Итак, мы продолжаем разговор о родословных. В прошлый раз мы рассмотрели два вопроса: важность и значение генеалогии и особенности работы с устными источниками.
Человеческая память хранит в себе сведения примерно за сто последних лет. Как правило, поколение меняется за 25 лет, и одномоментно чаще всего живут три поколения, плюс представители старшего из них знают ещё кое-что от своих стариков. В итоге, если современный человек поработает с представителями старших поколений как с устными источниками, то он узнает сведения о родословной примерно за сто лет. Далее, если мы хотим узнать что-то о более отдалённых поколениях предков, нужна работа с архивами, то есть с письменными источниками. Вот об этом и поговорим.
Личный архив
Первый архив, о котором мы поговорим, самый близкий, доступный и информативно насыщенный — это личный (семейный) архив. Если в основном им занимается один человек в семье, имеет смысл назвать его «личный», если сразу несколько — можно именовать «семейный».
С одной стороны он самый доступный, чтобы в него попасть, не нужно нигде регистрироваться и получать пропуск, но с другой, часто он бывает и наиболее проблемный.
У каждого из нас есть личный архив, но часто мы этого не осознаём, не выделяем и не разбираем его, а организован он часто по принципу, упоминавшемуся в популярном мультике : «не поймёшь, что где валяется и когда всё это закончится»! А между тем, личный архив способен дать нам очень многое для генеалогии и семейной истории.
Что нам надо сделать?
Первое — осознать, что у нас такой архив есть! Мы, конечно, понимаем, что какие-то документы первостепенной важности надо обязательно хранить, но про очень многие другие документы мы так совершенно не думаем, и порой их просто выбрасываем. Иногда так поступают и с документами первичной важности, если, например, человек умер. Одна тётка мне недавно так и сказала: «Свёкор умер уже 30 лет назад, и я подумала, вот его документы — зачем мне весь этот хлам? Взяла их в кучу и сожгла в печке»! Вот такое отношение к семейному (личному) архиву у нас часто можно встретить!
После того, как мы осознали, что у нас есть такой архив, давайте его назовём, дадим ему имя и аббревиатуру — по образцу государственных архивов. Самое ходовое название может быть, например, таким: Личный архив Иванова Петра Семёновича, аббревиатура ЛАИПС. Это нужно, чтобы потом, в ходе написания родословной, на него ссылаться. Государственные архивы тоже имеют аббревиатуры, например, ГАНО — Государственный архив Новгородской области, или ЛОГАВ — Ленинградский областной государственный архив в Выборге и т. д.
Когда мы осознали и назвали наш архив, давайте займёмся его созданием и оформлением. Хранят документы обычно в формате А4, поэтому было бы неплохо завести полки, а лучше шкаф с полками и закрывающимися дверцами, куда бы помещались папки этого формата.
Первым делом рекомендую всем нам собрать все документы личного архива воедино: большой кучей на столе, в шкафу, в пакете, мешке, или множестве мешков. Какого рода документы будут в него входить, мы поговорим чуть позже, тогда и узнаем, что надо собирать. Пока просто отметим — собрать всё воедино.
Причём, первый совет: не надо торопиться. Они валялись в разных местах десятилетиями, не пропадут и ещё пролежав пару месяцев. Места, где могут валяться наши документы: шкаф, ящики стола, секретер, чердак, сарай, дача, книги (мой вам совет: пролистайте постепенно всю вашу библиотеку — найдёте в книгах массу забытых сокровищ-документов), дома родственников, и много других мест: собираем и накапливаем в одном месте. Помню, разбирали мы старый дом, стали отдирать обои, и обнаружили за ними провалившееся письмо, которое пролежало там полвека. Так что не торопимся и собираем! О сортировке документов и организации личного архива поговорим в следующий раз.
Вадим Грачев
ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ:
А что делать, если у меня нет такого архива, он утерян, как у этой женщины?
Тогда использовать другие источники, они тоже есть, о них подробно будем говорить в следующих выпусках.