Перейти к содержимому


Черенский погост. (Часть 2)

Как жили люди на Черенском погосте? Почему бедствовали и воровали? Чем хорошим занимались? Как учились? Какова была судьба местных священников? И ещё много чего интересного расскажет наш краевед Станислав Смирнов из истории Черенского погоста, одного из самых старых на территории Бокситогорского района. Станиславу удалось проследить его историю с XV века! Первую часть материала можно прочитать здесь.

Черенский погост. Наши дни.

Жизнь Черенского погоста после отмены крепостного права

Отмена крепостного права в 1861 году дала толчок к череде изменений. Помещики, хоть и без рвения, но стали передавать простым людям часть управленческих функций. Нужны были новые формы управления крестьянами на местах. Так стали создаваться волости.

Если прежде волости, созданные ещё при Екатерине Второй, распространялись на государственных крестьян и не касались помещичьих, и чаще всего приравнивались территории, приписанной к погосту (из Черенского погоста к делению на волости попали тогда деревни: Рудная Горка, Захожи и Березино). То теперь в состав волостей попадали все деревни. Их границы сформировались не в одночасье, но со временем приняли чёткие очертания.

Черенский погост был поделён между тремя волостями: Большегорской, Анисимовской и Звонецкой. В дальнейшем именно волости станут преемниками административного деления – после погостов. Часть обязанностей погоста, таких как перепись населения, со временем отошла волости. Административная значимость погоста стала уменьшатся.

К этому моменту назрел ряд проблем и в самом приходе. Родственное наследование церковных должностей привело к застою в кадрах и снижению образованности священнослужителей. 22 мая 1867 года был выпущен указ, отменявший этот режим. В сельские притчи потянулись новые специалисты.

В 1864 году приходским священником был Мансуров Платон Николаевич. К 1866 году причт Черенского погоста состоял из священника Охотина Павла Григорьевича, дьячка Фортунатова Ивана, пономаря Ставровского Ивана. В этом составе они проработали до 1870 года. 8 декабря 1870 года умер Павел Григорьевич в возрасте 60 лет. Причина смерти согласно записям в Метрической книге – замерзание. На замену ему поставили из соседнего погоста Розанова Василия. Он был временным заместителем и, проработав полгода, передал свой пост Полетаеву Николаю, который тоже служил в причте чуть больше полугода.

А в 1874 году на должность священника Черенской церкви заступил Осипов Антоний Иванович. Этот период стал самым ярким в жизни Черенского причта. Антоний Иванович за свою деятельность даже получил Орден Святой Анны II степени.

На начало службы Антония Ивановича пришлось сокращение церковнослужителей, которое было проведено повсеместно в 1874 году. В это время в Черенском погосте отличились два причетника: Ставровский и Фортунатов. Ставровский, неоднократно подвергавшийся суду, был вновь уличен в тех же поступках и получил отставку в штат. А Фортунатова выслали на полтора месяца в монастырь за «личные оскорбления священника». Вернувшись на свою должность, снова был замечен «нанесением тяжких побоев разным лицам». В сентябре 1876 года в Черенском причте закрыли должность пономаря.

Первым делом священник Антоний сплотил доброжелателей, инвесторов и просто активных людей в Черенское церковно-приходское попечительство. В его состав входили причетники, дворяне, купцы, солдаты и крестьяне (причём крестьян было большинство). Попечительство избиралось на три года. В разные годы в него входили: потомственный Почётный гражданин купец Фёдор Васильевич Марфин, мировой судья III участка Тихвинского уезда Александр Викторович Кренке. Мне даже удалось найти указ на вступление в попечительство крестьянина деревни Нунгоша Игнатия Назарова, брата моей трижды прабабушки по отцовской линии.

Благодаря налаженной работе Попечительского совета многое было сделано для развития церкви и погоста в целом. На погосте в старом деревянном храме Покрова Богородицы была заменена железная кровля, с внешней стороны окрашены стены, побелены окна и решётки, колокольня вся перебрана и отремонтирована. В основном храме Иоанна Предтечи внутренние стены побелены, в пределах стены оштукатурены и покрашены, полы деревянного храма покрашены, установлены заклиросные киоты в главном пределе деревянного храма и возведена новая иконостасная стена вместо бревенчатой в пределе Святителя и Чудотворца Николая. Устроено новое крыльцо с навесом на столбах для входа в деревянный храм. Сделаны новая сторожка с клетью и дом для училища.

Увеличено кладбище на 100 сажен в окружности; всё кладбище обнесено оградою из известкового камня. Часовня с иорданью перенесена на другое более удобное место. Но главное дело попечительства – воздвигнутый новый каменный храм во имя Рождества Иоанна Предтечи, Крестителя Господня, с весьма приличным иконостасом, ризницею и всею необходимою утварью.

Место, где стояла церковь на погосте.
Место, где стояла церковь на погосте.

Когда были возведены часовни, непонятно. Но известно, что в конце XIX века на погосте было 13 часовен: у погоста – часовня Михайловская с иорданью, в селе Дмитрово – во имя Ильи Пророка, в деревне Савино – часовня Никольская, в деревне Семёновское – часовня Крестовоздвижения, в деревне Нунгоша – Тихвинской Божьей Матери, в деревне Дорогоще – Анастасиевская, в деревне Фоминское – Георгиевская, в селе Подгорье-Нижнее – Ильинская, в деревне Рудная Горка – Ионо-Отенского, в деревне Захожи –Михаило-Архангельская, в Березино – Покровская, в деревне Бабичи – Николо-Столобенская, в деревне Часовня – Николо-Столобенская.

Часовня Нила Столобенского в д. Гагрино - единственная сохранившаяся из часовен Черенского погоста.
Часовня Нила Столобенского в д. Гагрино — единственная сохранившаяся из часовен Черенского погоста.

В 1880 году на церковной земле проживали служители причта с просфорней, также в приходе жили три вдовы священников с тремя дочерьми и заштатным пономарём с дочерью. У священника жена, а также три сына и три дочери. У псаломщика жена, три сына и пять дочерей.

Ограждение погоста
Ограждение погоста

А чем жил сам погост?

Черенский погост располагался в 60 верстах от уездного города Тихвина, при трёх речках: Воложба, Черенка и Рагуша, по которым весной сплавлялись дрова и брёвна. По последней ревизии на погосте числилось 475 ревизских душ, 237,5 надельных участков. В 1885 году на погосте – 1837 душ обоего пола, они поделены по сословиям: духовное – 28, дворян – 10, купцов и мещан – 6, военных – 209, крестьян – 1584, из них 318 государственных крестьян и 16 цыган.

Доброкачественной земли на погосте мало, зато в изобилии леса. Мало сенокосных полей, поэтому скота во дворах немного. От малого числа скота мало и удобрения в земле, поэтому на территории погоста часто года неурожайные. Есть тут и совсем безземельные люди (в основном из бывших дворовых или военных крестьян). На 1885 год таких 162 человека. Крестьян-собственников в приходе 83 семьи. Земли свои получили покупкой от бывших помещиков. Большая часть бывших помещиков – Мышецких, Шаховских, Томиловых, Александровых, Теглевых – свои лучшие земли продали лесопромышленникам. Из помещиков на погосте остались: Немова М. М, Марфин Ф. В., Кренке А. В. и Баранов (инициалы не найдены). Из них только Немова жила на погосте постоянно, Марфин приезжал лишь на лето, а Кренке и Баранов проживали на иных погостах. Большие участки земли принадлежали новоладожскому купцу Лукавицкому Т. Ф. и ведомству Государственных Имуществ (казённая земля).

В основном прихожане были земледельцами, но имелись и ремесленники: охотники – 41, плотники – 10, пильщики – 10, землекопы – 4, арендаторы – 2, печники – 4, чеботари – 10, кузнецы – 6, рыбаки – 5, бондари – 8, колесники – 2, шерстобои – 6, шорники – 2, портные – 10, мельники – 31 и дегтяря – 2. Кроме того, почти все прихожане зимой занимались пилкой и вывозом леса по подряду на лесопромышленников, а весною – сплавом. В целом погост был довольно бедный, в особенности в неурожайные года, даже у зажиточных крестьян не найти хлеба. Но при этом практически не было (за исключением 2-3 женщин) побирающихся, каждый был горазд себя прокормить. Больных и увеченных на погосте не было, за исключением 7 немых, и то они были при семье и могли вести посильный труд.

Люди здесь были не слишком усердными прихожанами. К главным христианским обязанностям таким, как исповедь и святое причастие, у многих было прохладное отношение. Были и те, кто вообще не приходил, но таких мало. Ну а те, кто приходил, редко проводили полный ритуал. Даже те, кто жил рядом с церковью, являлись лишь на само причастие, а не за три дня, как следует. В воскресные и праздные дни не всегда в храме было много людей: бывало так, что в праздник и человека не увидишь в церкви. В приходе имелись два-три дома, где жили муж с женой, не венчанные. За последнее десятилетие было зарегистрировано 57 незаконнорожденных детей. Ни одного убийства или самоубийства, один только умер от опоя, остальные смерти естественные.

К сожалению, в приходе нередки были случаи воровства и пьянства. Воровали ради пьянства. В приходе рядом с погостом стояли два кабака. Один в деревне Дмитрово, второй в деревне Половное. Редко кто отказывался от пива и вина во время «помочей» и сельских праздников. Из-за пьянства возникали драки, кулачные расправы и семейные ссоры. Сельских праздников множество, поэтому погулять было когда. Самым большим праздником считалась широкая Масленица с недельным разгулом. А также ярмарки, которые проходили в иных местах.

Деревня Дмитрово. Современный вид.
Деревня Дмитрово. Современный вид.

Схема д. Дмитрово (1979 г.)
Схема д. Дмитрово (1979 г.)

Схема д. Половное (1979 г.)
Схема д. Половное (1979 г.)

Но и добрых дел в приходе было много: люди помогали друг другу, придерживались соблюдения постов, жертвовали, несмотря на скромный достаток. Всегда должным образом поминали усопших и на вселенских субботах, и на проскомидии. К храму приобщали своих детей с малолетства, учили молитвам, прививали уважительное отношение к священнослужителям. Местные свои праздники часто начинали с молебна в церкви или часовни.

Образование в Черенском погосте

15 сентября 1875 года по ходатайству священника Антония Осиповича в Черенском погосте открылось училище. Поначалу оно размещалось в разных домах, и только в 1877 году на средства Г. Марфина было построено отдельное большое здание для училища у самой церкви. В нём вмещалось до 50 учеников, за дощатой перегородкой находились две учительские комнаты. Помещение было очень светлым за счёт больших окон с двойными рамами. Училищный дом отделялся от церковной сторожки капитальными стенами, между которыми был коридор. В сторожке была раздевалка, и при необходимости учащиеся могли остаться в ней на ночлег.

Учебный год длился с 15 сентября по 15 мая. Получить здесь образование было довольно сложно и давалось это не всем. После обучения мальчики получали свидетельство с правом на льготу по воинской повинности, выданную Тихвинским Уездным Училищным Советом, а девочкам вручали свидетельство с похвальными листами.

Первым учителем в училище стал сам священник. После к нему присоединились: вдова коллежского асессора Анна Сахарова, отставной писарь унтер-офицерского чина корпуса Инженеров Морской Строительной части Алексей Густавов Андрексон, священник Алексей Охотин, унтер-офицер Александр Щепотин, священник Павел Веселов. Попечителем училища являлся местный землевладелец Мозолёвского прихода, мировой судья III участка – Александр Викторович Кренке. Ему в помощники был выбран крестьянин деревни Нунгоши Игнатий Назаров.

Схема Мозолёвского сельсовета, занимавшегося большую часть Черенского погоста (1979 г.)
Схема Мозолёвского сельсовета, занимавшегося большую часть Черенского погоста (1979 г.)

В 1884 году жители деревень Гагрино и Дудинская за свой счёт наняли домашнего учителя – тихвинского мещанина Николая Львова. В первый год обучение проходили 7 мальчиков. Погост поддержал учителя методически и материально. Опыт этих деревень оказался положительным, поэтому позже решили открыть подобные школы в деревнях Нунгоша и Березино или Захожи.

Учреждённое в 1875 году училище в дальнейшем получило статус Черенской земской школы. На рубеже веков на территории погоста стали открываться приходские и земские школы. Черенская церковная-приходская школа была учреждена в 1897 году, Дорогощенская церковно-приходская школа учреждена в 1902 году (учёба проводилась в крестьянской избе), Березинская земская учреждена в 1903 году, Ярцевская земская школа в 1911 году. Все школы были одноклассные. В них давалось по три двухчасовых урока. Основным предметом был Закон Божий, учителем был священник.

В советский период образовательный процесс набирал обороты. На территории погоста основной школой считалась бывшая земская школа, только перешла она на семилетнее обучение детей.

Тяжёлое бремя последнего священника

7 сентября 1900 года от порока сердца в 62 года умер священник Антоний Иванович Осипов. На его замену временно был поставлен священник Вихров Николай. На постоянной основе с этого же года приступил к службе новый и последний священник Абакумов Василий Григорьевич.

Василий Григорьевич Абакумов родился 23 февраля 1867 года в селе Зимогорье Валдайского уезда Новгородской губернии в семье мещанина. Окончил полный курс Новгородской учительской семинарии 2 сентября 1885 года. Работал учителем в Березайском народном училище, Валдайском городском училище, Бологовской и Образцовой церковно-приходских школах. Был псаломщиком в Христорождественской кладбищенской церкви, там же стал дьяконом, затем священником. За труды по народному образованию в 1897 году был награждён серебряной медалью с надписью «За усердие» для ношения на груди на Александровской ленте.

С 18 сентября 1900 года Василий Григорьевич был переведён священником в Покровскую церковь Черенского погоста. Здесь получил в собственность дом, где и проживал с женой Марией Андреевой и детьми Еленой, Алексеем, Владимиром и Григорием. Также Василий Григорьевич вступил в должность законоучителя в земских школах: Черенской, Березинской, Ярцевской. Общее число уроков по Закону Божию – около 15 часов в неделю. С 1911 года состоял депутатом по следственным делам. За усердную службу 9 апреля 1905 года был награжден набедренником. Резолюцией Его Высокопреосвященства от 4 мая 1908 года было преподано архипастырское благословение «за выдающиеся труды на пользу местных церковно-приходских школ». Имел серебряную медаль в память 25-летия церковных школ для ношения на груди на двойной Владимирской и Александровской ленте. Резолюцией Его Высокопреосвященства от 6 апреля 1911 года за усердную службу и примерное поведение был награждён бархатной фиолетовой скуфьей.

Жалованья от казны получал 300 рублей, дохода от прихода – около 150 рублей, процентов с капитала – 30 рублей, дохода от земли – 30 рублей, за законоучительство в трёх школах – 120 рублей.

В 1916 году на церковной земле проживали: священник Василий Григорьевич Абакумов (49 лет) с семьей; псаломщик Дмитрий Иванович Мытинский (47 лет); дочь умершего священника Василия Розанова – Параскева (58 лет), дочь умершего пономаря Ивана Ставровского – Надежда (72 года); дочь умершего псаломщика Ивана Мытинского – Екатерина (55 лет).

На самом погосте находились деревянный дом священника (построенный на личные средства), деревянная сторожка, деревянный хлебный амбар, деревянный двор и деревянная часовня.

В 1918 году к Черенскому погосту были приписаны 4 двора причта, расположенные рядом с погостом, на земле деревни Церковная Горка. Также в этом году были приписаны к погосту селения: село Дмитрово – 15 дворов, деревни: Рудная Горка – 48, Прошково – 9, Савино – 24, Половное – 11, Кондратово – 7, Гагрино – 10, Дудинская – 8, Часовня – 5, Бахтино – 2, Бабичи – 6, Спирово – 7, Березино – 23, Тушники – 8, Захожи – 15, Бачатино – 1, Большой двор – 1, Е(Я)рышово – 4, Мощенка – 14, Фоминское – 13, Ярцево – 13, Дорогощи – 20, Зубакино – 24, Нунгоша – 10, Воложниково – 9, Семеновское – 22. Всего на этот год насчитывалось 333 двора, с 2411 жителями.

Деревня Зубакино
Деревня Зубакино. Современный вид.

В церковных ведомостях за 1921 год в погосте указано несколько изменений. Дмитрово числится как деревня, а не село. В 1919 году умер псаломщик Дмитрий Иванович Мытинский, на его должность, возвратясь со службы в Красной армии, вступил его сын Николай. Количество дворов на погосте не изменилось, а число жителей стало больше – 2425 человек.

Из налоговых ведомостей за 1925-26 годы становится известно, что на территории погоста, в бывшей деревне Церковная Горка, где ранее проживали служители церкви, теперь живут их дети (сейчас территория этой деревни превращена в поле, его называют Попово поле при деревне Дмитрово). Там живут сын священника Абакумов Владимир Васильевич с ним прописаны 4 члена семьи. Следующие два двора Мытинских, Николая Дмитриевича с 3 членами семьи и Алексея Дмитриевича, живущего в одиночестве. О причастности их к служению в церкви в документе не упоминается.

Попово поле. Раньше на этом месте была деревня Церковная Горка.
Попово поле. Раньше на этом месте была деревня Церковная Горка.

К большому сожалению, в открытых источниках личное дело священника Василия Абакумова не сохранилось. Но из личного дела псаломщика в третьем поколении Николая Дмитриевича Мытинского мы узнаём, что в 1927 году на работников причта был наложен запрет на их голос во всех народных голосованиях, причиной стало служение религиозному культу. Члены причта стали лишенцами (название это возникло позже), и тогда это был первый шаг к дальнейшим репрессиям. Кроме статуса лишенца служителям церкви давалось трудовое задание. В 1930 году Николай Мытинский отказался от службы в церкви и уехал работать по найму извозчиком в Ленинград. Тут же он подал документы на обжалование по вопросу лишению его прав на голос. В 1934 году ему вернули права, но это было редким решением.

А вот судьба священника Покровской церкви стала «нормой» того времени, нежели исключением. Известно, что Особой тройкой УНКВД ЛО Василий Абакумов был арестован 22 сентября 1937 года, а 19 октября был приговорён к высшей мере наказания. И 21 октября 1937 года в городе Ленинград был расстрелян.

Известно, что в предвоенное время церкви на погосте уже стояли закрытые. Деревянная церковь находилась в центре кладбища на возвышенности, частично обрушенная. Во время войны было решено разобрать кирпичную церковь на кирпичи для строительства хлебопекарни в деревне Половное. Но из-за использования при строительстве церкви специального строительного замеса добыть кирпичи не получилось: кирпичи крошились быстрее, чем их сцепка. Расколотые кирпичи решили использовать при строительстве новой дороги в обход деревни Дмитрово. Кстати, по наблюдениям местных жителей, в той части дороги, где использовали «церковные» кирпичи, очень часто стали происходить аварии. Сейчас даже стали задумываться об установке поклонного креста в том месте. Сама же церковь располагалась с правой стороны от главного входа на кладбище. Территория кладбища до сих пор имеет плохо сохранившееся каменное ограждение, сделанное в 1880-х годах.

А что теперь? К 2017 году в составе Борского и Самойловского сельских поселений из Покровского Черенского погоста остались деревни: Дмитрово – 18 жителей, Дорогощи – 9 жителей, Зубакино – 8 жителей, Половное – 18 жителей, Рудная Горка – 41 житель, Савино – 8 жителей, а также Часовня, Гагрино и Дудинская, где нет постоянных жителей, а также деревни, записанные за погостом в последние его годы: Спирово, Бачатино. Всего на территории остались жить не более 140 жителей. И это число с каждым годом уменьшается.

Деревня Савино. Современный вид.
Деревня Савино. Современный вид.

Материал подготовил Станислав Смирнов
Пикалёвский краеведческий музей (vk.com/@museum_pikalevo)




Просмотров - 333Поддержать проект

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *