22 ноября Православная Церковь празднует день памяти святителя Нектария Эгинского — известного греческого подвижника и чудотворца. В своей жизни святитель Нектарий часто испытывал нужду, скорби, несправедливость, но никогда не отчаивался, помогал людям и за всё благодарил Бога. За такое смирение и незлобие Господь прославил Своего угодника.
Святитель Нектарий (Анастасиос Кефалас) родился во Фракии в бедной семье. Был пятым из шестерых детей Димоса и Марии Кефаласов. Получив начальное образование, отправился в Константинополь. Был рабочим табачной лавки и школьным смотрителем. В 1866 году переехал на Хиос, где стал школьным учителем в деревне Литион.
7 ноября 1876 года в Неа Мони был пострижен в монашество с именем Лазарь. 15 января 1877 года митрополит Хиосский Григорий рукоположил Лазаря в сан диакона с наречением имени Нектарий.
С 1882 года по 1885 год диакон Нектарий учился в богословском институте Афинского университета. После завершения образования по рекомендации своего благодетеля он переехал в Александрию.
23 марта 1886 года патриарх Александрийский Софроний IV рукоположил его в сан священника и назначил в Свято-Никольский храм Каира. В этом же храме вскоре его возвели в сан архимандрита, а спустя некоторое время Патриарх принял решение о присвоении ему титула Верховного архимандрита Александрийской церкви.
15 января 1889 года хиротонисан в епископа Пентапольского с возведением в сан митрополита. Хиротонию совершили: патриарх Александрийский Софроний, бывший архиепископ Керкирский Антоний (Хариатис) и архиепископ Синайский и Раифский Порфирий (Марудас).
11 июля 1890 года отправлен на покой, с формулировкой: «не ужившийся в климате Египта». Биографы связывают отставку Нектария с ложным доносом Патриарху, сделанным кем-то из недоброжелателей митрополита.
Вернувшись в Афины, митрополит Нектарий семь месяцев жил в страшных лишениях. Тщетно он ходил по инстанциям, его нигде не принимали.
В 1892 году Нектарий получил должность проповедника в Греции, в провинции Эвбея, а в 1894—1908 года руководил Ризарийской богословской школой в Афинах. После ухода на пенсию он жил в основанном им в 1904 году Свято-Троицком женском монастыре на острове Эгина. Он помогал рабочим в строительстве монастыря: носил камни и выполнял земляные работы. В последний год жизни посещал монастырь Богородицы Хрисолеонтисса, где молился перед иконой Богородицы Хрисолеонтисса.
Скончался 8 ноября 1920 года от рака. После кончины его тело начало мироточить и более двадцати лет оставалось нетленным. Когда гроб привезли на Эгину, то весь остров вышел проводить своего святого со слезами.
20 апреля 1961 года патриаршим и синодальным указом Константинопольской патриархии митрополит Нектарий был причислен к лику святых, были подняты его святые мощи, которые находятся в Свято-Троицком монастыре на острове Эгина.
В Греции повсеместно почитается как чудотворец. Сохранилась народная поговорка: «Нет ничего неисцелимого для святого Нектария». Многие храмы и часовни посвящены ему.
Стараниями патриарха Александрийского Петра VII Священный синод Александрийского патриархата принял решение о реабилитации святителя Нектария. Была созвана большая конференция в Александрии. Прошли многочисленные официальные праздничные мероприятия с участием всех православных Поместных церквей, а 1999 год был объявлен годом святого Нектария.
Храмы в честь Нектария Эгинского освящены в городе Ленуар-сити (штат Теннесси, Восточно-Американская и Нью-Йоркская епархия, США) и в селе Трёхсельском (Краснодарский край, Армавирская епархия, Россия).
Из жития святителя Нектария Эгинского — «Господу Иисусу Христу на Небеса»
Оказавшись один в столице древней империи, Анастасий (имя святителя до принятия им монашеского пострига) нашел себе тяжелую работу на табачной фабрике. Жил он в то время в такой бедности, что однажды, стесненный в средствах до крайности, решил… написать Господу письмо с изложением своих нужд и потребностей – такова бы его детская простота и непосредственность. “Я попрошу у Него, – думал он, – фартук, одежду, обувь, ведь у меня ничего нет, мне холодно…” Вооружившись карандашом и бумагой, он написал: “Христос мой, у меня нет фартука, нет обуви. Прошу Тебя послать их мне. Ты знаешь, как я люблю Тебя”.
Затем сложил письмо, запечатал его и на конверте проставил следующий адрес: “Господу Иисусу Христу на Небеса” и с тем отправился на почту. По дороге ему повстречался сосед-торговец, и, как показало дальнейшее, встреча эта (как, впрочем, и все, что с нами происходит) была делом Промысла Божия.
– Анастасий, куда ты идешь? – спросил сосед.
Этот неожиданный вопрос смутил мальчика, пробормотавшего что-то в ответ и продолжавшего держать в руке письмо.
– Давай мне твое письмо, я его отправлю.
Не раздумывая, он отдал письмо. Торговец взял его, положил в карман и пошел дальше. А Анастасий, радостный, вернулся домой. Торговец же, уже подойдя к почтовому ящику, обратил внимание на загадочный адрес и, будучи не в силах удержать свое любопытство, вскрыл конверт и прочитал письмо. Взволнованный и встревоженный, он подумал, что Анастасий – исключительный ребенок, и решил тотчас же ответить на письмо, несомненно, подвигаемый к этому Тем, Кто сказал: вы сделали это одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25, 40). Набросав на бумаге несколько трогательных слов и вложив в конверт деньги, торговец послал этот конверт Анастасию. Ответ Господа оказался настолько быстрым, что наш юный святой уже через день, придя на работу, предстал перед своим хозяином в новой одежде. Увидев его столь хорошо одетым, хозяин пришел в ярость, обвинил Анастасия в краже денег и безжалостно избил. Мальчик протестовал, кричал, что он ни в чем не повинен и говорил невероятную правду о том, что деньги ему послал Бог.
– Я никогда в жизни не крал!
Однако на него продолжали сыпаться такие сильные удары, что на крик прибежал на помощь тот самый сосед-торговец, его покровитель, он-то обо всем и рассказал жестокосердному хозяину мальчика, избавив тем самым Анастасия от бесчеловечных истязаний.
Таким нелегким трудом юный святой зарабатывал свой хлеб, обеспечивал себе возможность учиться и помогал деньгами семье.
Из наставлений святителя Нектария Эгинского
О скорбях
«Любая скорбь, с терпеливым ожиданием переносимая, становится ступенью, приближающей к совершенству».
Счастье находится в нас самих
«Насколько же заблуждаются те люди, которые ищут счастья вне самих себя: в чужих странах и путешествиях, в богатстве и славе, в больших владениях и наслаждениях, в удовольствиях и преизбытке и в пустых вещах, которые концом своим имеют горечь!»
«Возводить башню счастья вне нашего сердца – это все равно что строить дом в месте, которое подвергается постоянным землетрясениям».
«Счастье находится в нас самих, и блажен тот, кто понял это».
«Счастье – это чистое сердце, потому что такое сердце становится престолом Божиим. Так говорит Господь для тех, кто имеет чистое сердце: «Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2 Кор. 6:16). Чего им еще может недоставать? Ничего, поистине ничего! Потому что они имеют в сердце своем величайшее благо – Самого Бога!»
Имеющий чистое сердце является возлюбленным чадом Божиим
«Добрая совесть – это самое великое из всех благ. Она – цена душевного мира и сердечного покоя».
«У кого чистое сердце, кто не испытывает обвинений со стороны своего сердца, кто творит добро и то, что угодно и совершенно в глазах Божиих, кто тщательно соблюдает заповеди Божии, тот имеет смелость предстать перед Богом. Все, о чем он просит, он получает от Бога».
«Имеющий чистое сердце является возлюбленным чадом Божиим. Дух Сына живет в его сердце, он получает всё, что просит, находит всё, что ищет, и ему открываются двери, когда он стучит».
Не цель, а средство
«Пост, бдение и молитва сами по себе не приносят желанных плодов, потому что они не являются целью нашей жизни, а составляют средство для достижения цели».
Будьте внимательны и к незначительным своим падениям
«Будьте внимательны и к незначительным своим падениям. Если по невнимательности с вами приключится какой-то грех, не отчаивайтесь, но тут же возьмите себя в руки и припадите к Богу, Который имеет силу поднять вас».
«Внутри мы имеем глубоко укоренившиеся немощи, страсти, изъяны, многие из которых являются наследственными. Всё это не обрывается ни одним резким движением, ни беспокойством и тяжелым переживанием, но терпением и настойчивостью».
Не малодушествуйте и не бойтесь
«Помните, что после искушения следует духовная радость и что Господь наблюдает за теми, кто претерпевает искушения и страдания ради Его любви. Итак, не малодушествуйте и не бойтесь».
«Доверьте Господу все заботы ваши: Он промышляет о вас».
«Вы же просите Бога и не теряйте смелость. Не думайте, что, поскольку стремление ваше свято, у вас есть право жаловаться, когда молитвы ваши бывают не услышаны. Бог исполнит ваши пожелания тем способом, о котором вы не ведаете. Итак, успокойтесь и воззовите к Богу».
Просите каждодневно любви у Бога
«Просите каждодневно любви у Бога. Вместе с любовью приходит и всё множество благ и добродетелей».
Освящение покидает смущенное и раздраженное сердце
«Освящение покидает смущенное и раздраженное сердце, омраченное враждой к ближнему. Так что быстрее помиримся с нашим братом, чтобы не лишать себя благодати Божией, которая освящает наши сердца».
«Кто в мире с самим собой и в мире со своим соседом, тот в мире и с Богом. Такой человек наполняется святостью, потому что Сам Бог пребывает в нем».
Не налагайте на себя более, чем можете понести
«Не налагайте на себя более, чем можете понести. Помните, что Бог не по принуждению подает дары Свои, но когда Сам того хочет. Всё, что Он дает вам, вы получаете незаслуженно, исключительно по Его милосердию».
Благодать посылается как дар тем, кто очистился от страстей
«Тот, кто ищет божественных даров и озарений, при этом будучи погружен в страсти, пребывает в глупом и гордом заблуждении. Прежде всего необходимо трудиться над очищением себя».
«Благодать посылается как дар тем, кто очистился от страстей. И получают они ее тихо и в час, о котором не знали».
По материалам wikipedia.org и pravoslavie.ru (свт. Нектарий Эгинский. Путь к счастью, 1).
Читайте также:
Просмотров - 2 404 Помочь сайту