23 декабря в 19.00 в Театре Драмы радиостанция «Европа плюс Н. Новгород» представляет единственный концерт русской легенды американского джаза, участника знаменитого Арт Блейки Jazz Messengers, трубача из Нью-Йорка Валерия Пономарева и квартета Андрея Кондакова (С-Петербург). В составе Андрей Кондаков (клавишные), Григорий Воскобойник (контрабас), Александр Машин (ударные), Игорь Тимофеев (тенор-саксофон).
Благодаря возможностям интернета, мы связались с Валерием Пономаревым и получили ответы на интересующие нас вопросы.
-Валерий Михайлович, Вы, практически, единственный русский джазовый музыкант, ставший очень известным в США. Как Вы ощущаете себя в этом качестве?
-Очень удобно. К тому же новые русские музыканты приобретают все большую и большую известность: Igor Butman, Andrei Kondakov, Alexander Sipiagin, Boris Kozloff и многие другие.
-Насколько мы знаем, Вашей мечтой было играть у Арта Блейки, и эта мечта осуществилась. Как это случилось, и что Вам пришлось для этого сделать?
-Еще мальчишкой я был совершенно потрясен его музыкой и всегда пытался научиться играть в его стиле и как мои «трубные герои» Klifford Braun, Freddie Hubbard, Lee Morgan и так далее. Когда я очутился в Америке, музыкальный язык джаза уже стал для меня самой естественной формой самовыражения. Арт Блейки много раз говорил: «Valery was a Messenger long before he joined the messengers». Когда я первый раз играл с Артом Блейки, мы «разговаривали» на одном языке.
-Не могли бы Вы сказать несколько слов о высшем музыкальном образовании в США, и какое место в системе джазового образования занимает Импайр — Стейт Университет, который Вы окончили?
-Процесс образования все время двигается: вы «набираетесь ума» от общения с другими музыкантами, на репетициях, сессиях, на концертах и, уж, конечно, во время работы с такими гигантами, как Art Baley (я работал с Max Roach, Frank Foster, Benny Golson, Lee Konitz, Walter Bishot и многими другими), который «преподавал» личным примером и на практике.
-Интересно было бы узнать на Вашем примере о развитии джаза в США и в России. Ваши ощущения за последние 30 лет?
-С падением советской системы открылись возможности для личного контакта с Западом и джазом в его естественном состоянии. Этот факт дает возможность русским талантам гораздо лучше проявлять себя. Я уже давно предсказывал наполовину — в шутку, наполовину — всерьез, что центр джаза переместится в Россию. Сейчас у меня такое впечатление, что мои предсказания начинают сбываться.
-В Нижнем Новгороде Вы будете выступать с квартетом Андрея Кондакова. Знаете ли Вы этих музыкантов? Если да, то пару слов о совместном творчестве.
-Андрей Кондаков — это как раз то, о чем я говорил: замечательный музыкант, чей талант проявился, благодаря изменившимся условиям.
-Назовите несколько имен русских джазовых музыкантов, которые, по Вашему мнению, не уступают американцам.
-Их уже не мало. Из прежней плеяды David Go;ostchokin, Georgii Garanian, Vitalii «Arzu» Guseinov и другие. Из новых — Vitalii Golovnioff, Ivan Farmakovskii, Vitalii Solomonov, Eduard Zizak, Aleksei Mashin, semia Brilei и так далее.
-Позволяет ли джазовому музыканту его творческая деятельность в Штатах достаточно зарабатывать или необходимо что-то еще помимо музыки?
-В разных случаях по-разному. Я и концертирую, и преподаю.
-Какую пластинку, из Вами записанных, Вы считаете наиболее успешной в творческом и коммерческом плане?
-Мой комментарий здесь такой: «Если тебе самому своя музыка не нравится, то нечего ее и играть». В коммерческом самая успешная «Profile» c Joe Henderson’nom и «Means of identification». Впрочем, будущее еще покажет.
-Вы гастролировали по всему миру. Скажите, случались ли какие-нибудь курьезные случаи во время Ваших гастролей?
-О да! Самый лучший ответ на этот и все другие вопросы вы можете получить из моей книги, которая выходит в декабре этого года в Москве в издательстве AGRAFO.
-Бывали ли Вы раньше в Нижнем Новгороде. Если да, то по какому поводу?
-Один раз в 69-ом году с квартетом прекрасного пианиста Vadima Sakuna.
-К сожалению, в нашем городе Ваше творчество известно узкому кругу любителей джаза. Пластинки достать практически невозможно. Надеемся, что Ваш концерт в Нижнем Новгороде сможет заполнить эту брешь, и нижегородская публика сможет Вас оценить по достоинству.
-Я тоже. Всего наилучшего, ваш Валерий Пономарев.
Денис Бессонов
Благодарю за помощь в организации интервью радиостанцию «Европа плюс Н. Н.»
CПРАВКА
Валерий Пономарев — трубач, представитель хард-бопа, один из немногих джазовых эмигрантов, добившихся признания в США.
Родился Пономарев в Москве 20 января 1943 г. Его дебют как джазового трубача состоялся в середине 60-х в первых московских джазовых клубах и на джазовых фестивалях (первая пластинка в дискографии Пономарева — сборник «Джаз-67», выпущенный фирмой «Мелодия»).
31 июля 1973 г. Пономарев эмигрировал в США. Буквально через несколько месяцев после своего приезда в Нью-Йорк он познакомился со своим любимым музыкантом Артом Блэйки и, выступив с ним на джем-сейшне в клубе Five Spot, получил обещание маэстро, что когда-нибудь он будет играть в Jazz Messengers. Этот час настал в 1977 г., когда из Jazz Messengers ушел трубач Билл Хардман и Пономарев на четыре года стал полноправным членом прославленного ансамбля. В составе Jazz Messengers он принял участие в записи одиннадцати альбомов (они выходили на лейблах Roulette, Timeless и Concord) и, благодаря интенсивным гастролям ансамбля, объехал весь мир. Пономарев работал в знаменитом составе до 1980 года. Затем он начал сольную карьеру, продолжающуюся по сей день.
В США Валерий также получил высшее образование, получив степень бакалавра искусств в колледже Импайр-Стейт Университета штата Нью-Йорк. В 1981 году Пономарев организовал свой ансамбль Universal Language, в котором в разное время играли Джуниор Кук, Роджер Киллуэй, Кенни Баррон, Ральф Мур и другие. Первый сольный альбом Пономарева вышел на лейбле Reservoir Music в 1985 г. («Means of Identification»). С тех пор он выпустил на этом лейбле еще пять альбомов, в записи которых принимали участие такие музыканты, как тенор-саксофонисты Джо Хендерсон, Боб Берг, Ральф Мур, пианисты Кенни Баррон и Сид Симмонс, барабанщики Виктор Джонс, Бен Райли, Билли Харт…
Помимо выступлений с собственным ансамблем, Валерий Пономарев работал как сайдмен с такими коллективами, как Мемориальный квинтет Чарли Паркера п/у Уолтера Бишопа, биг-бэнд Джимми Хита, «Epitaph» Чарлза Мингуса, оркестр Лайонела Хэмптона, оркестр Мерсера Эллингтона, нонет Ли Коница, квинтет Джо Морелло, концертный ансамбль Фрэнка Фостера, квинтет Пеппера Адамса и др. Летом 1990 г. Валерий Пономарев впервые после 17-летнего отсутствия вернулся в Москву, чтобы принять участие в I Московском международном джазовом фестивале.
Начиная с 1996 г., Валерий Пономарев регулярно приезжает в Россию вместе с известными американскими джазовыми музыкантами (тромбонист Кертис Фуллер, саксофонисты Бобби Уотсон и Бенни Голсон, барабанщик Джимми Кобб, пианист Сид Симмонс и др.). В 1997-2000 гг. Пономарев и его гости регулярно, один-два раза в год выступают в Москве, Петербурге, ряде городов Европейской части России и Сибири.
Валерий Пономарев — автор более чем 40 авторских композиций, большая часть которых исполнена им на его сольных альбомах. Известный джазовый критик Скотт Янов, называющий Пономарева «одним из самых недооцененных джазовых музыкантов нашего времени», определяет его работы как «хитроумно свингующие». Кроме концертной деятельности Валерий Михайлович также много преподает как в частном порядке, так и в программах мастер-классов в различных учебных заведений США и так называемых «летних джазовых лагерях».
Информация и фото с сайта http://www.jazz.ru/pages/ponomarev/
Версия интервью на сайте http://www.jazz.ru/mag/189/pono.htm
Читайте также:
Просмотров - 3 140 Помочь сайту