Перейти к содержимому

Второй день в Сербии. Нови Сад

В этот день Бояна нас повезла в столицу Автономного Округа Воеводина – город Нови Сад. Утром мы проснулись полдевятого. Следует сказать, что нам с Костей в квартире Кнежевичей было выделено целое большое помещение. У них квартира расположена на первом этаже, но как бы на полэтажа выше – нужно подняться по одной лесенке. А при самом входе в подъезд расположено отдельное помещение, которое отец Бояны восстановил из ненужной кладовки. Это очень большая и уютная комната с отдельной дверью, ночевать в ней было – одно удовольствие. Итак, проснувшись утром, мы пошли на завтрак, который приготовила мама Бояны. Плотно позавтракав, мы поехали на пригородном поезде в Белград. Побежали за билетами скорее, так как наш поезд уже отходил. Всё-таки успели в последний момент запрыгнуть в вагон. Поезд ехал до Субботицы – это крупнейший город на севере Сербии, рядом с Венгрией, и в нём живёт много венгров. Но нам в Субботицу было не надо, мы через полтора часа были уже в Новом Саде.

Нови Сад

Первое, что видишь в Новом Саде, когда выходишь с поезда, и, пройдя сквозь вокзал, попадаешь на привокзальную площадь, это большой, очень широкий, и какой-то просторный проспект, идущий в глубину города. Вот по нему мы и пошли. Это была сравнительно новая часть города. Вообще, в Новом Саде, по сравнению с Белградом, много простора, свободного места, широкие улицы, не так много людей, нет спешки, ажиотажа. Костя даже сказал, что Белград – это как Москва, а Нови Сад – как Питер. Примерно на половине проспекта мы свернули налево по одной из главных улиц, и попали в относительно старую часть города – примерно 19-го века. Там были старинные храмы, причём, как православные, так и католические. Видимо, это связано с большим количеством венгров-католиков в Воеводине. Видели даже синагогу. На площади, окружённой храмами, стояло и административное здание. После этого мы зашли перекусить в банальный Макдональдс. А потом, пройдя ещё дальше через площадь с административным зданием, долго смеялись, увидев на одном большом красивом здании огромную вывеску «Српско народно позориште», то есть, «Сербское народное позорище» — так на их языке называется всего-навсего театр. Запомнили это навсегда. Много шутили по этому поводу, что сегодня в России почти все театры можно назвать «позорище», за редким исключением.

А потом мы продвинулись ещё дальше по улочкам Нового Сада, дошли до любимого моего Дуная, перешли через мост, и попали в старинную часть города со средневековой крепостью. Там было очень интересно узкие улочки, булыжная мостовая, коридоры, туннели, лестницы. Внутри крепости мы поднялись на высокий холм, с которого видны были все окрестности, в том числе и длинная извилистая голубая лента Дуная. На вершине холма, около стены было уютное кафе с прекрасным видом на Дунай и весь Новый Сад. Мы заказали по чашечке кофе, а до этого ещё купили газету на сербском языке, напечатанную на Кириллице. Сидели, пили кофе, наслаждались прекрасными видами, читали как могли эту газету, а потом попросили Бояну написать нам на полях этой газеты памятную надпись, что она и сделала. Сейчас эта газета под названием «Дневник» хранится у меня. Много там фотографировались.

Вадим Грачев. Сербия.

Потом наконец-то исполнилась давняя мечта всей моей жизни мы спустились вниз к Дунаю, зашли в его мутные воды, окунули руки-ноги, постояли немного в воде этой великой славянской реки-прародины. Потом мы, не спеша, той же дорогой добрались до вокзала и поехали в сторону Белграда. Только тут, на обратном пути, я заметил, что мы проезжаем небольшой городок Сремске Карловцы, а знаменит он в России тем, что именно здесь располагалась после эмиграции в революционные годы Русская Зарубежная церковь – все наши владыки, многие священники, монашествующие, миряне – все жили в Сремских Карловцах, по литературе это хорошо известно. Я сразу высказал предположение, что здесь в магазинах старой книги могут довольно часто мелькать старинные русские книги, которые наверняка эмигранты привозили с собой. А так же, скорее всего, живут ещё потомки эмигрантов первой волны. Наверное их не всех ещё показал Никита Михалков в своих фильмах. Потом мы обратили внимание на огромные поля Воеводины. Здесь практически нет свободной земли – всё засеяно. Воеводина – это житница на всю Сербию, как наша Кубань. Закатывающееся солнышко окрашивало поля в прекрасные малиново-розовые тона, потом быстро стало темнеть, и приехали мы в Батайницу довольно поздно. А дома папа Бояны ещё готовил для нас прекрасное блюдо под названием гуляш. Он на улице, на костре в большом котле варил мясо и картошку – получилось очень вкусно! Гуляша было так много, что тут же были приглашены все соседи. Одна соседка отлично знала русский язык, так как работала переводчицей. Мы с ней много общались. Вечер прошёл превосходно!

А на следующее утро, 19 июля, я уже проснулся в 6 утра, позавтракал, и в 6.30 мы поехали в аэропорт Никола Тесла, полетел в Москву. Около часу дня по нашему времени я был уже в аэропорту Шереметьево, добрался до своего московского друга Паши Ермилова, после работы поехали с ним на машине в Ашукино, где они живут с Мариной и сынишкой Егором, которому уже больше года, и я увидел его в первый раз. Но это уже совсем другая история. На этом завершилось моё прекрасное, удивительное, насыщенное впечатлениями Балканское турне. Надеюсь, когда-нибудь оно ещё продолжится, ибо, побывав в Черногории, Сербии, пообщавшись с прекрасными братьями-славянами, могу сказать, что мне теперь будет хотеться снова и снова там бывать! Спасибо им огромное за такую тёплую встречу и дружеское отношение!