Пятигорчанка Татьяна Санкина — поэт, ученый, бард — особая творческая личность, чьи работы не оставляют равнодушным, а жизненная позиция не менее интересна, чем ее искусство. Мы уже знакомили читателей “Эксклюзива” с планетой под именем «Татьяна Санкина», но она по-прежнему не перестает нас удивлять. Сегодня предлагаем новое интервью, поводом к которому послужил выпуск книги «Музыкальная неотложка».
СПРАВКА
Татьяна Санкина — поэт, ученый, бард, кандидат экономических наук, доцент, действительный член РМА. Почетный работник высшего профессионального образования РФ, ветеран труда, член Международного союза журналистов, член союза писателей Москвы.
— Татьяна, вас знают, как поэта, выпустившего уже не один сборник стихов и прозы, в январском интервью 2025 года вы уже рассказывали о своих творческих работах. Что на этот раз?
— Да, благодарю за внимание к моей персоне. Действительно, в «анамнезе» у меня есть «Цикоревое лето», «Роскошная стерва», «Лень, счастье и я». Ну, и более двухсот научных работ в экономике. Говорят, бывших профессоров, как и наркоманов, не бывает? (улыбается). А если серьезно, то как получившая дворянское советское образование, я со школьных лет привыкла думать, анализировать, сомневаться, проверять, «докапываться» до самой сути. До сих пор уверена, что если берешься за какое-то дело, то делай его надо максимально хорошо. Иначе и нечего браться. Не так ли?
— Да, безусловно. Более чем согласна.
— Так вот, однажды начав заниматься музыкой, я тоже хотела понять, что же она из себя представляет, как там все выстраивается? Почему какие-то произведения – очень светлые, например, вызывают особое состояние души и увлекают настолько, что как будто растворяешься, исчезаешь? А от каких-то хочется свернуться в комочек, спрятаться, исчезнуть – настолько тяжелы они, тревожны, даже трагичны, что лучше сразу выключить такую музыку, сделать тишину и отдышаться. Вот как это происходит, какими такими механизмами владеют музыканты?
— Удалось понять?
— Нет, конечно. Ведь музыка, по мнению великих — это загадка, дарованная нам свыше, от Бога. Об этом говорил, например, Иоганн Себастьян Бах, утверждая, что музыка является божественным присутствием. Но какие-то задумки Творца, надеюсь, разгадать удалось. Мы вообще всю жизнь тем и занимаемся, чтобы понять, что это за мир и что мы в нем делаем? Мне очень нравится утверждение Курта Воннегута о том, что единственным доказательством существования Бога на земле является музыка.
— Да, это один из самых сложных, хотя и талантливых писателей ХХ века.
— Чьи книги изымали из библиотек в США, сжигали сами граждане…
— Да-да, например, его «Бойня номер пять» попала в список «вредных книг» в Америке и, на мой взгляд, вполне заслуженно…
— Но я даже не об этом сейчас. Скорее о том, что для человека думающего, пытливого и – тем более! – прошедшего такую мощную школу жизни, подобные идеи становятся не просто цитатами, а откровениями. Музыка, книги, искусство… Они и есть те проводники, которые помогают нам если не найти ответы, то хотя бы приблизиться к ним, ощутить их вкус. Понимаете?
— Понимаю прекрасно. И тогда, следуя этой логике, ваше творчество — будь то музыка, поэзия или даже ваша общественная позиция — это ведь тоже попытка задать вселенскую гармонию в наш явно расстроенный мир? Своего рода молитва?
— Верно. Вот о ней, гармонии, и речь. Причем, в самом утилитарном смысле. Если говорить о музыке. Основой музыки как раз и является гармония – как в художественном смысле, так и в структурном. Вот мне и было интересно разобраться в этом механизме. Кстати, мне понравилось ваше сравнение музыки с молитвой.
— Спасибо. Вы назвали книгу «Музыкальная неотложка». Немного необычно. Почему?
— Потому что это учебное пособие для тех, кто очень быстро, буквально неотложно, хочет научиться музыкальным азам.
— Но ведь столько учебников, самоучителей, курсов, школ… зачем еще одно?
— И опять правильный вопрос. В этом учебном пособии я предлагаю инновационный подход к изучению аккордов, как основы гармонии. Не так, как обучают в академических школах (хотя — честь и хвала традиционным подходам, это великий труд!). Для многих музыкальная теория и сольфеджио так и остается «темным лесом». Мой подход — в использовании уникальной авторской системы построения аккордов, он сводит ранее фрагментарные элементы музыкальной теории в единую логически структурированную таблицу (матрицу) — в сокращенной версии 7х7. Размер 7х7 с использованием диатонических ступеней — идеальное компромиссное решение для начинающих музыкантов.
— Это звучит как настоящий метод «скорой помощи» для тех, кто запутался в классической теории. Но не боитесь ли вы, что такой упрощённый, матричный подход может вызвать скепсис у академических педагогов? Ведь вы, по сути, предлагаете альтернативу многолетнему, выверенному пути обучения.
— Скепсис — это естественно. Но я не отменяю традиционную систему, я создаю мост к ней. Многие гении — от The Beatles до современных продюсеров — интуитивно находили эти гармонии, не зная сложных терминов. Моя матрица 7х7 — это просто ключ, который формализует эту интуицию. Она не говорит «забудь сольфеджио», она говорит «сначала почувствуй силу гармонии здесь и сейчас, а углубляться ты всегда успеешь». В конце концов, нельзя лечить голодного человека лекциями о кулинарии — сначала его нужно накормить. Так и здесь: я даю простой и быстрый способ «вкусить» музыку, почувствовать себя творцом. А это чувство — лучший учитель.
— И как реализуется эта идея, из чего вы исходите?
— Я исхожу из того, что передо мной человек, чаще всего взрослый, конечно, хочет петь песни и подыгрывать себе сам на фортепиано. Но он не знает нот, да и нет у него времени на изучение полного академического набора (нотный стан, ноты, длительности, размер…), а о фортепиано знает только то, что есть клавиши — черные и белые. А душа-то поет! Вы знаете, что песня – это глубинная природная человеческая потребность? Мама, поющая колыбельную своему малышу — как вам этот образ?
— По-моему, замечательный.
— И вот смотрит уже взрослый человек смотрит на ноты, на все эти знаки, термины, и у него опускаются руки. Он думает: «Мне никогда этого не освоить». А что если дать ему в руки простой и элегантный инструмент, с которым он уже через 15 минут сможет сыграть осмысленную, красивую гармонию? Этот момент «озарения», когда у него получается, — он сметает страх и рождает музыкальный азарт. Это как перевести человека с пассивного просмотра фильма на возможность самому нажать кнопку «пуск». Матрица — это и есть такая кнопка.
— Правильно ли я понимаю, что издание, которое вы презентуете в конце ноября – узконаправленное, предназначенное для ускоренного овладения аккордовым подходом? Оно ориентировано на взрослых людей, желающих уметь самостоятельно аккомпанировать собственному исполнению песен, без знания нотной грамоты? Но не желающих или не имеющих возможностей ее осваивать в полном объеме?
— Да. И это сделает человека хоть чуточку счастливее. Нет, я тут лукавлю: сделает его намного счастливее, поверьте. И я многократно сталкивалась с таким эффектом. И если бы видели глаза такого человека, которому открылись ранее такие непонятные музыкальные «штучки», назовем это так. О, это сияние глаз дорогого стоит! А у меня ведь профессиональная дефиниция (более 30 лет педагогического стажа) – огромная потребность показать, рассказать, объяснить сложное простым языком, увидеть понимание в глазах.
— Наверное, вы правы. Тем более что именно песня – та малая музыкальная форма, в которой ритм, темп, динамика, тон слиты наиболее понятно, гармонично и наиболее доступны новичку?
— Да, в истории человека первой музыкой считается песня. И песня — это, по сути, гармонический скелет, одетый в мелодию и ритм. И если понять структуру этого скелета, можно воссоздать практически любую композицию. Моя система как раз и дает этот ключ — она позволяет быстро и интуитивно собрать аккордовую последовательность, которая ляжет в основу любой песни. Не нужно пять лет изучать контрапункт, чтобы подобрать аккомпанемент к «Изгибу гитары желтой» или «Yesterday». Нужно понять базовый принцип, а он, уверяю вас, укладывается в ту самую матрицу.
— То есть вы предлагаете не изучать ноты, а оперировать готовыми схемами? Не получится ли, что ваши ученики станут просто «нажимать кнопки» по шаблону, не понимая сути?
— Абсолютно нет! Наоборот — это способ понять суть, минуя десятилетия зубрежки. Моя матрица — не заменяет глубокое знание, а дает мгновенный результат, который мотивирует на его достижение. Человек видит логику, он видит систему, он сам, своими руками, из семи нот выстраивает гармонию. И это рождает уверенность. А уверенный человек уже не боится задавать вопросы и идти дальше — в тот же джаз или классику. Я не упрощаю музыку, я делаю ее доступной для старта. Потому что мир, в котором душа поет, а руки не могут подыграть — это мир тихой фрустрации. А я эту фрустрацию лечу. Эк я завернула (улыбается).
— Означает ли это, что не нужно проходить долгий и сложный путь академического музыкального образования, чтобы начать играть и сочинять музыку».
— Отвечу «да», если вы ставите цель научиться собственному аккомпанементу на клавишах. Не для сцены и гастролей по миру для денег. А для своей души, такой единственной и неповторимой, для домашнего музицирования, для друзей. Для внутреннего удовлетворения и счастья. Конечно, если вы захотите играть по партитуре сложные классические произведения, то традиционного академического обучения вам не избежать. Но даже в этом случае предлагаемая мною методика освоения аккордового подхода по матрице на порядок облегчит усвоение всего музыкального материала в теории и практике.
— Считается, что есть очень известные музыканты, которые и не знали музыкальной грамоты?
— Пол Маккартни, Элвис Пресли, Джими Хендрикс? Этого я не знаю наверняка. Но они, безусловно, были гениями-самородками, их слух и интуиция вполне заменяли им учебники. Но в том-то и дело, что не у каждого такой дар. Моя система — это как раз попытка дать «путеводную нить» тем, у кого нет врожденного абсолютного слуха, но есть огромное желание играть. Она формализует ту самую интуицию, которой обладали гении, и делает ее доступной для обычного человека.
— А на какой возраст и уровень образования читателей рассчитана книга?
— Это для взрослых сознательных людей со старой мечтой о фортепиано.
— Много ли вы потратили времени на подготовку учебного пособия?
— Вспоминается старая быль про старушку, у которой сломался телевизор. Мастер пришел, открыл заднюю крышку, ткнул чем-то в какую-то точку, телевизор и заработал. «Десять рублей», — сказал мастер. «Как 10 рублей? Вы работали всего 3 минуты?», — возмутилась старушка. «Да, 3 минуты и еще 10 лет учебы, чтобы знать, куда «ткнуть»», — был ответ. На техническую часть (набор текста) примерно полгода, остальное – в ответе мастера. Сам текст содержит множество рисунков, специфический, не перепоручишь никому. Но печаль даже не в этом.
— Вы такой позитивный человек, даже странно слышать из ваших уст слово «печаль»…
— «Печаль», пожалуй, слишком нейтральное и неизящное (легко усмехается) … Можно печалиться о разбитой чашке, а можно — о недостроенном соборе. Так вот, мой социальный проект — это проект именно что соборный: бесплатные курсы, инструменты для детей, инвалидов. Я приходила к «сильным мира сего» не с протянутой рукой, а с готовым решением, предложением сотрудничества и участия в социальном проекте. Тоже нужном, как и помощь СВО. Годовые бюджеты тех, к кому я обращалась, сравнимы едва ли не с половиной городского бюджета, но не нашлось сравнительно скромной суммы на проект, который реально менял бы жизни. Первый вопрос: «А за сколько можно будет продать?». А вот не все продается, господа.
— Социальный проект, в принципе, не может дать быстрой отдачи… И как вы решили вопрос?
— Полиграфические услуги обошлись…ох, давайте лучше не буду говорить. Немножко подбросили друзья, сами очень скромно живущие, кто сколько смог, так что первые экземпляры книги – им! Я и не ожидала, и не рассчитывала, просто рассказала, что занята вот таким интересным проектом. Друзья, вы у меня самые золотые!!!
— Как полностью называется разработанная вами матрица?
— Универсальная матрица 7х7 для определения минорных и мажорных аккордов, аккордов с дополнительными ступенями (VI и VII, IX, XI и XIII, II и IV), уменьшенных и увеличенных аккордов, аккордов с задержанием, пауэр-аккордов, определения обращений и прогрессий. Можно короче: матрица-навигатор или матрица-ключ. По ней, кстати, и транспонирование легко произвести. Она буквально на страничку, очень компактная и информативная, как вы поняли. Несмотря на кажущееся мудреным название. А в книге 168 страниц.
— Да, звучит очень солидно и …научно (улыбается).
— Да, для слуха немузыканта непривычно. Но если взять «Музыкальную неотложку» и потихонечку, с нуля, идти страничка за страничкой то месяца через 2 – поверьте! – вы уже вполне сносно будете подыгрывать себе на фортепиано. Да, кстати, я подавала этот инновационный материал (матрицу и алгоритм ее использования) в патентное бюро, где после экспресс-экспертизы мне сказали, что материал хороший и его можно оформить патентом. А это отдельная процедура поиска и анализа темы по всем мировым источникам. Может, все же удастся найти адекватных спонсоров — хотелось бы прославить Россию. Лично мне за это денег не надо, я была бы просто счастлива, что смогу помочь людям. Помните, у Высоцкого «Я себе уже все доказал»? Мне уже давно никому ничего доказывать не хочется и не надо.
— Ну, как традиционно не спросить о творческих планах?
— Есть. Еще хочу сделать пособие по гитаре, уже без всяких новаций, но тоже с «изюминкой, даже план набросала. Но пока ленюсь. Поживем-увидим. Пока – на повестке дня достойное проведение презентации, хочется, чтобы все прошло на высоте, чтобы зал улыбался, чтобы приехали на мероприятие друзья из разных городов, используя такой приятный повод. Вы же понимаете, что повод и причина – не одно и то же? В этом случае – и то, и другое.
— Спасибо за интересную беседу, Татьяна! Искренне желаем вам успехов, радуйте нас своим творчеством и оставайтесь таким же светлым, добрым и красивым человеком!
— Сердечно благодарю, взаимно!
Алиса Селезнёва
АНОНС презентации книги «МУЗЫКАЛЬНАЯ НЕОТЛОЖКА»
29 ноября 2025 г. В 15.00
Дом Алябьева государственного музея-заповедника М.Ю. Лермонтова, г. Пятигорск, ул. Буачидзе,1
Вас ждет встреча с музыкантом, поэтом, ученым Татьяной Санкиной и дружескими творческими номерами (музыка, поэзия).
Новая книга Татьяны Санкиной — это учебное пособие для взрослых людей без музыкального образования, которые хотят научиться создавать собственный аккомпанемент на фортепиано. В нём нет сложной теории и нот — только практические знания, необходимые для уверенной игры аккордами и самостоятельного сопровождения любых песен.
Презентуется инновационная авторская методика с уникальной матрицей-навигатором, которая позволяет практически мгновенно определять состав любого, даже самого сложного аккорда. Методика уже прошла экспресс-экспертизу, и сейчас готовится для проведения полной регистрации патента.
Обращайтесь к автору по телефону: 8 961 448 52 00
















