половины XIX века в полной мере можно изучить генеалогию всех представителей края. Но по самому погосту получить общую информацию сложно.
Материал подготовил Станислав Смирнов
Читайте также:
Просмотров - 838 Помочь сайту