Продолжаю свою Хевиллиану. Сегодня посмотрел один из ранних фильмов с участием Оливии «Энтони несчастный» (1936), а там у неё даже не заглавная роль, а чуть более второстепенная на фоне Фредерика Марча, который играет Энтони.
Один из моих старых голливудских знакомцев — Клод Рейнс, играющий, как это часто бывало, злодея — Дона Луиса. Также ещё раз (после «Сна в летнюю ночь») встретил Аниту Луиз, красавицу, которая играла очень мало — здесь она играет мать Энтони, умершую в самом начале фильма. Также интересная актриса Гейл Сондергард, снявшаяся впервые именно в этом фильме в роли злодейки, и сразу получившая Оскара за роль второго плана. Таких случаев в истории Голливуда, как говорят, было всего 8.
Сам фильм довольно интересный и полезный — как всегда, о добре и зле, о становлении человека, об искушениях, через которые надо пройти, чтобы стать настоящей личностью.
Продолжение Хевиллианы. «Атака лёгкой кавалерии» — красивая диверсия
Посмотрел очередной фильм с участием любимой Оливии де Хэвилленд – «Атака лёгкой каваллерии», режиссер Майкл Кёртиц, 1936 год – это второй дуэт после «Капитана Блада» с Эролом Флинном. Оливии здесь 20 лет, она во всей своей красе, да и Флинн только пошел на взлет. Правда, его взлет и его жизнь будут несравнимо более короткими, чем у Оливии, прожившей 104 года. Флинн прожил ровно 50 лет. Оливия на 54 года больше. Такая вот звездная пара с такими разными судьбами.
В этом фильме всё прекрасно и благородно. Красивые и благородные главные герои. Два брата соперничают за любовь к главной красавице этого фильма, которую играет Оливия. Когда старший (в исполнении Флинна) узнает, что она больше любит младшего, благородно уступает ему место. Когда появляется смертельная опасность, этот старший спасает его от смерти, а сам погибает.
Фильм выдержан в англо-саксонской манере. По большей части действие происходит в Индии, и конечно англичане благородны и великодушны, а индусы, в особенности их правители – мелкие и гадкие, хитрые и коварные. С кем же им объединиться против англичан? Ну, конечно же, с русскими, такими же подлыми и коварными. Хотя напрямую здесь о русских так и не говорится, но за кадром это угадывается. Дело идет в разгар Крымской войны. Один из гнусных индийских правителей, устроивший кровавую бойню не только солдат, но уничтоживший даже всех женщин и детей в осажденной крепости, спустя некоторое время, оказывается, каким-то чудесным образом переместился в Севастополь и воюет там вместе с русскими против англичан. Англичане твердят, что они идут в Балаклаву, сражаться с русскими ордами. Правда, не уточняется в чем смысл этой войны, да и где этот Крым с Балаклавой, тоже как-то сильно не афишируется.
В общем, англо-американскому обывателю, смотрящему этот фильм, как-то подсознательно может показаться, что это русские орды напали на английский Крым и благородные англичане отбиваются от них как могут. Отряд, предводимый героем Флинна также переводят в Крым, герой узнаёт, что этот гнусный правитель здесь, и всеми правдами и неправдами рвётся со своим отрядом легкой кавалерии в атаку, бессмысленную, но благородную, с одной целью – убить этого гнусного индуса. В этом кульминация всего фильма. В финале они оба погибают в поединке, а за кадром остается счастливая жизнь героини нашей Оливии и младшего брата героя Флинна, которые будут его оплакивать.
Всё это было бы прекрасно, если бы мы были англо-саксами, а не русскими, если бы мы не знали подлинную историю англичан в Индии, если бы не знали историю Крымской войны, не знали бы что такое «Большая игра», и многого другого не знали бы. Но мы, к счастью, знаем. Поэтому и данный, бесспорно, прекрасный во всех отношениях с позиции англичанина фильм, можем рассматривать в другом контексте. Под этой сладкой оболочкой кроется ядовитая пилюля идеологической диверсии против нас. И это, надо отметить, не разгар «Холодной войны», а всего лишь 1936 год, задолго до неё. То есть, русофобия для англосакса – это фоновое понятие. Она может то слегка утихать, то усиливаться, но она никогда не заканчивается.
Вот такова мораль: когда ты вооружен знаниями, тебе никакая идеологическая бомба не опасна, и смотришь на неё, по крайней мере, с улыбкой, то почему бы и не посмотреть красивый американский фильм о любви и благородстве.
«Великий Гаррик» (1937). Лёгкая комедия для вечернего просмотра
Это пятый по счёту фильм у Оливии де Хэвилленд. Роль пока ещё второго плана, но хорошая. Главный герой здесь — великий английский актёр Дэвид Гаррик.
Чтобы помешать его приезду на гастроли в Париж, задумывается грандиозная афера с участием ни много ни мало целого театра Комеди Франсез и великого драматурга Бомарше. Несмотря на все их козни, Гаррик оказывается на высоте положения, но всё же он не сумел разгадать единственную загадку — одна девушка в этой компании оказалась не актрисой, и полюбила его по-настоящему. У них выходит небольшой конфликт на почве непонимания, но через некоторое время выясняется вся эта игра положений. Этой девушкой, как вы догадываетесь, и была наша Оливия. Всё заканчивается хорошо. Лёгкая, незатейливая комедия для вечернего просмотра, приятная и весёлая.
Вадим Грачев
«Сон в летнюю ночь» — высокая классика
Продолжение Хэвиллианы: «Любовь, которую я искал» (1937)
Одна из моих любимых актрис старой Голливудской школы. Спасибо, что вспомнили о ней. Это классика мирового кино, ничего похожего сейчас нет.